По подпрограмме «Реализация информационной политики в Республике Бурятия» из бюджета на 2017 год предусмотрено 54 млн. 473 тысячи 200 рублей. Из них 18 млн. 52 тыс. рублей прямое финансирование "Издательский дом "Буряад унэн". Остальные средства в большей части распределяются через торги.
Условия и содержание этих госконтрактов делают СМИ в республике импотентными. Они перестали выполнять возложенные функции, как глас и совесть народа.
У нас неправильно фокусируется внимание аудитории на наиболее актуальных аспектах развития общества. Если усреднено определяются болевые точки социальной жизни, то практически полностью отсутствует зона анализа событий и явлений, имеющих значение для экономики, бизнеса, чиновников и общественности Бурятии.
По сути, наши СМИ должны были являться проводником и посредником в отношениях населения с властью. На фоне публичной импотенции бурятских медиа различные общественные группы, оппозиция, гражданские активисты не имеют возможности выражать свою позицию, формулировать и представлять свои интересы во власти, на широкую аудиторию. Эти функции сейчас уходят в социальные сети, где люди пытаются докричаться. И это проблема СМИ, которые с каждым днем теряют свою аудиторию.
Как следствие неправильной политики финансовой поддержки со стороны власти, полностью деморализована функция критики и контроля. Наши СМИ не исполняют контрольные и регулятивные функции над деятельностью власти, чиновников. Влияние должно было происходить через формирование критического общественного мнения. Именно так реализуется особый ресурс именуемый «четвертой властью», которого у нас в республике нет.
Где нет объективной оценки, страдают жители республики. У нас неправильно формируется это критическое общественное мнение, для решения жизненно важных задач. Не инициируются обществом и гражданами справедливые политические изменения путем гласной постановки проблем. Непредвзятость, нетенденциозность публичных высказываний СМИ должно было повышать активность гражданских институтов в республике, вынуждая корректировать и уточнять их свои действия. Это отражается на общем развитии Бурятии, как сообщества думающих и активных граждан.
Все чаще масс-медиа используются для подавления общественного мнения, деятельности гражданских активистов, политиков, оппозиции, то есть происходит обратный процесс. Деградированные бурятские СМИ перестали беспокоиться о своей репутации, во главу угла у них госконтракты. На общественное мнение они попросту наплевали, считая отношения СМИ и чиновников интимным делом, куда общественность не должна совать свой нос.
Их попытка не афишировать на широкую аудиторию наличие и условия финансирования со стороны власти, замалчивание этой темы наводят на тяжелые раздумья. Ведь одним из направлений деятельности журналиста является придавать огласке всякого рода финансовые отношения власти с бизнесом, сделать их прозрачными. По сути, обществу сейчас нужен контроль над самими журналистами в их отношениях с властью.
Вскрылись факты финансирования со стороны власти блогеров, не имеющих достаточной аудитории, посещаемости их сайтов. Это приводит к нерациональным, неэффективным тратам бюджета республики. Также вскрылись факты финансирования зарегистрированных сетевых СМИ, которые, по сути, являются новостными агрегаторами, не производящие актуальный информационный контент. Посещаемость, которых в пределах статистической погрешности лидеров отрасли, при этом, получающих с ними равное финансирование. Эта несправедливость образует конфликтую ситуацию внутри отрасли.
Если говорить про эффективность государственных затрат, при этом сопоставить суммы которые расходуются на «Издательский дом «Бурят Унэн» из бюджета, с их тиражом и аудиторией (читателей) в Сети, то у нас появляются справедливые и резонные вопросы к чиновникам. Сравните финансовые затраты любого коммерческого СМИ с таким же тиражом и аудиторией с вышеперечисленной правительственной газетой. Куда уходят наши деньги, почему они расходуются непродуктивно, недейственно?
Журналисты в республике разделились на два лагеря, где одни готовы «пиарить» власть в лице чиновников любой ценой, ради куска хлеба, другая пытается бороться за честь мундира. Именно непрозрачные, предвзятые отношения высшей власти республики со СМИ, наносят тень, как на саму власть, так и на исполнителей этих госзаказов. Задача власти сделать эти отношения открытой для общества.
Причина публичной импотенции бурятских медиа является попытка власти создать положительный имидж при плохой игре. Где медиа идут на такое «сотрудничество» ради финансовой подпитки, в ущерб объективности мнения, становясь рупором этой власти. То есть работают не для аудитории, ради того что интересует людей а для того чтобы засчитать публикации и исполнить госконтракт. Это не журналистика и журналисты, а PR-отделы и сотрудники комитета по информационной политике администрации главы и Правительства Бурятии, возглавляемой Ириной Смоляк.
Лишить государственного финансирования - поддержку медийной отрасли было бы непродуманным шагом, который приведет к непредсказуемым последствиям. Перед нашей властью должна стоять задача сохранить финансирование, но при этом, сделать так чтобы не деградировали масс-медиа и сама власть.
