24 ноября в центре Москвы сожгли памятник архитектуры - деревянный особняк К.А. Мейера (переулок Чернышевского, 4, стр. 1). Дом, построенный в 1894 г. по проекту архитектора М.К. Геппенера, имел статус выявленного объекта культурного наследия.
Историю этого дома читайте у Анны
mycruises в
Москва. Переулок Чернышевского
Так уж сложилось, что в конце осени - начале зимы мыслями я возвращаюсь к этому переулку, и меня неодолимо тянет съездить, проведать его. В этом году он сам напомнил о себе, и как раз всё в те же осенние, последние дни. Повод оказался грустный, даже трагический, но всё по порядку.
Дом моего детства находится чуть в стороне от переулка, на Каляевской улице (ныне ул. Долгоруковская), во дворе за Пименовской церковью, но когда я вспоминаю детство, то чаще вижу именно этот переулок.
Фото 1988 года. В этом году я окончила школу. Десять лет я бегала в свою 18-цатую спец. по этому переулку. Наступила осень, а меня снова тянет сюда.
Первоначальное название переулка - 2-й Мариинский, дано по находящейся поблизости некогда Мариинской больнице для бедных. В 1922 году переименован в память о писателе Н. Г. Чернышевском и назывался Чернышевский переулок, в 1968 году название было видоизменено в переулок Чернышевского. Таким я его и знала. Здесь всё моё родное.
Место это достаточно закрытое, камерное, в любое время дня завешенное тенями от высоких тополей. А мы с сестрой в середине семидесятых под этими тополями собирали шампиньоны, в Москве тогда ещё можно было собирать шампиньоны, и бежали к бабушке на Новосущёвскую, чтобы она нам грибочков пожарила. Да, грибы в городе можно было не только собирать, но и есть без вреда для здоровья.
Случайный портрет старушки
Помните фильм Эльдара Рязанова "Служебный Роман". Главный герой фильма жил в переулке Чернышевского в самом красивом доме с ажурным козырьком над парадным входом и роскошным картушем с вензелем под одним из окон.
кадр из фильма
вот этот дом
Утром Новосельцев выходил из дома с двумя мальчиками, давал двадцать копеек на обед старшему, и тот бежал в сторону улицы Достоевского. Именно там находится ближайшая школа. Это как раз моя школа 18-спец с французским уклоном (так она раньше называлась).
кадр из фильма
и мой кадр августа 2008 года
А младшего провожал в детский садик, по дороге вопрошая: " Зачем ты ел пластилин? И зачем вы Машу заперли в шкаф?". Это мой садик № 1000. На втором этаже находился актовый зал, из которого был выход на красивый широкий балкон.
кадр из фильма
Что же это за дом на самом деле, в который Эльдар Рязанов поселил скромного служащего Новосельцева? Дом был построен в 1894 году архитектором М.К.Геппенером для предпринимателя Константина Мейера, занимавшегося торговлей резины.
Фотография 2009 года, с которой я попала в призёры конкурса The Best Of Russia
Также, на территории усадьбы Константина Мейера, в глубине участка находится бывшая хозяйственная постройка, в 1905 году она переделана архитектором М.К.Геппенером в отдельный особняк. С 2008-го года в здании располагается филиал Московского Государственного музея С.А. Есенина.
Обратите внимание, что небольшое углубление, где обычно располагается слуховое окно, пока пустое и всегда было пустое, сколько я помню. (фото 2008 года)
Представители музея обещали найти связь между зданием, которое получили под филиал, и именем поэта. В 2012 году этой связи не было, я это точно знаю, т.к. у меня случилась короткая переписка с администрацией музея. Они вывесили у себя на сайте вот эту мою фотографию, а я заявила, что у фотографии есть автор и попросила под ней дать подпись с моим именем, на что получила ответ, письмо от 29.01.12.
"Здравствуйте, Анна.
Это фото нам прислали для первого ознакомления со зданием, когда решался вопрос о передаче его музею. Мы не знали, откуда оно. Спасибо за информацию.
С уважением, сотрудники ГБУК "МГМ С.А. Есенина"
Из содержания письма я сделала вывод, что здание под филиал выделялось случайно, и люди находились перед выбором - въезжать сюда или в какое-то другое из предложенных особняков.
Мои подозрения оправдались, когда я прочитала интервью с директором музея Светланой Николаевной Шетраковой, её слова: «Это здание в переулке Чернышевского, возможно, также относится к одному из московских периодов жизни Есенина. Утверждать это со стопроцентной точностью пока нельзя, мы продолжаем поиски информации в архивах, но кое-что из уже найденных документов позволяет считать, что Есенин мог бывать в том доме».
"Ах, только не притягивайте историю за уши, она у нас и так сплошная ложь,"- подумалось мне тогда.
Связи ещё не было, но барельеф в углублении над окном уже появился. Появился он в 2010 году. (фотография 2012 года)
Теперь появилась и связь. В инете можно найти такую информацию: «Двухэтажный особняк розового цвета в Чернышевском переулке известен не только своей архитектурой, но и историей. Жена владельца дома Адель Мейер организовала здесь литературное кафе "У Адели", где собиралась творческая молодежь, чаще всего - члены Суриковского литературно-музыкального кружка, членом которого был Сергей Есенин. Здесь впервые были прочитаны публично многие из его произведений, получивших впоследствии всеобщую популярность».
