Недавно в Центре гуманитарных инициатив (Москва-СПб) вышел двухтомник нашего судакского литературоведа Людмилы КОРНЕЕВОЙ из серии "СОНЕТ: в блеске русской огранки".
Книга первая - "КРЫМСКИЕ СОНЕТЫ как геопоэтический феномен".
Книга вторая - "ВЕНОК СОНЕТОВ в крымском предстоянии".
Ниже привожу свою рецензию на дилогию Л. Корнеевой.
Читая литературоведческие исследования Людмилы Корнеевой, я отмечаю как драгоценную их особенность высокого накала крымоцентристский пафос, берущий начало в случившейся когда-то очарованности этим богоданным пространством.
При безусловной научности трудов судакского автора, подкупает их нацеленность на диалог, осознанная миссия учительства и просветительства, рождающая интонацию вольной беседы о вещах заразительно интересных и животрепещуще важных. Открываешь любую книгу Людмилы Николаевны - и пускаешься вместе с нею в плаванье вдоль береговой линии легендарного полуострова, воспетого великими и знаменитыми творцами, а теперь уже - и ею, крымским литератором и литературоведом.
Не стал исключением и двухтомник о крымской сонетиане.
Восхищение безупречностью формы 14-строчника и внимание к особой плотности сонетного вещества привели пытливый ум в лабиринт загадок формотворчества, уводя вглубь и ввысь, к новым отсекам смысла.
Сама искусный сонетист, Людмила Корнеева соединяет с мыслью о Крыме тему сонетостроения как акта самопознания.
Грандиозна миссия, инспирированная подобной великой задачей. Кропотливое постижение крымского универсума и проникновение в историческую прапамять Тавриды гармонично соотносятся с убеждённостью автора в парадигме божественного целеполагания истории.
Наш автор дал рассматриваемой библиотечной серии замечательное название «СОНЕТ: в блеске русской огранки». Это точное определение является ключом к программе-максимум Корнеевой, которую хочется наградить титулом «гранильных дел мастерица».
Активное противоборство с деструкцией, «космизация хаотического», неиссякаемость энергии, с которой бытие упорядочивает себя в противостоянии небытию, - тема, заветная для идеологов ноосферогенетической школы, с коей соотносит себя исследовательница.
Поразительно заботливое внимание, которым автор буквально окутывает «фигурантов» своей дилогии, - поэтов, разноплановых как по стилю, так и по степени «звёздности»: для крымчанки Людмилы Корнеевой принципиально важно пестовать Крымом порождённые опусы.
Нетленность традиционных жанров не без основания сейчас оспаривается, а вокруг актуальности твёрдых форм ведётся полемика.
Наблюдения нынче модно утрамбовывать в недорифмованные порошки и пирожки (среди которых, возможно, есть свои шедевры), и канон венкосонетный иными воспринимается чуть ли не как канон ветхозаветный.
Старомодность сонета нашим автором категорически отрицается.
Сонет, доказывает исследовательница, это не только кузница мастерства, способ мышления, интеллектуальный ринг, но и аналог жизненно важных психофизических процессов. Прочитавшие труд Корнеевой не могут больше в этом сомневаться.
Особую прелесть книге сообщает стиль.
На каждой странице двухтомника встречаем мысли, облечённые в изящные и точные словесные оболочки.
Не откажу себе в удовольствии привести хотя бы несколько образцов самобытного слога.
«автор сонета каким-то особым поэтическим жестом, похожим на тютчевский, совлёк «златотканный покров» с созерцаемой крымской картины»;
«главный сомелье Крыма своим венком сонетов открывает воистину букетообразующий вкус вина и винограда»;
«семиосфера поэзии Микушевича столь сложна, что входить в любое его произведение необходимо со специальным, микушевичским настроем»;
«автор никогда не сидел на мели пустого поэтического гладкозвучия»;
«Мысль поэта пребывает в неком познавательном экстазе».
И многое другое.
Эти отысканные в родном языке словесные перлы, также как и демонстрация богатого синонимического ряда и привольный бег синтаксиса, тешат слух филолога-гурмана, превращая чтение в эстетический кайф.
