Дикий пляж под Крепостной горой и прилегающие окрестности - самое моё любимое место в Судаке.
Именно здесь, у Старой Таможни, вблизи храма Двенадцати апостолов и Портовой башни, я чувствую отголосок сердцебиения древнего города, называвшегося в разные века Сугдея, Солдайя, Согдиана, Сурож.
Циркумпонтийская метка легла на мою жизнь, связав память и прапамять.
Итальянское и византийское прошлое Тавриды отзывается в моей душе узнаванием и приятием.
Как меня сюда забросила судьба?
Этим летом я отметила солидную дату: полвека со времени моего первого приезда в Судак, и вообще - первого попадания в Крым. Тогда же, в детстве, в бухте под Крепостной горой, я и плавать научилась, на надувном синем кальмаре. Отголоском этого события стал летний шуточный пост «Фламинги в Крыму»:
https://evrica-taurica.livejournal.com/196891.html#comments Здравница, где мы отдыхали всей семьёй, именовалась «Львовский железнодорожник». Это был суперсовременный по дизайну (для 1969-го года) комплекс зданий, особенно шикарной деталью которых были выносные лестницы. А располагался пансионат как раз в тех местах, где в средние века кипела жизнь крупного портового города - генуэзской Солдайи.
Пытаюсь представить...
...пытаюсь представить, как это было: швартовались каравеллы, барки, галеоны и корветы; звучала разноязыкая речь, негоцианты вели торг с покупщиками; гордо прохаживались заморские гости, и повсюду толпился разношёрстный люд - моряки, капелланы, жонглёры, менялы, бродяги…
Всё это осталось витать где-то в воздухе, в невидимом, но реальном ноосе небесного эгрегора Солдайи.
Когда в июле 1969 года мы с родителями наслаждались комфортным отдыхом у тёплого моря среди субтропической флоры, геопоэтические мысли ещё не посещали моей юной головы.
Но в памяти остались - нагретый приморский воздух, стрёкот цикад, миндальные деревья на горе Палвани (переименованной населением в Болван), тёплые струи фёнов, волнующие звуки электрогитар по вечерам в Летнем театре, сухопутные ракушки, собранные в детское ведёрко и вдруг во время тихого часа расползшиеся по стенам комнаты; суровая Генуэзская крепость и белоснежные корпуса пансионата.
Зерно уже упало - оставалось ему прорасти.
Жаль, фотоаппарата у нас тогда не было, и с того далёкого лета чудом сохранился лишь старый слайд, изъятый из шарообразного сувенира:
Когда же я приехала в Судак в отпуск летом 2002-го года, то отправилась навестить пансионат.
Вот он, третий корпус «Львовского железнодорожника»:
А через год мы уже переселились в Судак окончательно.
И я приходила в Портовый квартал с особенным чувством.
Башня Фридерико Астагвера, она же Портовая, стоит особняком от остальных строений Генуэзской крепости:
На восточной стене башни закреплена плита с высеченной надписью на латыни:
В 1386 году, в восемнадцатый день мая.
Это строение воздвигнуто во время управления отличного мужа Фредерико Астагвера, достопочтенного консула и коменданта Солдайи.
В кладку вмурованы плиты с резными крестами, доставленные, как полагают исследователи, со старых погостов.
Рядом с башней - церковь.
Это Храм Двенадцати Апостолов.
Древний храм с видом на море:
Вот так, обратясь порталом на запад (а алтарной частью, как и полагается, на восток), стоял легендарный храм и 8 веков назад.
Храм похож на традиционную, небольшого размера византийскую часовню. Он стоит на прямоугольном фундаменте, имеет апсиду с пятью гранями и три окна: из восточной, западной и южной сторон.
Храм, построенный армянскими зодчими для греческой общины средневековой Солдайи, историки относят к 13-15 векам.
Рельеф с изображением Христа:
Храм когда-то украшала фреска на сюжет "Тайной вечери", не дошедшая до нашего времени.
В 1840-м году художник Викентий Руссен зарисовал то, что оставалось от росписи:
Как видим, живописная трактовка евангельского эпизода и композиция фрески предстают в совершенно не каноническом варианте.
В 2006-м году киевские мастера основательно потрудились, проведя художественную реставрацию храма, при этом фреску в её спорном виде восстанавливать не стали.
Вот как сейчас выглядит церковь изнутри:
Да, летом храм открыт, и делать фото в нём разрешено.
Правая стена храма:
Особенно я люблю изображения двух смуглых ангелов, по обе стороны от центрального изображения Христа.
