В прошлом году любители книг по истории Крыма получили подарок: вышла в свет солидная (574 страницы) книга нашего судакского краеведа Алексея Тимиргазина "СУДАК. Хроника российского периода (1783-1917)"
Книга интересна не только для специалистов, но и для широких масс рядовых крымофилов. Погружаясь в атмосферу прошлых лет, любознательный читатель испытывает удовольствие от знакомства с разнообразными персонажами, вживую встающими со страниц хроники.
Когда я читала про Жюстину Жакмар, мне захотелось поделиться информацией со своими читателями.
Тем более, что тираж книги Тимиргазина практически разошёлся, а многим это наверняка будет интересно.
Итак, Жюстина.
Представьте себе француженку, живущую уединённо в судакских краях. Племянница маститого винодела, эмигрировавшего в Тавриду француза Лессера, равно привычна и к земледельческому труду, и к умственной работе.
Представительница европейской культуры, не меняющая интеллектуальных привычек даже в условиях жизни полудикой; ставшая живой местной достопримечательностью, что не защитило, впрочем, её от разнообразных невзгод.
Из всей когорты "судакских антиков", о которых я, возможно, расскажу, отшельница Жюстина Жакмар заслуживает быть упомянута первой.
Пожелав, по обыкновению, украсить краеведческий материал своими фотографиями, я обнаружила в своём архиве их изрядное множество. Так что в конце поста произойдёт модуляция из крымской истории в плоскость личных воспоминаний.
Пора уж начать...
Имение Капсель приобрели в конце 1820-х годов французы Лессер и Амантон, владевшие во Франции фабрикой шампанского. А в ту пору крымское вино, полученное из винограда французских лоз, ценилось во Франции. В Капселе поселился 28-летний Амантон, ставший одним из директоров компании, продававшей крымские вина. Но по каким-то причинам он был выслан за границу, тогда имением «Француз-бах» (так назвали его местные жители) стала заведовать Жюстин Мария Жакмар, племянница Лессера.
А почему Француз-бах?
Иоганн Себастьян никакого отношения к названию не имеет.
Татары называли франками всех иностранцев без разбора (вспомним гору Франк-Мезер), а "Бах" - это "сад" (всем известен город Бахчисарай)
Стало быть, "Французский сад"
«Сильная, мужественная женщина, она одевалась по-мужски, в привычках и образе жизни походила на мужчину; жила уединенно и без прислуги, ничего и никого не боясь, с ружьем в руках ходила в горы, по диким ущельям и кручам, бродила по лесам, охотясь на коз и оленей, служивших ей пищею, преследовала лисиц и барсуков», - писал о ней Арсений Маркевич, ученый, посвятивший крымоведению большую часть своей жизни.
Быть может, стиль жизни Жакмар обусловлен не только эмансипацией, которую переживала Европа или какими-то сугубо личными мотивами. Надеюсь, что когда-то откроются и эти тайны. Пока же известно, что встречался с ней в ноябре 1833 года путешествующий по Крыму русский ученый немецкого происхождения Петр Кёппен и она была его судакским гидом - показывала местные достопримечательности и удивляла своими достижениями в виноградарстве.
Откроем фолиант на странице 163 и прочитаем следущее:
*
*
(картинка не историческая, но немного в тему)
Алексей Тимиргазин установил, что в 1855 году, во время Крымской войны, Жюстин Жакмар, ухаживая в Симферополе за ранеными, заразилась тифом и умерла. Похоронена она была в крымской столице на старом христианском кладбище, которое разрушили в 1934 году.
*
Про Жюстину Жакмар всё.
Но фоторассказ о мысе Француженка и окрестностях продолжается.
Давайте прогуляемся вдоль побережья, начав от восточного края Алчака.
Вот зимний снимок бухты имени ЖЖ. Увидели мыс? Он в центре фото на среднем плане. Вдали возвышается заснеженный Эчкидаг
И здесь в центре - мыс Француженка. За ним белоблочное строение - недостроенный корпус пансионата якутских алмазодобытчиков и золотоискателей (!) "Медвежонок.
Традиция поиска злата...
