ЕГЭ и коррупция в сфере образования

Aug 07, 2011 13:57


Каждое лето нас радуют очередной серией скандалов во время проведения ЕГЭ и приемной компании в вузах. Этот год побил все рекорды…

Началось все со вполне ожидаемого скандала с ЕГЭ. Почему ожидаемого? Да потому, что каждый год они случаются. Громче всего рвануло на этот раз не на Северном Кавказа (там ситуация в этом году намного лучше, чем в прошлом, т.е. какие-то меры приняты были). Громче всего рвануло в Москве. На этот раз вместо выпускников сдавать экзамены пришли какие-то студенты. Это было замечено! Кроме того, в интернете была выявлена компания решению задач ЕГЭ, присланных в виде фотографий, сделанных на мобильный. Эту аферу раскрыл питерский учитель математики Дмитрий Гущин.

Давайте оценим эти события (а я упомянул только самые яркие) не с точки зрения необходимости поливания грязью ЕГЭ и Фурсенко, а с точки зрения преподавательской этики. Итак, при проходе на экзамен у выпускников не проверяют паспорта и за ними никто не следит во время экзаменов (фоткай задания и рассылай ММС сколько душе влезет). Почему никто не следит за происходящим в классе? Т.е. коррупция поразила именно преподавательское сообщество.

Второй скандал разразился в МГУ, где разрешили проводить один собственный экзамен в дополнение к ЕГЭ. На этот раз отличился журфак. Вот что эти работники ножа и топора придумали. Они проводят экзамен, приемная комиссия ставит оценки, а потом… нет, это надо цитировать, это просто праздник какой-то:

Поводом для изменения формы проведения творческого конкурса стали высказывания журналиста "Эхо Москвы" Владимира Варфоломеева о порядке работы приемной комиссии, в состав которой он входил. К журналисту вскоре после экзамена подошла одна из абитуриенток, получившая 12 баллов на творческом конкурсе из 30 возможных. Она попросила Варфоломеева указать, какие ошибки она допустила. Журналист удивился ее баллом, так как знал, что комиссия при его участии поставила девушке максимальную оценку.

Варфоломеев выяснил, что результаты абитуриентов пересматриваются "некой экспертной комиссией", благодаря чему, как он подозревает, "заинтересованные лица расчищают путь каким-то избранным абитуриентам". В положении о работе приемной комиссии в МГУ Варфоломеев никаких упоминаний об особой комиссии не обнаружил.

Затем разгорающийся скандал быстро купируется - пересмотренные “особой комиссией” результаты отменяются, абитуриенты получают оценки, которые им поставили экзаменторы. Нет, вы подумайте только - чтобы получить оценку, поставленную экзаменатором, надо устроить скандал в СМИ!

Ну а потом начинается самое веселое. Далее вступает в дело 2-й мед. Там дело доходит до обычного мошенничества. Была разработана такая схема (до сих пор неизвестно кем). В списки вносятся “мертвые души” с огромными баллами по ЕГЭ. Они занимают все места в первую и вторую волну приема. За это время, все нормальные люди уходят в другие вузы, а потом можно принять нужных людей, какие бы низкие баллы у них ни были. Тут очень важно - раз была организована такая схема, значит устроить мошенничество с постановкой высоких баллов по ЕГЭ намного сложней, чем устроить мошенничество в вузе. Т.е. система ЕГЭ защищена от коррупции не так плохо, как это принято думать!

Не ясно кто это организовал. Ректор, естественно, говорит, что он ни при чем, а все это происки темных сил и американских шпионов. Правда, выяснилось, что вся информация, необходимая для раскрытия аферы, в вузе была. Цитирую:

Как рассказала глава Рособрнадзора, университет в ФБС (Федеральная база свидетельств, насколько я понимаю) по поводу этих абитуриентов обращался, в базе данных их не нашли, о чем вуз и проинформировали еще 22 июля. Как рассказала Глебова, в объяснительной записке, полученной из "второго меда", говорилось, что результаты из ФБС там получили, однако обработать "не успели".