Как это можно сделать?
Не ставить телегу впереди лошади. В первую очередь эти чиновники должны понимать, что работать надо на результат, а не на пиар. Именно результат успешной деятельности власти является позитивным пиаром. Где оценку народ ставят непредвзято. Исходить надо из этих понятий и что результаты могут появиться только при критической оценке собственной деятельности.
Также как и власть, СМИ должны работать на результат, а не ради позитивного пиара. Работа ради лестной оценки, которая превратилась в ложь, была ошибкой команды пиарщиков Наговицына, которая ни чему хорошему не привела, экономика (как основной фактор оценки) по всем показателям в натуральном выражении, с учетом инфляции ушла в минус.
Прописать (а лучше законодательно закрепить) в условиях этих госконтрактов обязательность указывать платность любого информационного контента, финансируемого из бюджетов всех уровней в республике. При этом конкретно указывать, какое ведомство, орган власти оплатил данный информационный материал. Именно после этого СМИ станут честными по отношению к своей аудитории, не теряя объемы финансирования из бюджета. Это позволит власти, как заказчику правильно и верно формировать повестку дня, не пряча свое лицо, ибо идет прямой, незавуалированный контакт с читателями.
Госзакупки в этой отрасли станут прозрачными, значит подконтрольными обществу. Это позволить людям правильно формировать свое мнение, рассуждение относительно деятельности государственных мужей и институтов. Мнение общества является кнутом подстегивающий чиновников вырабатывать нужные и верные решения. Значит, власть должна быть заинтересована в объективности таких рассуждений. То, какой посыл они формируют обществу, в конечном итоге такой получают обратно.
Также это нововведение позволит участвовать в этих госконтрактах оппозиционным СМИ, без ущерба собственной репутации. По природе вещей, независимые медиа первыми сигнализируют обществу, чиновникам о назревающих социальных и политических конфликтах, проблемах, фактах коррупции вынуждая чиновников анализировать и вырабатывать решения. Сейчас во многом публикации в таких медиа, которых единицы, становятся точкой выработки политических, кадровых, конъюнктурных решений власти.
Должны быть исключены из контрактов (технических условий) размытые формулировки, позволяющие по-разному толковать, интерпретировать условия таких договоров. До сих пор не понятно, например, что такое «создание положительного имиджа Республики Бурятия», который можно трактовать так широко, что можно подвести под это любую публикацию. Или, например, «аналитический информационный материал».
Должны быть отдельно прописаны условия и расценки, по которым публикуются копипаста - копирование с других источников, в том числе с сайтов государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий и пр.
Должны быть прописаны четкие критерии отбора исполнителей этих контрактов, по тиражу, посещаемости, наличию лицензии СМИ. Начальная стоимость контрактов должна быть в прямой зависимости от тиража, реального количества подписчиков и посещаемости сетевых СМИ, рейтинга телеканалов. Так как это происходит в негосударственных отношениях с рекламодателями, на рыночных условиях.
Четко прописан механизм согласования публикаций, который может использоваться для давления на СМИ со стороны нечистоплотных чиновников. То есть, содержание этих контрактов, должны исключить произвольное, некорректное воздействие на исполнителя. Выработана новая корпоративная культура таких взаимоотношений, уровень соответствовать задачам.
Если исходить из устоявшегося утверждения «лучше горькая правда, чем сладкая ложь», сама власть должна быть заинтересована в критической оценке своей деятельности со стороны граждан. В создавшихся условиях, чиновники должна быть заказчиком формирования такого мнения. То как это сделать, должна стать краеугольным камнем выработки новой стратегии информационной политики в Бурятии. Желательно с новым руководителем ответственного комитета.
Основным заказчиком формирования общественного мнения является администрация главы Бурятии, то есть глава республики и председатель Правительства. Финансовый ресурс гарант Конституции Бурятии, должен использовать для контроля над чиновниками, министерствами, ведомствами формируя критическое мнение в обществе то, как было все описано выше. А не быть с ними заодно. Также глава Бурятии должен быть заказчиком выявления, обнародования негативных тенденций, проблем, фактов коррупции во всех сферах, будь то сельское хозяйство или межнациональные отношения.
В настоящее время журналисты по этим контрактам заняты созданием имиджа власти, а не поиском болевых точек, решение которых и приведет в конечном итоге позитивной оценке власти со стороны. Именно тотальное финансирование, без правильной постановки задач сделало наши СМИ беззубыми и инертными, где не вырабатывается осмысленный, нужный власти и обществу контент. Не потому что нет запроса от общества, а потому что нет запроса на это со стороны высших чиновников, как основного заказчика.
Опубликовано в газете "Новая Бурятия" №11 от 3 апреля 2017 г. На сайте НБ
http://www.newbur.ru/articles/27996 Сделай репост: