Просто удивительно, как мало издают иллюстрированных книг Сахарнова о море. А ведь иллюстрации к его произведениям рисовали такие художники, как Смольников, Беломлинский, Устинов. Да и сами повести, рассказы и сказки стоят того, чтобы их прочитать.
"Кто в море живёт": - "В холодном море". - "В тёплом море". Короткие и познавательные рассказы для дошкольников о морских и прибрежных обитателях. Илл. издания: "Кто в море живёт" с илл. Устинова изд. "Мелик-Пашаев". [Прочитать рассказ ИЛИСТЫЙ ПРЫГУН] Илистый прыгун Вот так лес! Корни у деревьев в воздухе, по стволам крабы бегают, на ветвях рыбы сидят. Летела мимо муха. Рыба с ветки - прыг! Схватила муху на лету - и в воду, на дно. Закопалась в ил. Удивительная рыба! Так ведь и лес удивительный. Мангровый. Из моря растёт.
[Прочитать сказку КАК КРАБ КИТА ИЗ БЕДЫ ВЫРУЧИЛ] Как краб кита из беды выручил Охотился кит за рыбьей мелочью. Рыбья мелюзга в океане тучами ходит. Кит набежит, пасть разинет ап! - и полон рот. Пасть захлопнет, воду сквозь усы процедит. Всю мелюзгу - в глотку. Глотка-то у него маленькая. Рыбёшка, как увидит кита, - сразу к берегу. Кит за ней. Разбежался - рраз! - и вымахал на берег. Хорошо, что кит - зверь, а не рыба: без воды не помрёт. Лежит на песке, как чёрная скала, - ни туда, ни сюда. Тяжко вздыхает: жди теперь, когда вода придёт! Тут по берегу волки. Голодные. Рыщут, чем бы поживиться. Видят - гора мяса. Едва шевелится. Подбежали. «С какого бока начинать?» - прикидывают. Увидел это из воды краб. «Конец киту! - думает. - Свой морской зверь - надо выручать». Вылез на берег. - Стойте! - кричит волкам. - И я с вами. Кита на всех хватит. Вот дождёмся - все и примемся. Волки остановились. - Чего ждать-то? - Как - чего? Не знаете разве: кита только при луне едят. Чем луна выше, тем китятина вкуснее! Удивились волки, но спорить не стали. Краб в океане живёт, с китом. Ему, пучеглазому, видней. Расселись на берегу вокруг кита, морды кверху задрали. Уж вечер - недолго ждать луны-то! Кит лежит, вздыхает. Вот из-за горы луна выглянула и поползла вверх по небу. Волки сидят, молчат, на кита смотрят. Не замечают, что в океане вода поднимается. С голоду зубами щёлкают. На краба поглядывают: не пора ли за кита приниматься? Краб сидит себе, клешнями бока поглаживает. Вдруг чуют волки - сидеть мокро стало. Отбежали к горе и с кита глаз не спускают. Стала луна у волков над головами. Почуял и кит под собой воду. Вздохнул, набрал полную грудь воздуха да как даст хвостом! Брызги во все стороны. Волки врассыпную. Кит воду хвостом пенит, на волков волну гонит. Волки - на гору. Кит развернулся головой к морю, забурлил хвостищем и пошёл, пошёл! Выплыл на глубину, набрал воздуха - и пропал. Только его хвост и видели. И краб потихоньку - боком, боком - за ним. Опомнились волки - ни кита, ни краба! Долго на берегу сидели. То вверх, на луну, поглядят, то вниз, на воду. Ничего не понимают - народ сухопутный. Откуда им знать, что на море-океане отливы бывают и приливы! И чем луна выше, тем приливы сильнее.