В качестве образца стиля и энергетики мысли Л. Корнеевой приведу начальные абзацы её аналитического обзора, касающегося сонета Леонида Вышеславского "СИВАШ":
Праздничное звучание многоголосного хора, руководимого опытным дирижёром, - вот сонористическая аналогия книгам о крымских сонетах.
Ещё о музыкальных аллюзиях Венка.
Автор, вслед за литературоведом Ингой Никитиной, уподобляет Магистрал Увертюре (но только не в симфонии, а в сюите?)
Рискну предложить ещё одно сравнение: сонетный магистрал, чреватый исторжением из своего лона 14-и полновесных «отпрысков», может быть сравним с додекафонной серией из 12 звуков, образующих «генофонд» будущего музыкального сочинения
*
Побуждает задуматься эпиграф к дилогии, первая строчка из стихотворения Боратынского:
О мысль! Тебе удел цветка…
Изображения розы - и в виде рисунка, и фотографией на обложке - не дадут усомниться в том, что автор настойчиво просит читателя не пройти мимо аллюзий на сокровища европейской розатеки, от алхимических флорилегиумов до шедевра мысли Даниила Андреева.
Мерцает в этом скрытом послании и надежда:
А тут зерном своим падучим
Он зарождает новый цвет.
Людмила Корнеева своими четырнадцатью книгами - уже созданными и теми, которые ещё будут написаны, - являет
наглядное исполнение Замысла, мыслимого как Магистрал; и этот магистральный Путь, заданный свыше, есть восхождение к Главному Смыслу.
И да будет подвиг её предстояния увенчан наградой профессионального признания и непреходящей читательской любви.
*
*
*
Презентация нового издания прошла необычно.
Людмила Николаевна разослала свой двухтомник по городам Крыма и России, и вскоре счастливые обладатели ценного исследования - сами поэты, учёные литературоведы и заинтересованные читатели - смогли оценить сонетологический опус и поучаствовать в виртуальном, в условиях карантина, его обсуждении.
Ошеломляюще новым было ключевое понятие, вынесенное в название книги, - ПРЕДСТОЯНИЕ.
Вот как сам автор объясняет сакральную суть этого нового в литературоведении термина:
Высказывания участников Геопоэтического Собрания, среди которых блистал и автор концепции крымского текста русской культуры, мэтр культурологии Александр Павлович ЛЮСЫЙ, оказались отмечены особым тонусом: в них искрилась разбуженная спонтанность и чувствовалось некое приятное изумление от того, что все мы стали свидетелями примечательного события с пролонгированным эффектом. То один, то другой форумчанин невольно выдавал фразу, окрашенную горделивым подтекстом: знай наших, крымских!
Компания благорасположенных друг к другу людей, слегка хмельных от успеха в атмосфере виртуального банкета, - это была какая-то новая общность.
Весьма удачно подытожила высказанные мнения петербургский филолог Татьяна КОШЕМЧУК: благодаря внимательной мысли автора, Людмилы Корнеевой, создаётся чрезвычайно притягательный светлый настрой, который обогащает каждого читателя.
А это проницательное замечание петербургской профессорши об источнике вдохновения Людмилы Николаевны я отметила особо:
думается, автор хорошо знает те незабвенные минуты и часы, когда книга пишется сама, без усилий, набело, без помарок, как стихи в сожженную тетрадь, когда усилие души лишь в настрое на нужную волну. Такие часы посылаются, и не в нас, пишущих, их исток.
Точка обзора евпаторийской поэтессы Веры ЛЮБЧИК - из пространства седьмых небес:
создаётся впечатление, что авторское перо - из ангельского крыла, и ему легко парить в экософском пространстве, откуда ясно просматриваются все дали и шири крымского текста.
Да и каждый участник Собрания не преминул добавить ценное слово в общую копилку впечатлений. После того как, по образному выражению симферопольского поэта Дмитрия Тарасенко, сам получил такой весомый подарок, который не можешь не то что уложить в сумку, но удержать в руках.
И надо вызывать такси.