Репортаж «Байкал Плаза» - 3 этаж. Круглый стол: «Кто должен возглавить Улан-Удэ? Как восстановить в республике национальный баланс во власти?»
Бато Багдаев - Как известно нас всех с вами ожидает очень жаркое лето, когда будут формироваться органы власти местного самоуправления в УУ. Будет избираться Горсовет, как известно уже осуществили нарезку, партии лишили возможности выдвигать своих кандидатов, и у нас будет борьба за мандаты по округам. Всего будет 30 депутатов, они будут выбирать высшее должностное лицо местного самоуправления УУ - мэра.
Бурятский народ чувствует ущемленность в своем представительстве на высших должностных постах РБ. Глава республики назначенец, большие вопросы вызывает национальность спикера НХ. УУ долгое время возглавлял представитель бурятского народа, и на сегодняшний день этого нет. Этот вопрос будет возникать, поскольку витает в воздухе.
В какой атмосфере все это будет происходить, не перерастет ли это в экстремизм? Именно это вызывает обеспокоенность и именно поэтому мы, сегодня собрались тут.
Первый вопрос: Почему буряты претендуют на политическую власть в республике?
Как известно РБ создавалось в 20-ые годы именно как « в ходе национального самоопределения». Когда бурятскому народу советская власть предоставила собственное государство и соответственно властные полномочия. И данный статус закреплен в Конституции РБ, в частности указано, что РБ образованно в результате самоопределения бурятского народа. Именно здесь наверное корень того, почему буряты претендуют на политическую власть в РБ. Но учитывая полиэтнический состав нашей республики и, то, что буряты находятся не в большинстве, насколько обоснованными и мотивированными являются претензии бурятского народа на свое представительство на высших постах РБ. Прошу высказать свое мнение.
Федотов Николай Иринчеевич (Партия пенсионеров):
Я, как представитель старшего поколения, живший долгое время в Новосибирской области в иной национальной среде, думаю высказаться объективно. Наша Партия пенсионеров будет активно участвовать в этой избирательной кампании и нам это не безынтересно. Жизнь моя сложилась не здесь, отец мой инженер строитель ездил по разным стройкам, я сменил большое количество школ. Мне всегда было легче учиться и работать среди русских, нежили здесь бурят. Потому что никто меня не спрашивал, откуда ты родом. И кто у тебя родственники. Я бы хотел посмотреть, как вы к этому отнесетесь. Мы будем голосовать за того человека, кто ясно и твердо пообещает вернуть городу украденные деньги.
Что я имею в виду? Многие программы и предложения торпедируются, потому что у власти нет денег. Мы привыкли и смерились.
Верните городу украденные деньги! И тогда некоторые программы связанные с пенсионерами будут профинансированы.
Бато - как партия пенсионеров относится к политическим амбициям бурятского народа, с претензиями возглавить городскую администрацию?
Николай Иринчеевич - Лично я отношусь к этому положительно, за партию трудно говорить. В советское время был паритет, и это было нормально. Сейчас вижу, что это нарушено.
Бато - почему у бурят такие политические амбиции? Ведь у нас провозглашено равенство граждан. Насколько это оправдано?
Николай Иринчеевич - бурят мало, инстинкт самосохранения. Вот почему возникают землячества. Срабатывает, что-то внутреннее, чтоб не потеряться в этом мире.
Бато - мысль очень интересная, о том, что политические амбиции бурятского народа вызваны стремлением сохраниться как этнос. Буряты расценивают именно политическую власть как один из факторов сохранения и развития как народа.
Николай Иринчеевич - абсолютно верно.
Бадмажапов Беликто Ванжинович (председатель БРО ОПП «Народ против коррупции»):
Безусловно, я согласен, с предыдущим выступающим. Правильно было замечено, что советское время кадровый принцип на этом строился. В настоящее время, как видим, этого нет. Не учитывают интересы титульной нации. В республике их проживают 24% . Надо исходить из того что в Швейцарии например (хотя там другая выборная система) коренной швейцарец имеет 8 голосов, хотя там 4 народа и 4 государственных языка.
Сейчас в городе бурят стало много, приехали из районов. Хотелось бы остановиться на том, что действительно политическая власть бурят ослабло, хотя и в НХ достаточно тех, кто может сказать веское слово. Ну как то их голос не очень значим, не настолько весом. Есть недостатки и положительные моменты, безусловно, сами буряты больше видят изнутри, чем люди другой национальности.
Цырендоржиев Баясхалан: Сказано было, что буряты должны сами разобраться. У нас в НХ депутатов 66, а проголосовало всего 3 - за бурятский язык. Остальные буряты-депутаты проголосовали против обязательного изучения бурятского языка. Язык и культура это душа народа. Прежде чем говорить о национальном балансе, надо думать, кого выставлять в кандидаты. Потому что, если выставим кого попало, он не будет представлять интересы бурятского народа. Это видно на примере НХ. И то, что у нас начался рост национализма, это естественно, потому что, ту политику, которую ведет Наговицын, поддерживает НХ. Антибурятскую политику. И я не понимаю депутатов, которые сидят в НХ, они голосуют против себя же.
Алексей (Гражданская Платформа) - У нас сейчас мир прогрессирует, то есть люди сейчас не отталкиваются от того, какой он расовой принадлежности. Молодежь сейчас свободно путешествует по всему миру. И нет смысла разделять людей. В конце концов, мы сами выбираем того, каковы мы сами. Тот же Хурал, Горсовет - люди выбирают. И выбор, не зависит от того какой он национальности, а от того, какими амбициями он обладает. Это самое главное.
Лазарь Романович - к сожалению, я пришел к выводу, что конкретно на вопрос, почему буряты претендуют на политическую власть в республике, никто не ответил. И как бы мы не декларировали, политическая власть принадлежит, в нашем неофеодальном обществе исполнительной ветви. Не просто исполнительной, а первому лицу, будь то Глава РБ или мэр УУ. Депутаты, в таком обществе, они формальные носители власти. Члены кабинета министров, они ничто, по сравнению с Главой РБ. Также как заместители мэра и другие руководители мэрии. По факту, решение принимает первое лицо. Это признак феодального курса. Судебная власть встроена в исполнительную власть. Законодательная, это служанка исполнительной власти. Поэтому коренной народ хочет, чтоб их интересы представлял первое лицо. Политическая власть связана с должностью, а не с другими институтами власти.
Поэтому, мы должны обсудить две проблемы. Какой теории мы сторонники. Мы унифицированное общество или мы многоцветие многих культур и народов. Это первый вопрос.
Второе. Обеспечивает ли демократический механизм выборности власти, выбирать достойных и подходящих людей на эти должности? Мэра и Главы. Я думаю, что нет.
По первому вопросу, мы должны идти не по принципу унификации, а многоцветии народов.
Те, кто осознает это, они говорят, что желательно если не все первые лица, то один из двух должен быть представитель коренного народа. Это моя точка зрения.
И я считаю, что у Геннадия Архиповича, была великолепная историческая возможность стать отцом бурятской нации. Но его интеллектуальные и моральные качества, не дали этому свершиться.
Чимитдоржиев Баясхалан - мне кажется проблема, в незрелости нашего народа… ( к великому сожалению, остальная речь Баясхалана, не идентифицируется. То есть, ничего не понятно.)
Итак, на этом, первый вопрос был (как бы) раскрыт.
Продолжение следует.
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
Поддержи автора- добавь в друзья! Также советую подписаться на мои странички в:
ФейсбукВконтакте Твиттер