[Прочитать отрывок МАТРОС ПО ИМЕНИ ПАРОХОД] Матрос по имени Пароход Жил в славном городе Ленинграде матрос по имени Пароход. Он жил на Таврической улице в доме номер семь. В комнате у него стояла железная кровать, а на стене висела тарелка с нарисованными львами. Ещё в комнате был стол, и на нём лежали морская раковина и корабельный гвоздь. Каждое утро матрос просыпался, брал со стола раковину и прикладывал её к уху - слушал, не шумит ли море. Однажды он проснулся, приложил раковину к уху - шумит! «Пора в плавание! - подумал Пароход. - Пора новый корабль строить». Взял он со стола гвоздь, вышел на Таврическую улицу. Пройдя по ней сорок шагов, свернул в Таврический сад. Идёт Пароход по Таврическому саду, а навстречу ему незнакомый человек, одет в полосатую морскую рубашку, в руке зонтик. «Первый раз вижу, чтобы матросы ходили с зонтиками!» - подумал Пароход. А незнакомец поравнялся с ним и говорит: - Простите, - говорит, - как мне пройти к морю? - Сам туда иду! - отвечает Пароход. - Пойдёмте со мной. Пошли рядом. - Мне, - объясняет человек с зонтиком, - врачи велели дышать морским воздухом. Очень у меня слабое здоровье: плохой аппетит, кашель и коленка скрипит. Всё лечусь, работать даже некогда. - А мне, - говорит Пароход, - как раз матрос нужен: корабль строить иду. В море поплывём. - Нет, нет! - говорит человек с зонтиком. - Мне в море нельзя. Рассердился Пароход. - Зачем же, - говорит, - в таком случае вы морскую рубаху носите? Вы что, береговой моряк? - Ага, береговой. Рубаху я по случаю купил. Хотел Пароход ещё больше рассердиться, вдруг видит: стоит на дорожке сундучок. Голубой, с двумя ручками. - Откуда здесь сундучок? - удивился Пароход. - И чей он? - Наверное, ничей, - говорит человек с зонтиком. - Давайте посмотрим, что в нём. Может, лекарство? - Посмотрим, - говорит Пароход, а сам думает: «Зачем мне лекарства? Мне электрический утюг нужен, мои морские штаны гладить. А то я их всё по старинке: на ночь под матрас кладу». Вытащил из кармана складной нож, поддел им крышку - крак! Крышка открылась, а там - кот. Рыжий, с зелёными глазами. Кот как выскочит - и бежать. Пароход - за котом. И человек с зонтиком тоже. Кот по дорожке, и они по дорожке. Кот по ограде, и они по ограде. Кот - на дерево. Пароход руку протянул, дерево к земле пригнул, снял кота. Принесли они его назад, посадили в сундучок. Закрыли крышку, сидят отдыхают. - Фу, как коленка болит! - говорит человек с зонтиком. - И кашель. Кха! Кха! Интересно, как там кот в сундучке? Давайте посмотрим. Открыли они крышку, а в сундучке вместо кота обезьяна! Как подпрыгнет, выскочила из сундучка - и бежать. Они за обезьяной. Обезьяна под скамейку, и они под скамейку. Обезьяна на качели, и они на качели. Обезьяна под карусель. Пароход карусель приподнял, вытащил обезьяну. Принесли её назад, посадили в сундучок, закрыли крышку. - Уфф! - говорит человек с зонтиком. - И откуда обезьяна взялась? Ведь там был кот. Давайте посмотрим ещё раз. Открыли они крышку, а в сундуке - утюг. Электрический, со шнуром. - Вот это утюг! - говорит Пароход. - В самый раз мои морские штаны гладить. Отнесу-ка я его домой. Подождите меня здесь. Вас как звать? - Степан Петрович Сапожков. Но знакомые зовут меня Слипом. Почему, сам не понимаю! - А чего тут понимать? Слабый вы - потому и Слип. Взял Пароход сундучок под мышку и пошёл вразвалочку домой. А береговой моряк Слип остался его в саду ждать. Ходит по дорожке взад-вперёд. Вдруг навстречу ему из-за поворота выходят три льва… Но это уже новая сказка.
