С Праздником Победы!

May 09, 2021 17:50



О подлинных героях - военных альпинистах, рыцарях духа рассказывает поразивший меня документальный фильм Валерия Тимощенко «Чистая победа. Битва за Эльбрус»

image Click to view





Фильм входит в цикл киноработ В. Тимощенко «Чистая победа. Битва за Севастополь», «Чистая победа. Величайшее воздушное сражение в истории».

*

Немцы воспринимали свои неправедные победы в этой войне как выигрыш приза, а для наших военных альпинистов эта война была как неимоверно трудная, самая важная в жизни спасательная работа.





Если в Англии даже существует королевский клуб ушбистов и членство в нём по престижности приравнивается к дворянскому титулу, то эти молодые люди - лейтенанты Людмила Коротаева, Андрей Грязнов, Ника Персиянинов, Борис Грачёв, капитан Александр Гусев, лейтенант Георгий Одноблюдов, старший лейтенант Евгений Белецкий, не раз восходившие на Ушбу и на другие вершины Кавказа, вполне могут считаться аристократами духа и отваги. О них этот фильм.

Кинодокументалистика Валерия Тимощенко - не просто рассказ о событиях, это всегда личное переживание и глубокое осмысление события, как в его фильмах, в соавторстве с протоиереем Виктором Салтыковым, «Кавказский фронт» и «Русский заповедник». На этот раз по пути воевавших на Эльбрусе в 1942-43-м В. Тимощенко прошёл с теми, кто может оценить специфику войны в горах. Это - Николай Кадошников - покоритель Эвереста, генерал-лейтенант Юрий Агафонов, майор Алексей Кузнецов - опытный альпинист, который готовит спецназ МВД для операций в горах, альпинист Александр Джеус. Благодаря их комментариям зритель может реально представить, как проходили бои в горах.

Прошла съёмочная группа и по стопам немецких горных стрелков в Южной Баварии. Чтобы оценить, как готовились к войне немцы, краснодарский режиссёр работал над фильмом и в горной деревушке Миттенвальд, где с довоенных лет располагаются казармы горных стрелков. Съёмочная группа поднялась на высшую точку Германии - вершину Цугшпитце - чуть меньше 3 тыс. метров над уровнем моря.

Наши соотечественники готовились больше к миру, чем к войне. Но были и у нас - первый облёт вокруг Эльбруса Михаила Липкина, были зимние восхождения на Эльбрус молодого учёного-гляциолога Александра Гусева - впервые в мировой истории альпинизма, и у нас было у кого поучиться выполнять сложные спасательные работы в горах. Каждый год 20 тысяч молодых людей получали значок «Альпинист СССР», готовились мастера мирового класса. К началу войны из таких мастеров - альпинистов могла быть составлена первоклассная горная дивизия. Но нарком Ворошилов заявил: «Нам на Эльбрусах и Казбеках не воевать!». И альпинисты, которым не удалось убедить командиров в том, что необходимо формировать свои горно-стрелковые дивизии, как подлинные патриоты, ушли добровольцами на фронт в первые дни войны.

«Это были штучные ребята. Из них просто пушечное мясо даже в то жестокое время, даже в мясорубке 41-го сделать было не так просто. Когда их бросили под Сталинград или в Волховские болота, они и там стали снайперами, разведчиками, командирами».

И только когда немцами был уже занят Кавказ, советское командование спохватилось: а почему ж у нас нет горно-стрелковых дивизий? Без осуждения, но заостряя наше внимание, в фильме звучит: «Бездарность на войне непростительна. Слишком умён и серьёзен враг». Это потом, когда немцы начали занимать ключевые позиции на Эльбрусе, советские командиры стали по всем фронтам собирать альпинистов для создания горно-стрелковой школы, спешно обучать солдат воевать в горах. В кратчайшие сроки в сражения с немцами вступили линейные пехотные части и морская пехота - Новороссийская 255-я бригада, 63-я кавалерийская дивизия генерала Г. Курашвили, 242-я горно-стрелковая дивизия, партизанские отряды. Наши альпинисты лейтенанты Людмила Коротаева и Андрей Грязнов оставили тогда на гребне Донгуз-Оруна записку в разряженной гранате:



«Мы поднялись сюда без верёвок и палаток, в шубах и валенках, по суровым стенам Донгуз-Оруна, чтобы указать путь наступающим бойцам».

Кавказский хребет немцы не перешли. Остались наверху и начали гибнуть от атак диверсионных советских отрядов, от холода и безысходности.



Фильм «Чистая победа. Битва за Эльбрус» поднимает важный вопрос: зачем фашисты так рвались занять Кавказ? Шли за нефтью Майкопа и Баку? Старались разжечь войну между народами Кавказа? Или всё это было только средствами большой геополитики? «Немцам как воздух нужен был прорыв на ту сторону большого Кавказского хребта к границам Турции, чтобы она вступила в войну. В 42-м для нас это - почти верная смерть… Турция - детонатор, который взорвёт не только Кавказ, но и весь Ближний Восток, рядом Иран, дальше проход к Индии. Без колонии Англия продержится недолго. Константинополь и Иерусалим, Босфор и Суэц. Кто захватит это перекрестие, тот завладеет миром. Понятно, почему на первых этапах нацисты даже Сталинградскую операцию рассматривали как вспомогательную в великой битве за Кавказ». Трудно не согласиться с этим документальным повествованием Валерия Тимощенко.