Т.е. они информацию имели, но использовать ее не смогли или не захотели. Если это так, то вина ректора несомненна - именно он отвечает за правильную организацию работы в вузе. В дальнейшем пусть разбирается прокуратура - кто-то же должен быть в этом виноват?

И все бы хорошо было у этих друзей, если бы не один крутой чувак в интернете. Зовут его Виктор Симак. Он по просьбе друзей проверил списки и обнаружил, что там все как-то подозрительно. Симак обратил внимание на то, что данные множества абитуриентов удивительным образом совпадают. Все они набрали больше 270 баллов по ЕГЭ, имеют льготу на поступление вне конкурса, не подавали документы в другие медвузы, а во 2-й мед подали их в самом конце установленного срока. По данным Симака, эти абитуриенты заняли в списках вуза почти все места на две волны вперед.

А далее случилось страшное. Вместо того, чтобы этого мерзкого Симака арестовать и расстрелять как явного врага народа, Рособрнадзор начал проверку списков. Кто тут поспособствовал не ясно. Цитирую:

Уже 3 августа стало известно о намерении Рособрнадзора провести проверку по этому поводу. В ведомство с такой просьбой обратилось Минздравсоцразвития (оно является учредителем РНИМУ). В интервью "Эху Москвы" глава Рособрнадзора Любовь Глебова, впрочем, заявила, что об изысканиях Симака ведомству рассказали коллеги из аналитического центра Высшей школы экономики.

Но это уже детали. Короче говоря, нашлись добрые люди, которые увидели информацию и дали ей ход. В результате, ректор 2-го меда вызван в прокуратуру, мертвые души истреблены, мошенники подсчитывают убытки. И это - хорошо!

Выводы:

1) Дмитрия Гущина, Владимира Варфоломеева и Виктора Симака представить к государственным наградам!

2) Образовательная система коррумпирована и валить все беды на ЕГЭ непродуктивно (хотя и закрывать глаза на недостатки ЕГЭ еще опасней). Коррупция выгодна преподавателям, так как приход студентов по коррупционным схемам не только приносит деньги во время приемной комиссии (300-400 тыс. руб. по данным Российского студенческого союза), страшнее, что таких студентов доят и все время обучения. А в итоге мы получим врачей, кои не умеют лечить, ракеты, которые не летают, корабли, которые тонут, самолеты, которые падают… список можно продолжать.

3) ЕГЭ реально помогает бороться с коррупцией в образовательной системе. По крайней мере, дает шанс отслеживать случаи мошенничества и убирает экзамены из вузов (если даже в МГУ дела не идеальны, то что бы происходило во всяких 2-х медах, если бы и им разрешили самостоятельно проводить экзамены, даже подумать страшно).

4) Единственным союзником министерства в борьбе с коррупцией неожиданно оказались блогеры и независимые СМИ. Поэтому необходимо увеличивать открытость ЕГЭ и создавать возможности для реального общественного контроля. Раз учителя не могут отследить использование мобильников - привлечь к работе волонтеров. Раз у сотрудников ректората не доходят руки проверить списки на наличие “мертвых душ”, значит, списки надо передавать не в вузы, а вывешивать в интернете в открытом доступе.

5) Главным проводником коррупции является часть преподавательского сообщества (в том числе, руководство школ и вузов, которые готовы терпеть коррупцию, дабы не выносить сор из избы). Именно поэтому они и выступают так активно против ЕГЭ. Сейчас уже поднялась новая волна - раз из-за ЕГЭ великих и непогрешимых ректоров 2-х медов вызывают в прокуратуру, давайте отменим ЕГЭ. Интернет пестрит этим.

6) В ближайшие годы нас ждет аграменный скандал с олимпиадами, так как Рособрнадзор понемногу будет перекрывать основные дыры в системе ЕГЭ и единственная возможность для коррупции останется в олимпиадах.

Dixi

министерство образования и науки, МГУ, коррупция, образование

Previous post Next post
Up