Я люблю фигурное катание. И увидев на стенде нашего кинотеатра «Чайка» афишу фильма «ЛЁД-2», соблазнилась посмотреть.
Потом для полноты впечатления ознакомилась на ютубе с первой частью дилогии.
Да, магия зрелища на широком экране сработала. Авторы (режиссёр Жора Крыжовников, оператор Иван Лебедев) смогли нажать на нужные точки эмоционального восприятия, так что сочувствие, ужас и восторг волнами прокатывались по зрительному залу.
Скажу сразу: этот зимний семейный фильм к просмотру рекомендую.
Но данное кинозрелище наталкивает на определённые мысли, и мне хотелось бы ими поделиться. К тому же мой внутренний критик не может молчать, созерцая косяки и нелепости.
Да, я люблю фигурное катание; все эти волчки, винты, вращения в «ласточке», бауэр, тодес и карасик меня восхищают. А вот элемент «выброс» (швыряние партнёрши в тройном прыжке) весьма напрягает.
В фильме как раз действие и завёрнуто вокруг последствий страшной спортивной травмы. Подспудно в картине всё время звучит вопрос: а стОит ли успех таких жертв?
Главные козыри в руках многоопытных продюсеров - актёры-протагонисты.
Александр Петров презентуется современными режиссёрами как лицо нынешнего поколения.
Лицо это чрезвычайно привлекательное; один дерзкий взгляд рысьих глаз чего стоит!
Наш российский Ди Каприо:
Петров - актёр-фейерверк, обладающий завидной нервной энергией, и в фильме он успешно справляется с возложенной на него режиссёром ролью постоянно действующего вулкана.
Герой Петрова Саня Горин харизматичен, азартен, способен на безумные поступки - но в то же время незамысловат и косноязычен: как рот раскроет - то клин, то сплин.
Очаровательная малышка Вита Корниенко, по фильму дочь главного героя, изначально была мне симпатична - я видела её в телепередаче о талантливых детях.
Виталия Корниенко в программе "Наблюдатель":
В послужном списке у 9-летней «российской актрисы и модели» - свыше 40 проектов.
Вита произвела впечатление натуры гармоничной, щедро одарённой не только талантами, но и добротой, умением мыслить, трудолюбием. Её же героиня Надя весьма однопланова: это маленькая спортивная фанатка, комок нервов, амбиций и воли.
Первое появление Надюши на экране символично: девочка-дюймовочка, сидя верхом на поверженном соученике, колотит мальчишку, который непочтительно отозвался о её плюшевом медвежонке.
Надя живёт в мире острых локтей и коварных интриг, где соседи по террариуму учат бдеть и не расслабляться. Уроки социума девчушка усваивает вполне.
Мир карьерного фигуриста (хоккеиста, пианиста) зиждется на трёх китах: упорство, честолюбие, бескомпромиссность. Есть ещё спортивная злость. Затупленные коньки и подножки «подружек» перед выходом на лёд воспитывают бойцовский характер.
Не более привлекательна и хоккейная братия во главе с тренером-садистом.
А вот легендарная наставница Ирина Сергеевна в исполнении маститой Марии Ароновой. По амплуа - «строгая, но справедливая», по сути - настоящая Медуза Горгоновна, от взгляда которой цепенеет даже неробкий Саня.
Её тяжба с Гориным из-за девочки полна нечестных приёмов. Любимый афоризм тренера Шаталиной: «Сопли утри».
На сильном драйве сделана сцена «Нас не догонят». Прежний гимн юных лесби приспособлен к эпизоду свирепой бескомпромиссной арт-подготовки честолюбивых девчат и брутальных «настоящих мужчин». Здесь готовят десантников - тех, кого завтра будут забрасывать на верхнюю ступеньку пьедестала почёта. Конвейер «солдат удачи» пародийно перекликается с эпизодом штамповки однотипных особей в рок-опере Pink Floyd «Стена».
В спортивную драму внедряются черты караоке-мюзикла, жанра, дающего право сшивать саундтрек фильма из заимствованных хитовых мелодий.