В фильме зритель увидит совместную работу немецких и российских поисковых отрядов, которые извлекают останки погибших здесь в основном немецких солдат. Гору Семашхо, десятки раз переходившую из рук в руки, немцы так и не смогли преодолеть и выйти к морю. Здесь погибло больше горных стрелков вермахта, чем за всю войну в Европе.

Первая горная дивизия «Эдельвейс» из десяти тысяч списочного состава потеряла здесь 6,5 тысяч лучших своих бойцов. Уже тогда немцы винили своё высшее руководство, называя бои под Туапсе истреблением баварско-австрийского народа.

Монтаж Натальи Шуваловой точен, каждое слово автора сценария Валерия Тимощенко подтверждено документальными кадрами. Мы видим кинохронику: как немцы беседуют с представителями кавказских народов, видим Турцию времён войны, подготовку немецких солдат к войне в 1939 г., снятую немцами - любительскую и профессиональную, уникальные кадры военной киноплёнки, где запечатлено продвижение наших военных альпинистов в горах. Кадры военных лет перемежаются с современной съёмкой восхождения альпинистов по местам боёв.

Именно когда немцы занимали горные высоты и восходили на Эльбрус, наши альпинисты эвакуировали посёлок Терскол, где находился стратегический вольфрамо-молибденовый комбинат и производились компоненты брони для советских танков. 1700 жителей, в том числе 230 детей, могли бы оказаться в немецком плену или быть уничтожены. Но их спасли русские альпинисты, помогая преодолеть ледяной перевал Бечо высотой 3375 метров и укрыться в Сванетии.



С огромным трудом можно представить, как без специального обмундирования, в ветхой обуви эти люди совершили невозможное. Да ещё каждый из них взял по 500 граммов бесценного молибдена, понимая, что это - будущая броня Т-34.
Возглавлял переход мастер спорта Георгий Одноблюдов.



С ним шла его жена, тоже альпинистка, с девятимесячной дочкой. Они вели и несли ещё и чужих детей.
Георгий Одноблюдов со своими товарищами провел сложнейшую экспедицию по эвакуации детей, стариков, женщин через ледяные склоны Кавказского хребта.
В Сванетию все добрались живыми!

10 августа 1942 года фашисты взяли Пятигорск. На прорыв оборонительных рубежей по Баксану и Тереку были брошены танковые дивизии. Нальчик готовился к обороне. Металлургический комбинат Тырныауза был отрезан. Молибден - незаменимый компонент сплава для стальных танков, поэтому отдавать немцам завод было нельзя. Решено было рудник взорвать, население и металл - эвакуировать. Для жителей города оставалась одна дорога из Нижнего Баксана - на Сванетию, через перевал Бечо.

Начальник горноспасательной станции срочно созвал шестерых инструкторов альпинизма. Как перевести через перевал неподготовленных людей, да еще в кратчайшие сроки? Не было ни времени на подготовку, ни нужного количества горного снаряжения, а было- перевал высотой 3400 и самое опасное место - ледник, "куриная грудка", через который должны были пройти старики, женщины с детьми, из которых около двухсот были малышами. У многих матерей было по два-три ребенка, младенцы...

За сутки альпинисты «обработали» перевал: расчистили, перекрыли трещины и промоины, на снежных ледяных подъемах вырубили тысячи ступенек, натянули канаты. Были разбиты два лагеря на северной и южной стороне перевала, с запасами продуктов и дров, палатками.

Эвакуация началась 11 августа. Переводили партиями по 60-80 человек, сначала привозили на базу Тегенекли , а дальше шли пешком, поклажу везли на осликах - около сорока километров каменистых осыпей, ледников, узких троп на страшной высоте над почти отвесными склонами...

Грудничков и малышей привязали к мамам простынями, несли в рюкзаках, чтобы руки оставались свободными. В первой же партии провалился в трещину ослик. Испугавшиеся женщины передали малышей альпинистам, и через опасные места: трещины на северном склоне и разлившиеся ледяные ручьи на южном примолкших малышей переносили инструкторы.

«Двенадцатого августа нас направили в путь, дали нам в руки альпинистскую палку, сына одного увязала в простынь - год и четыре месяца, температура сорок, второго за ручку. Шли мы жуткими тропинками за альпинистами. Благодаря им насилу прошли через страшные водопады, где ни видать ни дна, ничего. Трещины ломаются, а мы переходим. Только переступишь, ребенка перетянешь - расколется лед... Потом стали лезть по канату, триста метров на вершину. Я ребенка одного в простыне, другого за ручку. А сама за веревку хватаюсь и тяну. И тут уже на вершине подхватывали солдаты детей и нас. Мы сюда добрались, а потом спускаться начали. Ребенка вяжешь, второго сажаешь на себя и, как на санках, спускаешься вниз. И поехали - может, в пропасть, может, еще куда.»