[Прочитать сказку жителей островов Банкса (Океания) КВАТ И ПАУЧОК МАРАВА] Кват и паучок Марава (Сказка жителей островов Банкса, Океания) Когда мужчины с Вануа-Лава отправились на остров Гауа менять раковины, Кват был мальчиком. Лодки стояли на воде, готовые к отплытию. - Кто же будет нас кормить? Кто будет ловить рыбу и стрелять летучих собак? - спросили женщины вождя. - Вот кто! - ответил вождь и положил руку на голову Квата. Лодки уплыли, и Кват понял, что теперь ему надо рассчитывать только на свои силы. Первым делом он решил сделать себе лодку. Пошёл в лес, выбрал дерево потолще, свалил его раковинным топором, стал выдалбливать сердцевину. Стучит топором, поёт песни. До вечера не управился, ушёл. Приходит утром, а дерево цело и стоит на прежнем месте. Снова повалил его Кват. Приходит на другое утро - опять кто-то поднял дерево и поставил на место. Удивился Кват: в чём дело? В третий раз свалил дерево, обкорнал, выдолбил. Потом выбрал одну щепочку, отнёс её в сторону, стал маленьким-маленьким, под щепочку залез и ждёт. Вдруг видит Кват - вспучилась земля, вылез из неё паук Марава. Обернулся старичком, собрал щепки, вложил их в ствол, приделал ветки. Обхватил дерево, поднатужился и поставил на прежнее место. Обошёл вокруг, прищёлкнул языком от удовольствия, стал петь и даже пританцовывать. Потом остановился, присмотрелся к стволу - одной щепочки нет! Стал старичок её искать. Нашёл. Только за ней нагнулся, а Кват из-под щепки как выскочит, как замахнётся топором. Испугался Марава. - Не убивай меня, Кват, - молит, - сделаю я тебе лодку! Обернулся снова пауком, побежал по лесу. Нашёл на берегу моря сухую колоду, выцарапал сердцевину, поставил балансир, мачту, сплёл из паутинок верёвки и парус. Снова превратился в старичка и говорит: - Вот тебе лодка, Кват! Столкнул Кват лодку на воду, сел в неё и поплыл на соседний остров охотиться на летучих собак. Подплывает, видит - движется над верхушками пальм голова злого великана - вуи. Страшный великан: лицо и грудь раскрашены белыми полосами, в волосах сучки и перья птиц. Спрятался Кват за скалу, дождался, когда вуи ушёл, взял лук и стрелы, пошёл в лес. Настрелял летучих собак. Вдруг слышит гром и треск - снова идёт вуи. Не растерялся Кват, подпрыгнул и зацепился ногами за ветку. Висит вниз головой среди летучих собак. Вуи его и не заметил - прошёл мимо. Кват с добычей поплыл обратно на Вануа-Лава. Плывёт под парусом, веслом рулит, песню поёт. Обрадовались женщины еде. В другой раз поплыл Кват ловить рыбу. Закинул сеть, вытащил несколько рыб. Закинул во второй раз, видит - плывёт к нему акула. Подплыла и говорит: - Не бойся меня, Кват! Выпусти рыб - они мои родственники. А за это я подарю тебе сладкий картофель, который можно печь на огне. Выпустил Кват рыб. Смотрит, а на том месте, где только что была акула, плавает картофельный клубень. Поднял его Кват из воды и поплыл домой. А дома на берегу голодные женщины и дети. Понурив голову прошёл мимо них Кват. Делать нечего, отправился он в лес. Выжег часть поляны, вскопал палкой землю, посадил клубень. Выросло много сладкого картофеля - батата, собрал его Кват в кучу и ушёл в деревню за женщинами. А великан вуи в это время решил навестить Вануа-Лава. Перешёл море вброд, пошёл по острову, видит - куча картофеля. Заплясал от радости. «Стой! - думает. - Надо сперва от людей избавиться». Вырыл яму, накрыл её своим плащом, спрятался и стал ждать. А Кват уже ведёт женщин на поле. Шли они, шли и провалились. Сидят в яме, а вуи наверху хохочет. Взял тогда Кват лук и пустил из ямы стрелу. Попала она в дерево. Пустил вторую. Попала вторая стрела в первую. Стрела за стрелой - получилась цепочка. Свесилась цепочка из стрел в яму. Кват ухватился за неё и вылез. За ним - женщины. Убежали они от вуи, а Кват с полдороги вернулся, спрятался за кустами и смотрит, что делает вуи. А тот собирает в мешок картофель. Вдруг зашевелились листья на земле, вылез из-под них паучок Марава. - Я всё видел, - говорит паучок. - Давай накажем злого вуи! Стал он бегать поверх ямы, затянул её паутиной. А Кват сверху забросал листьями. Потом стал Кват на краю ямы и давай вуи дразнить. Кинулся великан на дерзкого мальчика, прыгнул с размаха на листья, как рухнет в яму! Упал и от испуга превратился в камень. До сих пор на Вануа-Лава торчит из земли каменный исполин. А женщины деревни испекли картофель в горячей золе, надели праздничные наряды, сели у моря и стали ждать. Видит Марава, не получается без мужчин праздник. Полез на небо. Лезет, за собой паутинку тянет. Ухватился Кват за паутинку и тоже полез. Забрались они с Маравой на облако, а оттуда всё море видно. Плывёт по морю флот - возвращаются мужчины. Причалили лодки. Начался праздник. Все танцуют и поют. А Кват сел в свою лодку. - Ты куда? - спрашивает его вождь. - На другие острова. Хочу подарить всем людям сладкий картофель. И сам хочу поучиться у людей. Но я ещё вернусь! Так уплыл Кват.