"No comment".
Вообще, во всей Москве трудно найти переулок более тихий и захолустный, чем переулок Чернышевского. Его обходили стороной все реконструкции , и до 1970-х годов сохранял он по обеим сторонам двухэтажные, часто деревянные домики. Теперь только чётная сторона переулка представляет интерес. Пройдём по ней от начала.
Переулок Чернышевского начинается от угла Селезнёвской и Новосущёвской вместе с переулком Достоевского. Вот как раз вид от угла
С этой точки справа можно увидеть старинный двухэтажный особняк XIX века, до революции он принадлежал семейству купцов Шерупенковых. Судя по адресным книгам начала 20 века, Шерупенковы владели очень большим количеством домов в окрестностях. По Селезнёвской улице это дом №19, по переулку Достоевского дом №2. Нам налево. Кусочек зелёного забора слева - огромный участок, который занимал некогда детский сад № 1000, как раз тот самый, куда Новосельцев провожал своего младшего, куда и я ходила. Территория давно обнесена забором, много лет пустует, но при этом строго охраняется.
Сразу за территорией детского сада открывается вид на усадьбу К. Мейера.
Особняк и флигель
По другую сторону особняка также располагается детский садик (логопедический, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата). На фото терраса дет. сада и за ней стена особняка.
Далее следует комплекс жилых домов конца XIX века. Прошу прощения, что из зимы в лето, но под новый год чего только не бывает, вспомнить хотя бы сказку "Двенадцать месяцев".
И опять в зиму. Деревянный дом спроектирован архитектором Н.Д.Морозовым в 1893 году для коллежского советника Ю.Д.Москатиньева.
Далее переулок поворачивает направо на северо-восток (налево проезд соединяет переулок с Новосущёвской улицей) и упирается в улицу Достоевского. Любимая точка съёмки, отсюда все особнячки разом можно увидеть: по центру дом Ю.Д.Москатиньева, правее вдали красное пятно - особняк К.Мейера, выстроенный по проекту М.К. Геппенера; а сам архитектор М.К. Геппенер жил по переулку, налево. Вон между деревьями голубое здание. В 1894 г. Максим Карлович купил этот двухэтажный деревянный дом во 2-ом Мариинском переулке у Карла Андреевича Фугельзанга.
Эта же точка, август 2008 года
Все зимние фотографии сделаны 1 января 2012 года.
24 ноября в новостях услышала, что в переулке Чернышевского горит деревянная постройка XIX века. "Постройка" - сказано так, будто сарай с дровами сгорел. Неприятное предчувствие заставило внутри всё сжаться. Пыталась рассмотреть, что именно горит, ничего нельзя было разобрать. Информация преподносилась расплывчато и неоднозначно. Правду узнала позже, всё увидев собственными глазами.
- Алло, алло, Джеймс! Какие вести?
Давно я дома не была.
Пятнадцать дней, как я в отъезде.
Ну, как идут у вас дела?
- Всё хорошо, прекрасная маркиза.
Дела идут, и жизнь легка.
Ни одного печального сюрприза
За исключеньем пустяка.
Так…ерунда…Пустое дело…
Кобыла ваша околела!
Но в остальном, прекрасная маркиза,
Всё хорошо, всё хорошо.
- Алло, алло, Мартель! Ужасный случай...
Моя кобыла умерла...
Скажите мне, мой верный кучер,
Как эта смерть произошла?
- Всё пустяки, прекрасная маркиза.
Всё хорошо, как никогда.
К чему скорбеть от глупого сюрприза?
Ведь это, право, ерунда.
С кобылой этой пустое дело...
Она с конюшнею сгорела!
Но в остальном, прекрасная маркиза,
Всё хорошо, всё хорошо.
- Алло, алло, Паскаль! Мутится разум…
Какой неслыханный удар!
Скажите мне всю правду разом...
Когда в конюшне был пожар?
- Всё пустяки, прекрасная маркиза,
И хороши у нас дела.
Но вам судьба, как видно, из каприза,
Ещё сюрприз преподнесла.
Сгорел ваш дом... с конюшней вместе…
Когда пылало всё поместье!
Но в остальном, прекрасная маркиза,
Всё хорошо, всё хорошо.
- Алло, алло, Лука!.. Сгорел наш замок?
Ах, до чего мне тяжело!
Я вне себя. Скажите прямо,
Как это всё произошло?
- Узнал ваш муж, прекрасная маркиз,
Что разорил себя и вас.
Не вынес он подобного сюрприза
И застрелился в тот же час.
Упавши мёртвым у печи,
Он опрокинул две свечи,
Попали свечи на ковёр,
Вмиг запылал он, как костер,
Погода ветреной была,
Ваш замок выгорел дотла,
Огонь усадьбу всю спалил,
Потом конюшню охватил,
Конюшня запертой была,
И в ней кобыла умерла…
Но в остальном, прекрасная маркиза,
Всё хорошо, всё хорошо!
_________________________
Иллюстрируют текст только мои фотографии.
Исключение: три кадра из к/ф "Служебный роман".
Слова песни "Всё хорошо, прекрасная маркиза" Поля Мисраки, Шарля Паскье и Анри Аллюма. Перевод Александра Безыменского.