Июнь 1940: как это было

Dec 21, 2014 11:38

Бесценные исторические свидетельства.
Прочтите!
Оригинал взят у sari_s в Июнь 1940 и как это было: из рассказов моей мамы


Когда я рассказывала знакомым, что до Первой Мировой войны моя семья жила в Австрии, а потом жила в Румынии, а потом - в Советском Союзе, почти все, и израильтяне, и наши бывшие соотечественники, задавали мне один и тот же вопрос: твои родственники все время переезжали за границу?
- Нет, - объясняла я, - это границы перемещались туда-сюда.

Нам трудно себе представить, что такое "двигаются границы", но в одну ночь люди, родственники оказались в разных странах, разделенными: у кого-то воинская часть находилась в Южной Буковине, кто-то учился в университете Бухареста, кто-то поехал рожать к маме в Констанцу, кто-то гостил у родственников в Сучаве, кто-то был в командировке в Плоешти.
--------------------
Шесть поколений моей семьи (а может быть и больше) прожили свою жизнь в Черновцах. Город моего детства, маленькая Вена.
Здесь воспоминания моей мамы о 1940 годе. Bремя пакта Молотова-Риббентропа.

-----------
Муниципальный садик, Новый Год. Маме 6 лет, она вторая справа в ряду сидящих на полу девочек.
- Эти две девочки в верхнем ряду справа погибли в лагере, эта девочка из среднего ряда справа тоже погибла, но я не знаю, где.
Здесь, в декабре 1937-го, они еще все вместе со своей румынской воспитательницей и Дедом Морозом-Bunicul Crăciun. Девочки-еврейки, девочки-румынки, девочки-русинки.


Детско-садовская выпускная, лето 1938-го. Мама вторая справа в нижнем ряду.


shokochka, fortunca - вы не поверите, эта фотография снята в нашем школьном дворе.


Да, мамина румынская школа находилась в здании нашей 4-ой школы. Только тогда еще не было так знакомой нам лестницы во дворе. А вход был из больших дубовых дверей с ул. Ленина (Siebenbürger Strasse). Симметричных дверей было две - одна вела в школу для девочек, вторая в школу для мальчиков.
Мамин класс был в угловом помещении - два окна на Ленина, три окна на Шевченка.
А еще мама была стржеркой. В Straja Țării (по-русски - "На страже Родины") - скаутской молодежной организации должны были состоять все дети - от 7 и до 18.

Мама вспоминает 30-ые годы. Буковина в составе королевской Румынии. Жизнь в бедности и тотальный экономический кризис. Запрет разговаривать в общественном месте на каком-либо языке, помимо румынского. У маминого дяди в кабинете табличка на стенке "Vorbesc limba română!" - "говорите по-румынски". Такая надпись - во всех учреждениях. Официальный антисемитизм, когда еврея могли арестовать за хождение по Панской улице - Herrengasse.
И свастики на флагах, и распоясавшиеся железногвардейцы-кузисты - крайне правая фашистская партия.
Это городской ЗАГС, здание, которое в Черновцах знали все -  (фотография из ЖЖ evrica-taurica)


Но мало кто знает, что в четырехэтажном здании справа располагался штаб Garda de Fier  - "Железной гвардии". Здесь в окнах были пауки-свастики.
Мама вспоминает, как любила детские фильмы с Ширли Темпл и как в один прекрасный день ей дома сказали: "Нет, сейчас ходить в кино Roxy нельзя - на улицах опасно".

В пакте Молотова Риббентропа шла речь о присоединении к Советскому Союзу Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии. СССР считал, что в 1918 году Румыния насильственно отторгла Бессарабию и требовал ее возвращения.
Но в последних числах июня 1940-ого вдруг всплыла и Северная Буковина - под соусом того, что ее население в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной общностью исторической судьбы и общностью языка.
26 июня 1940 года СССР предъявил королю Каролю II ультиматум:
1. Возвратить Бессарабию Советскому Союзу.
2. Передать Советскому Союзу северную часть Буковины в границах согласно приложенной карте.