"Самый лучший пароход". Интересные и познавательные рассказы о моряках, море и его обитателях.
[Прочитать рассказ СТУК-СТУК-СТУК] Стук-стук-стук Как-то в антарктические воды зашёл военный корабль. Он должен был снять с китобойца заболевшего матроса и отвезти его в ближайший порт. Корабли встретились и остановились борт о борт. Больного стали готовить к передаче. В это время матрос-гидроакустик военного корабля включил свою станцию и стал слушать, как звучит антарктическое море. Шумы… шорохи… Скрипнуло что-то и замолчало. Засверлило, запело это невдалеке проплыл косяк рыб. И вдруг - стук-стук! Что такое? Прислушался акустик. Опять - стук-стук! Постучит и пропадёт. Будто кто-то за дверью работает. Пока дверь открыта, стук слышен. Захлопнули дверь - и стук пропал. Вышел матрос на палубу. Зелёное море до горизонта. Стоят их корабль и китобоец, привязанные друг к другу. Моторы заглушены, не работают. Неподалёку кит-одиночка бродит: вынырнет, пустит фонтан и опять скроется. Всё тихо. Некому и нечем стучать. Непонятно! Махнул матрос рукой и пошёл помогать переносить больного. Через неделю, когда корабль пришёл в порт, акустик разговорился на берегу с одним человеком и рассказал ему про звуки, которые слышал в море. Этот человек был учёный. Он изучал жизнь морских животных. - Очень интересно! - сказал учёный. - А ну пойдёмте ко мне. Он привёл матроса к себе в кабинет, поставил на стол магнитофон и включил запись. В магнитофоне зашуршало, а потом послышалось знакомое: стук-стук!.. Стук-стук! - Это стучит сердце кита, - сказал учёный. - Вы знаете: звук хорошо распространяется в воде. Когда кит открывает рот, чтобы проглотить добычу, стук его сердца разносится далеко-далеко. Потом он захлопывает рот, и стук не слышен. Матрос расстроился и ушёл. Ему было жалко, что он сам не записал услышанное в море. Стук-стук-стук! - это стучит сердце кита.
"Разноцветное море": - "Разноцветное море" (про Чёрное море и первые подводные плавания автора). - "Как я спас Магеллана" (как спасали корабль). - "Безногие головоногие" (про осьминогов, кальмаров и каракатиц). - "Цунами" (про Курилы). - "Дельфиний остров" (про дельфинов и науку).
[Прочитать отрывок В БАМБУКЕ (из ЦУНАМИ)] В бамбуке Я плыл по зелёной траве, как пароход. Бамбуковые листья обтекали мои колени, как вода. Сзади брёл Коля. Скоро бамбук стал выше. Его листья уже стегали нас по животам. - Может, повернём? - предложил Коля. - Ну да! Я сделал шаг и ухнул в яму. Листья с треском соединились над головой. Из ямы я вылез весь перепачканный и исцарапанный. Колина голова качалась далеко впереди. Бамбук был ему уже до плеч. - Давай повернём! - крикнул я. Мы повернули, но - удивительное дело! - бамбук, вместо того чтобы уменьшиться, стал ещё выше. Пошли налево - под ногами оказалась топь. Повернули направо - наткнулись на стену колючих кустов. Я шёл, падал, поднимался и падал вновь. Колю я уже не видел. Только слышал, как он трещит позади. «Молодец, хорошо идёт!» Я брёл напрямик, теряя силы, не разбирая пути. Во рту у меня пересохло, ноги слабели. И вдруг передо мной открылась поляна. Узкая, длинная, она вела прямо вниз, к берегу. Должно быть, по ней когда-то лесорубы спускали брёвна. Я вывалился из бамбуковой чащи, шлёпнулся на землю и прохрипел: - Коля-а-а!.. В бамбуке затрещало. - Сюда-а-а!.. - Иду-у!.. - раздался Колин голос, и я увидел, что Коля стоит на той же поляне, только ниже, чем я. Кто-то невидимый, кого я всё время принимал за Колю, ломая с хрустом бамбук, удалялся. - К-кколя, - заикаясь, спросил я, когда мы сошлись, - т-т-т-ты давно здесь? - Минут пять. А что? - Н-н-ничего. Я понял, кто бродил со мной в бамбуке.
"Девочка и дельфин". Трогательная история о том, как подружились девочка и дельфинёнок. И даже разлука не разрушила их дружбы.