Скалистая крутобокая гора Палвани-Оба - излюбленный экстремалами скалодром:
Как известно, все прилегающие к морю горки Природа изваяла в виде животных (вспомним Медведь-Гору, караул-обинского Носорога, вепреобразный мыс Ай-Фока и т.д., и т.п.)
Не исключение и Палвани, похожая на Слона (а со стороны Нового Света очень напоминающая Пеликана):
Скалы увешаны дюльферяющими скалолазами,
а у подножия пасутся козы.
Милые животные сожрали уже большую часть краснокнижных можжевельников на Палвани:
Об этом здесь:
https://evrica-taurica.livejournal.com/83852.html#comments А мы проследуем к морю.
Портовый потенциал бухты сейчас почти не используется.
Лишь изредка можно увидеть швартующийся к причалу теплоход:
Выше находятся развалины портовой таможни:
Хочется представить, какая жизнь тут была в 14-м веке.
Как выглядели средневековые мытари?
Может, так?
(фото из интернета):
Хотя от таких синьоров вряд ли дождёшься сакраментальной фразы Таможня даёт добро!
Время от времени здесь проводят раскопки.
На известняковых скалах любят отдыхать птички.
Кладка и груды камней украшены несложными пирамидками-балансирами:
Как, однако, гармонируют "каменные птички" с выбранными из земли кирпичами и плитами.
В едином лапидарном стиле:
Кладка "ёлочкой" - это когда плоские мелкие камни кладут по диагонали.
Руками рабов, разумеется.
Иногда здесь можно найти кусок старой керамики:
А теперь спустимся в Портовую бухту.
Пляж пансионата представляет собой усыпанный привозным гравием берег:
А по соседству - прилегающий к скале каменный хаос; это и есть последний участок первозданного берега, каким он был и при генуэзцах.
Крепостная гора столь крута, что пройти посуху у её подножия и попасть в соседнюю Судакскую бухту невозможно.
А вот проплыть, поместив вещи в непромокаемые пакеты, можно рискнуть.
Дикий пляж.
Природные камни и валуны, почти не обезображенные вмешательством цывилизацыи.
Хотя...чьим-то автопортретом мы всё-таки вынуждены любоваться...
Зато здесь нет орущих в мегафон катерщиков и вездесущих коробейников со снедью.
Из примет большого мира - лишь залетающие с востока разноцветные парашюты с подвешенными на них счастливчиками, увлекаемыми в стратосферу.
Состязание по прыжкам в воду:
А на суше добры молодцы (очень может быть, что участники фестиваля "Генуэзский шлем" в штатском) укрепляют силу бицепсов и трицепсов:
И бездомный пёс, мечтающий стать чьим-то верным другом:
А теперь прогуляемся по территории современного пансионата, который с 2014 года перестал быть "львовским" и переименован в "Крымскую весну".
Воздушный мост даёт возможность прошествовать из пляжной зоны к корпусам:
А под мостом - трасса, ведущая в Новый Свет:
А это, по-моему, временный декоративный камуфляж непрезентабельных хоз. построек.
Виднеется скальный купол горы Палвани-Оба:
"Уважаемые отдыхающие!"
Попробуйте пилатес на пирсе!
После капитального ремонта добротно построенные корпуса простоят ещё, как минимум, полвека.
Цветочки:
Альбиция (ленкоранская акация):
Словно колибри, завис над душистым цветком бражник с длинным хоботком:
Цветёт юкка:
Этот рослый кустарник семейства лилейных столь же эффектен, сколь и неприхотлив.
Вечнозелёные кустарники:
В промежутках между корпусами хорошо просматривается Генуэзская крепость:
Столовая:
Помимо трёх многоэтажных корпусов, на территории пансионата сравнительно недавно построены вип-коттеджи:
В верхней части парка небольшой розарий:
Вид с верхнего мостика - на пансионат, крепость, море и гору Палвани-Оба:
************
Итак, наша виртуальная экскурсия завершена.
Прогулка по местам, где в разные эпохи были генуэзский порт Солдайя, "великое торжище сурожское", немецкая колония, курортный посёлок новейшего времени...
Вспоминаются слова киммерийского мудреца:
Пойми простой урок моей земли:
Как Греция и Генуя прошли,
Так минет всё - Европа и Россия.
Гражданских смут горючая стихия
Развеется… Расставит новый век
В житейских заводях иные мрежи…
Ветшают дни, проходит человек.
Но небо и земля - извечно те же.
Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
*