27 июня в Румынии была объявлена мобилизация. Мой дядя-дед был тоже в поспешном порядке призван в ряды резервистов.
В городе знали, что советские войска совсем рядом. По слухам, новая граница должна была пройти по Пруту.
Румынская армия не была способна  оказать никакого сопротивления, румынские войска отступали и оставляли все погранпосты. В течение одного дня 28 июня советские войска взяли под свой контроль все мосты на реках Черемош, Прут и Днестр и заняли Хотин, Кишинёв, Черновцы, Бендеры.
3 июля граница через Прут и Дунай была окончательно закрыта.
--------------------
Что же происходило дома, в семье? Мамин отец, мой дед Норберт, работал бухгалтером в гостинице Palace Hotel. До II Мировой войны это был один из лучших отелей города, он находился на Strada Regina Maria (Rathausstrasse, ныне ул. Головна)


Владельцем гостиницы был Сэмюэль Шмидт, он же был лидером еврейской организации Мизрахи в Румынии. Вечером 28 июня в квартиру, где жили мои дед с бабушкой, постучалась дворничиха: "Завтра ранним утром хозяин в срочном порядке собирает всех сотрудников на прощальную встречу"
Дед вернулся домой совершенно счастливым: "Herr Schmidt с нами попрощался! Они всю ночь паковали чемоданы. Вечером я пойду на вокзал - я хочу своими глазами увидеть, как этот эксплуататор уезжает!"
Через несколько дней гостиница была национализирована новой властью. Румынские леи были отменены, начался обмен лей на советские рубли.

В сентябре 1940-го мама пошла в новую школу.  Все, кто успел до присоединения закончить хотя бы один класс, должны были повторить этот учебный год еще раз. Почему? Потому что всем надо было научиться русскому и украинскому языку. Румынские учителя и учительницы (многие из них были женами офицеров) исчезли, их заменили украинские учительницы. Мамина школа была с обучением на украинском языке. На уроках рассказывали про Ленина и Сталина, про то, что Советский Союз самая большая страна в мире и что в нашей стране все люди равны.
Мама вспоминает, что с ней за партой сидел мальчик-немец. Да, это была уже смешанная школа, где мальчики-девочки учились вместе. Мальчик был большим непоседой и всем мешал.
- Мне все это неинтересно и вообще, я скоро уеду! А еще мне купили настоящую зеленую тирольскую шапочку с пером! - хвастался мальчик. Двумя месяцами спустя его место за партой опустело.

Да, на Буковине и в Бессарабии проживали десятки тысяч этнических немцев. Немцы, жившие до 1945 года в диаспоре, то есть за пределами Германии, назывались Volksdeutsche. После присоединения к СССР они должны были либо автоматически принять советское гражданство, либо репатриироваться на историческую родину. Подготовка к репатриации шла под лозунгом "Heim ins Reich" ("Домой в Рейх"). Эвакуация началась в сентябре 1940 года и завершилась в очень сжатые сроки: в ноябре 1940 года. Были переселены 93 тысячи немцев.

А это осень 1940-го, три месяца после присоединения (фотографию нашла в ЖЖ whasup)


Демонстрация студентов на Центральной площади (бывш. Ringplatz) На магазинчиках еще висят вывески - кондитерская "Эдельштейн", канцтовары "Tintenfass" и "König", текстильный магазин Falikmann и лучший в городе магазин мужской одежды Henry Sekler. Но это только вывески, магазины национализированы и конфискованы, а их владельцы уже депортированы в Сибирь.

Менялись власти и вместе с ними с такой же быстротой менялись символы.
Памятник Ленину перед нашим театром, 24.07.1941 - Ленин без головы.
Встреча эпох, два символа. Фотография немецкого фотографа Вилли Прагера.


Ну а потом... потом была война.

история в рассказах очевидцев, Черновцы

Previous post Next post
Up