[Прочитать отрывок из ДЕВОЧКИ И ДЕЛЬФИНА] Отрывок из "Девочки и дельфина" В Чёрном море нет ни хищных акул, ни косаток. - Остерегайся сетей! Люди ловят ими рыбу, - говорила мать. - Тонкая сеть прозрачная, она - беда. И беда пришла. Как-то дельфины, увлечённые погоней за косяком рыб, очутились около самого берега. Вожак пытался повернуть стаю назад в море, но, привлечённые близостью добычи, молодые дельфины продолжали нестись вперёд. Пятнистый был опытный зверь. Его челюсти и морду покрывали белые шрамы - следы укусов и ран. Говорили, что когда-то не было в стае второго такого задиры и охотника. Но сегодня даже он был бессилен. Стая плыла вдоль берега, и Малыш с удивлением разглядывал горные склоны, поросшие деревьями, и белые, как облака, дома, и людей, которые двигались между домами. Он не заметил, как отделился от стаи. И неожиданно почувствовал, что нос его упёрся в какую-то преграду. Зелёные нити разделили воду перед глазами на ровные квадраты. Это была сеть. Нити не пускали вперёд. Он рванулся назад - сеть последовала за ним. Попробовал всплыть - никак. Малыш испугался. Он никогда не задумывался над тем, как долго может обойтись без воздуха. Дельфинёнок издал резкий тревожный свист. Несколько пузырьков воздуха выскочило из дыхальца, он забился - сеть обернулась вокруг хвоста. Малыш пискнул, в лёгкие вошло что-то сверлящее, острое - он задыхался… И вдруг из лиловой мглы к нему приблизилось чёрно-белое чудовище, сеть начала опускаться. Малыш бросился наверх - в глаза ударило солнце. Он глотнул обжигающего воздуха и потерял сознание. Очнулся он оттого, что кто-то осторожно подталкивал его снизу. Малыш открыл глаза и увидел Пятнистого. Огромный дельфин терпеливо ждал. Дальше они поплыли вместе. Уже издали, приближаясь к стае, они услыхали тревожные свистки. Стая металась, окружённая кольцом блестящих, прыгающих на волнах поплавков. Около них покачивался с борта на борт катер. На палубе суетились люди в сверкающих оранжевых куртках. Поплавки плыли к борту - люди выбирали сеть.
"Путешествие на "Тригле". О том, как художник случайно попал в экспедицию по поиску окаменелостей. Часть берега с окаменелостями во время войны сползло в Чёрное море, и теперь они находятся где-то на дне. Весёлая и познавательная повесть.
[Прочитать отрывок ТРИГЛА] "Тригла" На другой день с чемоданом в руках я пробирался сквозь толпу на пристани. - Где здесь экспедиция? - спросил я мужчину в жёлтой соломенной шляпе. Мужчина посмотрел на меня сверху вниз. - Прямо. Прямо передо мной возвышался белоснежный борт теплохода. На белой краске горели бронзовые окошки - иллюминаторы. Загорелые матросы, как обезьяны, бегали по крутым лестницам. А ГДЕ МАРЛЕН? Грохнула музыка. Тонкие стальные канаты шлёпнулись в воду. Белый борт медленно пополз вдоль причала. Теплоход описал по бухте широкий полукруг и вышел в море. ВОТ ТАК РАЗ!.. А Я?.. Кто-то схватил меня за рукав. - Ты что здесь делаешь? - Позади меня стоял Марлен. - Живей, тебя ждут! Рассекая толпу, как ледокол, он повёл меня вдоль причала. В самом конце пристани стояла маленькая, выкрашенная в грязно-зелёный цвет шхуна. На её носу белыми буквами было написано: ТРИГЛА. На палубе стояло несколько человек. Шагнув через борт, мы очутились среди них. Парень с бородой отвязал канат, оттолкнул ногой нос шхуны. Затарахтел мотор. «Тригла», покачиваясь, пошла к выходу.
"Трепанголовы". О том, как художнику поручили нарисовать для книги трепангов, осьминогов и кальмаров. И вот он из Ленинграда отправляется в Приморский край на о. Попова, в совсем другой для себя мир. Правдиво рисовать морских животных оказалось не просто...