Остальные шли сами. Некоторые оставались на день-два в базовых лагерях отдышаться. Шла бабушка, с пятилетней внучкой: "Мне уже все равно, я и помереть готова, но ей-то зачем погибать?" Шла машинистка с одним туберкулезным легким. Шел древний отец семейства, окруженный детьми и внуками. Шли больные. Те, кто мог, несли по сто грамм молибдена, чтобы не оставлять его врагу... Шел старый рабочий-астматик: "Ребята, а я дойду?"

Дошли ВСЕ. Не было ни одного несчастного случая на тысячу еле-еле передвигавшихся людей! Эвакуация длилась 23 дня, с 11-го августа по 2-е сентября. То, что проходили туристы за два часа, люди преодолевали за шесть, семь часов с остановками. Машинистку, которая потеряла силы, пришлось на плечах перенести на «куриную грудку», где она несколько дней приходила в себя. Всего ШЕСТЬ альпинистов перевели 1300 человек!



Двадцать лет спустя альпинисты- те, кто дожил - встречались с сотрудниками комбината в ДК Тырнауза. Те дети, которых переносили у груди - сами пришли с детьми... Те из них, кто стал альпинистами, поднялись со спасителями на Бечо - где теперь стоял обелиск: «Через этот перевал в 1942 году альпинисты Одноблюдов, Сидоренко, Малеинов, Кухтин, Моренец, Двалишвили перенесли 230 детей, спасая их от фашистской чумы».

Без единого несчастного случая были спасены все жители Терскола. Разве это не пример мужества и отваги для нас, сегодняшних?

Ещё один важный эпизод войны нашёл отражение в этой киноработе краснодарского режиссёра. Немцы в 1942 г. свезли в лагерь Теберды больше 2 тыс. детей, которые лечились или отдыхали на Кавказе и кого не успели эвакуировать. Несколько медсестёр и нянечек остались с ними до последнего. В декабре почти каждый день фашисты вывозили по 20 - 30 детей, травили их газами в машинах - душегубках и сбрасывали в близлежащее ущелье.

Трагедия Теберды - в материале "Санаторий смерти":
https://pikabu.ru/story/sanatoriy_smertiubiystvo_detey_nemetskimi_okkupantami_v_teberde_6105959

Печально, что главврач больницы оказался предателем, мерзавцем - помогал немцам. Но речь не о нём, а о тех 36 горных стрелках, что под командованием лейтенанта Евгения Белецкого освободили этих детей.



Был и ещё один эпизод горной войны, вошедший в фильм. Бойцы Белецкого, продвигаясь дальше с освободительными боями, взяли сумку писем, которые написали своим родителям оставшиеся в живых дети лагеря Теберды. Чуть не сорвавшись со склона, боец, нёсший сумку, уронил её в ущелье. С чем можно сравнить переживания Евгения Белецкого, спасавшего из горного ущелья эти 450 писем?..

В съёмках фильма «Чистая победа. Битва за Эльбрус» участвовал Александр Иванович Авакумянц, мастер спорта, полковник, консультант войск стран Варшавского договора по горной технике, мастер спорта по альпинизму, фронтовик.

Бодро звучит в фильме его заключительная мысль: «Я на протяжении пяти лет готовлю офицеров - все виды подготовки, включая горную. Если мне такую роту дать, я удержу водораздельную часть хребта, может хоть полк наступать. Удержу».



image Click to view



Где снега тропинки заметают,
Где лавины грозные шумят,
Эту песнь сложил и распевает
Альпинистов боевой отряд.

Нам в боях родными стали горы
Не страшны бураны и пурга.
Дан приказ, недолги были сборы
На разведку в логово врага.

Помнишь, товарищ,
Белые снега,
Стройный лес Баксана,
Блиндажи врага?
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней

Помнишь, товарищ, вой ночной пурги,
Помнишь, как бежали в панике враги,
Как загрохотал твой грозный автомат,
Помнишь, как вернулись мы с тобой в отряд.

На костре в дыму трещали ветки,
В котелке дымился крепкий чай.
Ты пришел усталый из разведки,
Много пил и столько же молчал.

Синими замерзшими руками
Протирал вспотевший автомат,
И о чем-то думал временами,
Головой откинувшись назад.

Помнишь, товарищ,
Белые снега,
Стройный лес Баксана,
Блиндажи врага?
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней

Помнишь, товарищ, вой ночной пурги,
Помнишь, как бежали в панике враги,
Как загрохотал твой грозный автомат,
Помнишь, как вернулись мы с тобой в отряд.



С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ, ДРУЗЬЯ!

МИРА ВСЕМ НАМ!

Георгий Одноблюдов, ГОРЫ, Евгений Белецкий, альпинизм, документальное видео, Великая Отечественная война, память

Previous post Next post
Up