Людей не видно. Зато на мелководье пристроились черноморские бакланы:
Бывает, пейзаж смахивает на суровый арктический (январь этого года):
Это зимние кадры, снятые со стороны Алчака.
А вот снимки мыса с противоположной стороны, сделанные в жаркие летний день.
Каменные лики.
Главный напоминает мужественный профиль госпожи Жакмар.
Вереницей выстроились мысы Капчик, Чикен (Караул-Оба) и Алчак. Далее - Француженка.
"Сонно греют горы выжженные спины" (Василий Рыков)
Июльское море искрится на солнышке...
Со звездой во лбу:
Ландшафт планеты Тау Кита:
Да, такова геология побережья близ бухты Француженка.
Именно здесь прогуливалась храбрая Жюстина.
Помните фрагмент из книги?
"...она возвращалась вечером с геологической прогулки, держа в руке небольшой топорик"
А если пройти от бывших владений легендарной француженки ещё метров шестьсот в сторону Меганома, можно увидеть знаменитый пароход "Ласточка":
В центре табличка с названием "Князь..."
Бывший речной пароход, задействованный в съёмках фильма "Жестокий романс", пригнали с Волги сюда, в наши края. Была идея использовать плавсредство как оригинальный ресторан для особого сорта отдыхающих, но деловые партнёры не достигли консенсуса (что вполне в духе упомянутого фильма).
*
Вернёмся на территорию поместья "Француз-Бах". Теперь там автокемпинг. А на возвышении маячат головастые фигуры суровых идолов:
Узнаёте?
Судакские копии моаи с острова Рапануи (Пасхи)
Лапидарные эти мужчины выполняют, вероятно, роль оберегов.
С трудом можно представить, что когда-то здесь были САДЫ и ВИНОГРАДНИКИ.
Какая невольная перекличка с экологической катастрофой, происшедшей на далёком тихоокеанском острове...
Этому не повезло с диспозицией: взгляд истукана обращён в сторону полигона ТБО, одиозной судакской свалки...
А вообще статуи приметные. Без них этот кусок выжженной земли был бы крайне непривлекательным.
А вот кадры из моего фотоархива.
Май 2005 года. Слушательницы курсов экскурсоведения при Судакском центре занятости (и я в том числе) на практике.
Наш руководитель Виктор Иванович привёл нас на мыс Француженка и устроил ролевые игры: раздал всем курсисткам бытовые молотки. Под одобрительное девчачье воркованье наставник продемонстрировал методы добычи золотистого пирита.
И сказал примерно следующее:
Геологи подтвердили наличие на Алчаке сульфида железа - золотистого пирита. Его намывали из глин в изрядном количестве местные ребятишки еще в XIX веке, играли красивыми кристалликами, обменивались ими. Золотистый пирит наводил на мысли о золоте, тем более что слухи и легенды о добыче здесь золота ходили в Крыму с давних времен. Мартин Броневский сообщал в XVI веке, что золото добывалось в горах между Крымом (Старый Крым) и Кафой (Феодосия). Слухи о месторождениях золота подогревали находки множества золотых изделий в скифских курганах.
На рубеже XIX-XX веков на судакском пляже несколько раз появлялись заявочные столбы, ограждающие места, где подозревали золото. Об этом писала и местная, и столичная пресса, называя судакскую округу новым Эльдорадо. Приводило это не к золотодобыче, а к заметному повышению цен на земельные участки.
Только лишь в 1960-е годы несколько крупинок самородного золота были обнаружены геологами в окрестностях Судака и Коктебеля. Ученые пришли к выводу, что золото восточного побережья имеет местное происхождение. К сожалению, золота настолько мало, что его находки имеют только научное значение.
А теперь сами проверьте!
Нибелунги за работой:
Добытый минерал фотографирую (фон - морские водоросли):
Этот кусочек хранится в моей коллекции. Сверкают крупинки золота:
А вообще-то золотистые пириты бывают роскошны (интернет):
Как видите, краеведческая книга оказалась настолько интересной, что я, отставив планы подготовки фотоотчётов о своих многочисленных весенних прогулках, увлечённо занялась местным историческим материалом.
И, по правде сказать, мне есть ещё о ком рассказать, кроме Француженки.
Цикл "Судакские антики" будет продолжен.