[Прочитать отрывок ГАЛОШИ] Галоши Дождь лил третий день подряд. Я сидел в комнате, как в плену. Дорога превратилась в реку из жёлтой грязи. Лужайки за домом стали чёрными. Я понял: мне нужны сапоги. Резиновые, высокие, как у всех на острове. Я надел свои раскисшие полуботинки, отправился в магазин. Магазин стоял на горе. Я лез к нему наверх по щиколотку в грязи, скользил, цепляясь руками за кусты. Жёлтые ручьи текли мне навстречу. Я ввалился в магазин и прохрипел: - Сапоги! Девушки-продавщицы очень удивились: - Вы это о чём? - Мне нужны сапоги. Резиновые. Сорок второй размер. Срочно. Высокие, до колен. - Сапог нет, - ответили девушки. Ноги перестали меня держать, и я упал на подоконник. - Поймите, - сказал я. - Приехал издалека. Мне надо всё время ходить. У меня есть босоножки. Но я не могу в них. Я тону в грязи. - Сапоги все разобрали, - сказали девушки. - Милые! - взмолился я. - Приехал издалека. - Катя, поищи, там какие-то ещё есть, - сказала продавщица постарше. Та, что помоложе, принесла из задней комнаты маленькие резиновые сапожки. - Только такие, - сказала она, - только детские, на пять лет. - Мне не пять лет. - Я чуть не плакал. - Мне тридцать четыре года. У меня сорок второй размер! - Странный вы человек, - сказала старшая. - Сапоги покупают заранее. Вам говорят ясным языком: взрослых сапог нет. Зимой… Я покачал головой. Зимой меня здесь не будет. Я буду ходить дома по асфальту в галошах… Стоп! Это идея! - А галоши у вас есть? - Сорок первый размер. - Давайте. Я заплатил деньги и получил пару блестящих, словно облитых маслом, галош. Примерил их. На полуботинки галоши были малы. Ничего! Я снял полуботинки и надел галоши. Я надел их просто так, на носки. Я знал, что спасёт меня. БОСОНОЖКИ. Они меньше, а в крайнем случае им можно обрезать носки. Пускай никто ещё не ходил в галошах, надетых на босоножки. Я буду первый. Мне не страшна теперь никакая грязь. Я вышел из магазина и пошёл самой серединой улицы. Я не шёл, а плыл по грязи. Как Колумб к Антильским островам. ТЕПЕРЬ ДОЖДЬ МНЕ НЕ СТРАШЕН!
"Дом под водой". Третье путешествие художника. Он снова возвращается в Голубую бухту Чёрного моря, чтобы участвовать в новой экспедиции. На этот раз под водой установят дом, в котором будут жить люди. И будут записывать звуки, издаваемые рыбами.
[Прочитать отрывок КАК ЯКОРЬ?] Как якорь? Все повторяли слово «якорь». - Как с якорем? - Якорь обещали к обеду. - Не видно якоря? - Ещё нет. - А блины для якоря? КАКИЕ ЕЩЁ БЛИНЫ? - Якорь… Якорь… Якорь… Я не выдержал. - Ну, как там с якорем? - небрежно спросил я одного водолаза; тот сидел на корточках и тряпкой с вазелином протирал пружинки от акваланга. - А? - Я говорю: как якорь, ничего? - Не видел, - сказал аквалангист. - Его никто ещё не видел. Сегодня должны привезти. В это время из-за скалы выполз ещё один буксирный катер. Он вёл за собой понтон. На понтоне один на другом лежали рыжие чугунные блины. Каждый толщиной в четверть метра. Целый столб. Под их тяжестью понтон едва не тонул. Катер подтащил понтон к крану… И вдруг я увидел, что из-за палатки вышел Марлен. Он был с кудрявым человеком в шортах. - Марлен! - закричал я и кинулся к ним. - Наконец-то! Марлен остановился и задумчиво посмотрел на меня. - А, это ты? - сказал он. - Как якорь? Я разозлился. Мы не виделись два года. Нашёл о чём спрашивать! - Утонул твой якорь. Марлен посмотрел на бухту. - Нет, вижу, он здесь… Знакомься, это дрессировщик дельфина. Будет готовить животное. Человек в шортах протянул мне руку: - Рощин-второй! Я сунул ему в ладонь два пальца. РОЩИН-ВТОРОЙ… А ГДЕ ЖЕ ПЕРВЫЙ?
"Рассказы о животных": - "Лимон для Чугункова" (про котиков). - "Арий камень" (про остров морских птиц). - "Белушонок" (как спасали белушонка). - "Звери Микуми" (про Африку). - "Из африканских рассказов" (про Африку). - "Птичий человек из Мадраса" (про Индию). - "Акулы" (про акул, Куба). - "Хозяин каменной норы" (про осьминогов, Куба). - "Из рассказов о коралловом рифе" (про обитателей рифов, Куба). - "В гостях у крокодилов" (про ферму крокодилов, Куба). - "Ночные путешественники" (про сухопутных крабов, Куба). Илл. издания: "Акула на песке" с илл. Аземши изд. "Амфора" (только часть рассказов).