Если в первом фильме «Лёд» земфироманы синхронно раскачивались при звуках всенародно любимых песен, то теперь напрокат взята гениальная рыбниковская «Аллилуйя».
От эйфории не удержаться!
Так, эксплуатируя чужой экстаз, авторы существенно поднимают собственные акции.
(Наложите на любое домашнее видео органную музыку Баха, и непритязательный зрительный ряд обретёт величие и благородство).
И не всегда внедрение чужой самодостаточной песни бывает уместно. «Тополиный пух», на мой взгляд, напрасно влетел в сцену Сани с младенцем.
Действие фильма происходит в Иркутске. Ледовая арена носит угрюмое индустриальное название «БайкПромМаш».
Байк - это, впрочем, не байк, а озеро Байкал. Но природу здесь не покажут. Уникальное озеро - просто шикарная ледовая площадка, а лёд - многозначный символ. И сценам на диком льду невозможно отказать в эффектности.
События фильма так перекликаются с нынешними проблемами в отечественном фигурном катании, что это не может остаться вне обсуждения.
Аделина Сотникова, сочинская олимпийская чемпионка, чьё имя как раз в эти дни склоняют СМИ, из-за травмы изолированная от большого спорта, сейчас с тоской вспоминает о своей ослепительной, но краткой карьере.
Когда-то ей удалось впервые исполнить тройной риттбергер.
Аделина Сотникова:
Заплатила фигуристка за своё достижение серьёзными травмами.
И теперь Сотникову (а ей всего 23 года) далеко обогнали юные конкурентки, «фанаты льда и золотых медалей», которых, впрочем, ждёт та же протоптанная стезя.
Я всегда думаю: что бы им просто кататься, наслаждаясь радостью движения и почти полёта?
Но им не до радости: десантура до кровавого пота отрабатывает четверной аксель-шмаксель.
Убита романтика, а в коммерческом ФК в цене лишь лихорадочная гонка за успехом - в средствах можно не стесняться.
В сердцах сказанная Саней фраза «Вот что наделало ваше фигурное катание!» может быть мною подхвачена и уточнена. И тут я скажу о наболевшем.
Выбор Сочи в качестве столицы зимней олимпиады-2014 Комитетом гражданского контроля был расценен как трагедия. Разрушение уникального природного, культурного и курортного комплексов, насильственное переселение жителей, закатанные в бетон сотни гектаров Кавказского биосферного заповедника, уничтожение девственных колхидских лесов, похеренные археологические памятники - это только малая часть длинного перечня несчастий.
Престижа ради затевалась вся эта большая политическая игра.
А результаты легендарной олимпиады с дисквалификацией, допинговыми скандалами и мутными подтасовками хорошо известны.
О спорт, ты - монстр!
Ушедший из большого хоккея в таксисты, а затем вернувшийся в свой клуб Саня сейчас на распутье. Пустить дочку по стопам матери и заманчиво, и страшно.
Задача актёров - преодолеть одномерность своих спортивных персонажей.
И когда Саня, прозрев мудростью в духе царя Соломона, уступает дочь конкурентке-тренерше, зритель понимает, какой красивый гол в ворота противника забил нападающий Горин.
Растроганная преображённая Шаталина, слёзы облегчения и счастливые лица всей троицы знаменуют хэппи-энд фильма.
Звучит композиция Басты «САНСАРА», которую дружно подхватывают участники, сплотившиеся вместе, как одна семья, - и в этом действе ощутим вселенский размах.
И правда, нет лучшего трека для финального катарсиса:
Когда меня не станет - я буду петь голосами
Моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами,
Таков закон сансары:
Круговорот людей.
Эта снимающая страх исчезновения буддистская идея отзывается в душах зрителей тёплым умиротворением и надеждой.
Но земные амбиции Нади, равно как и её наставницы, на взлёте.
И как события будут развиваться дальше - об этом мы узнаем, посмотрев в будущем
«ЛЁД-3».
*