[Прочитать отрывок АКУЛА НА ПЕСКЕ (из АКУЛ)] Акула на песке С утра стояла отличная погода. Штиль. Даже у внешней кромки рифа, где всегда толклись волны, на этот раз вода словно остекленела. Мы с Родольфо плавали у внутренней кромки, где кораллы погибли и где песок чередовался с зарослями черепаховой травы. В траве сидели коротконогие ежи. Кончики их иголок были выставлены, и поэтому казалось, что ежи поседели. На макушках у них шевелились осколки раковин, листочки горгонарий, плоские камешки. Тонкими, нитевидными ножами ежи поддерживали свои украшения. Резкие движения воды достигли меня. Я оглянулся. Ко мне плыл Родольфо. Подплыв, он повернулся и вытянул руку по направлению к большой песчаной осыпке. Там, почти касаясь брюхом песка, медленно плыла тупоголовая, с человека величиной, рыбина. Красноватая, с бесцветными глазами хищница неторопливо двигалась к нам. Это была песчаная акула, точно такая, каких я видел в бассейне. Я начал судорожно вспоминать свою таблицу. Святое небо, что за квадратик стоит против неё? Кажется, жёлтый… Ну конечно, жёлтый! Я облегчённо вздохнул и жестом показал: «Ерунда». Акула плыла, то и дело тыча мордой в песок, что-то искала и не обращала внимания на то, что делается наверху. Мохноногий краб не успел удрать, и акула, сделав едва заметное движение головой, сглотнула его. Обогнув бугристый зелёный коралл, она очутилась под нами. Я ещё раз жестом успокоил приятеля. Колебания воды, вызванные моей рукой, достигли акулы, она остановилась и, изогнув шершавое, складчатое тело, посмотрела на нас поросячьим глазом. Что-то шевельнулось у меня в желудке. «Пустяки! Раз пишут - не нападает, значит, не нападает». Акула продолжила свой путь. Когда она достигла песчаной поляны, со дна, подбросив облако песка, подскочила и пустилась наутёк камбала. Акула заметила её и стремительно кинулась вдогонку. Они исчезли за нагромождением каменных глыб, а мы поспешили к берегу. Там я тотчас побежал в дом, торопливо достал таблицу из чемодана. Против песчаной акулы стоял красный квадрат.
Не смотря на то, что произведения Сахарнова мне очень нравятся, всё же хочу особо выделить: "Морские сказки", "Сказки о львах и парусниках", "Сказки из дорожного чемодана", сборник "Самый лучший параход", сборник "Разноцветное море", "Путешествие на "Тригле", "Акулы", "Хозяин каменной норы". Издатели, всё в ваших руках!
На сегодняшний момент в нашей библиотеке есть четыре книги Сахарнова. Две из них у меня с самого детства:
Это чудесный сборник-двухтомник с чёрно-белыми иллюстрациями Беломлинского. Он 1987 года издания, значит мне было 9-10 лет, когда я впервые его прочитал. Два тома включают в себя все вышеперечисленные произведения и даже более того. Издания крепкие: не смотря на многократное перечитывание, заменять на букинистику в лучшей сохранности не собираюсь.
Тем не менее с большим удовольствием покупаю современные издания Сахарнова с цветными иллюстрациями:
Ведь цветная иллюстрация как цветной сон, всегда интересней, особенно в детстве:
[Н. Сладков встречает С. Сахарнова у В. Бианки] Н. Сладков. СВЯТОСЛАВ САХАРНОВ Было это, помнится, лет двадцать пять назад. Я зашёл к писателю Виталию Валентиновичу Бианки - в ту пору мы делали радиопередачу «Вести из леса» - и встретил у него незнакомого моряка. Виталий Валентинович, хитро на него посматривая, говорит мне: - Очередной мой мучитель! Первый рассказ свой принёс. И как это люди ухитряются так плохо писать свои первые рассказы? Мне чуть неловко: моряк всё-таки, мундир, орденские планки… Но моряк не смущается. Это хорошо. Значит, он не думал поразить мир первым же своим рассказом. Понимает, к кому пришёл и зачем. Виталий Бианки писатель старый и опытный. К советам его многие прислушиваются. Мы познакомились. Моряк - Святослав Владимирович Сахарнов - приехал с Тихого океана. Заговорили, конечно, о море. Это было время, когда люди особенно серьёзно занялись изучением морских глубин. Говорили мы о подводных домах, об аквалангистах, об обитателях морского дна. Мы оба опускались под воду, и нам было о чём поговорить. Сахарнов рассказал, как однажды торпедный катер, которым он командовал, повредил винты. Вместо водолаза к винтам опустился он сам. Опустился и ахнул: чудеса кругом! В сухопутном мире, в котором мы с вами живём, звери и птицы движутся головой вперёд. А под водой? Морской конёк головой вверх движется, камбала на боку плывёт, а десятирукий кальмарчик тот и вовсе хвостом вперёд норовит! Сказочный мир. Даже тени ни у кого нет! Очень он удивился. Вылез и написал свой первый рассказ. От удивления… Через год мы встретились снова. И опять у В. В. Бианки. На этот раз Святослав Владимирович вернулся с Чёрного моря. Читал нам повесть о том, как с маской и ластами опускался на дно. Называлась повесть «Разноцветное море». Очень она нам понравилась. - Первая морская подводная книжка для детей! - сказал Виталий Валентинович, когда автор кончил читать. - Будем ждать, когда её напечатают. Так Святослав Сахарнов стал писателем. Книжки этой Виталий Валентинович так и не дождался. Она вышла уже после его смерти. Сейчас у С. В. Сахарнова уже несколько десятков книг. Сахарнов помнит советы В. В. Бианки. Первый из них: писатель должен много ездить и всё видеть своими глазами. И он много ездит. Побывал снова на Тихом океане у ловцов трепангов. На Чёрном море встречался с учёными, изучающими жизнь дельфинов. Был на берегах Ледовитого океана у охотников за белыми китами - белухами. Вместе с художником ездил на Курильские острова. И попали они там в землетрясение. Прошёл слух, что вот-вот нахлынет на берег гигантская волна - цунами. Приезжие новички перепугались и бросились бежать кто куда, а художник и Сахарнов остались. После землетрясения подходит к ним местный рыбак и говорит: - Удивляюсь! Все спасаются кто куда, а вы на месте стоите и только головами по сторонам крутите. - Так работа у нас такая! - отвечают. - Что за работа? - выспрашивает рыбак. - Учёные, что ли? Или сыщики? - Да нет, я художник, а он писатель… Самим увидеть, самим испытать - для этого путешествуют писатели и художники. Я был с Сахарновым в Африке и в Индии, и повсюду с нами были помощники - фотоаппараты и записные книжки, а у Сахарнова ещё - ласты и маска. «Всё видеть своими глазами…» Из поездок Святослав Владимирович привозит рукописи, иногда толстые, иногда тонкие, но все про море, про моряков.
[Из статьи Олега Орлова] Олег Орлов «ПИШИТЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ВСЮ НЕДЕЛЮ…». Отрывок из статьи. Через несколько лет его направили учиться в Ленинград. В Ленинграде, в Морском институте защитил диссертацию и получил учёную степень кандидата военно-морских наук. В Ленинграде же начал писать первые рассказы и сказки. Один из рассказов попал к писателю Виталию Бианки. В общежитие, где жил молодой офицер, пришло письмо:
«Приходите, побеседуем, что хорошо, что плохо в вашем рассказе. Принесите что-нибудь новенькое. Предварительно позвоните. Жму руку. Ваш Виталий Бианки».
Письмо очень обрадовало Сахарнова: книги Бианки он с детства любил, читал и перечитывал… Сказка, которую принёс Сахарнов в тот памятный день знакомства с Бианки, была о жителях морского дна. Виталий Валентинович читал её внимательно. Сначала хмурился, потом удивлённо поднял брови и, наконец, заулыбался. Видя это, повеселел и молодой автор. Кончив читать, Виталий Валентинович сложил листки. - Очень плохо, - с явным удовольствием, почти радостно сказал он. Ах, как плохо! Сахарнов вспоминает, что, услыхав это, покачнулся на стуле… Как же так? Ведь Бианки улыбался… - Будем учиться, - сказал Виталий Валентинович. - Сколько вы проживёте в Ленинграде? До осени? Значит, впереди у вас - год… Садитесь за стол и пишите… Пишите каждый день, всю неделю, а по субботам в шестнадцать часов будете приходить и читать, что написали… Через год вы должны сделать книжку - «Морские сказки»… И книжка вышла. «Морские сказки» издавались и переиздавались. Только спустя много лет понял Сахарнов, чему радовался старый писатель, читая его первую сказку: подводный мир, о котором писал Сахарнов, был для него, для Бианки, миром непознанного…