День памяти Пушкина

Feb 10, 2016 13:47





Недавно мои френды Елена и Андрей crimeaphile рассказали о выставке гениальной художницы Нади Рушевой, ушедшей совсем юной:
http://crimeaphile.livejournal.com/166872.html#commen
Известно, что рисунки Нади из цикла "Пушкиниана" удивительно близки пушкинской манере небрежных, но точных зарисовок пером  
Воспроизвожу некоторые графические работы Рушевой.















Год назад, в пушкинскую годовщину, Мария
erdes дала ссылку на лучший, по её мнению, фильм о Пушкине.
http://youtu.be/TmxNQlPthiA
Это кинолента Леонида Менакера "Последняя дорога" (1986)
Я поделилась откликом на картину, Мария ответила, и в процессе дружеских дебатов прояснилось кое-что для нас важное.
evrica_taurica

Мария, благодарю за совет. Фильм действительно достойный. Высокая марка качества ощутима во всём - от подбора актёров до костюмов и мизансцен.
Замечателен сценарий (соавтор Яков Гордин); полновесная русская речь персонажей даёт возможность культурному зрителю-слушателю прожить 101 минуту фильма в родной языковой среде.
Начну не с главного героя.
«Партия зла» представлена сильными игроками.
Всемогущий Смоктуновский воплотился на этот раз в монстре просвещенного европейца циника. Никогда не удостаивая собеседника поворотом головы, геккерен словно изваян в бронзе окончательного и бесповоротного знания.
Смоктуновский играет своего злодея в сальерианском ключе. Философская подкладка его поступков - вящая уверенность в том, что порочность - это необходимый противовес добродетели в мировом балансе сил.


Смазливая кукла-дантес…Аморальное чудовище, каждая реплика которого пригвождает его к позорному столбу.
Чета нессельроде, где первую скрипку играет супруга (Римма Маркова), особа, вещающая зычным голосом тембра контральто-профундо.
Натали (Елена Караджова) очень хороша собой.


Особенно в первое своё появление.


Но её нервной истерике не веришь, а веришь Цветаевой:
Счастие или грусть -
Ничего не знать наизусть,
В пышной тальме катать бобровой,
Сердце Пушкина теребить в руках,
И прослыть в веках -
Длиннобровой,
Ни к кому не суровой -
Гончаровой.


Сон или смертный грех -
Быть как шелк, как пух, как мех,
И, не слыша стиха литого,
Процветать себе без морщин на лбу.
Если грустно - кусать губу
И потом, в гробу,
Вспоминать - Ланского.


Фактический протагонист картины - поэт и деятель Жуковский.


И действие как-то органично струится вокруг него, уютного во многом и потому, что Василия Андреевича играет Александр Калягин.
Вера Вяземская бросается к нему на грудь,


В.А. умеючи отражает атаки Дубельта и своры. Зритель тоже расположен к Калягину.
Да, и к Жуковскому тоже.
Принципиален Василий Андреевич и в сцене с геккереном.
Важны его слова «Это не чернь. Это Россия!»
Хотелось бы узнать, насколько исторически достоверно данное высказывание.
Главный антагонист Поэта - полицейское государство.
Это его на протяжении фильма так брутально живописует гротескный вальсище, с форсированной метрикой и громогласной оркестровкой. Тужится туба, визжат флейты; нагло прочерчивают свою несгибаемую линию тромбоны под цап-царап клавесина…
А вот и гении сыска.
Дубельт (Мягков) - многомудрый, аки змий, прежний знакомец Пестеля.


Тогдашний минпрос Уваров (Филозов), с пеной у рта отрицающий у титулярного советника Пушкина право на бессмертие.
Штатный соглядатай (кстати, это исторический персонаж или лицо собирательное?), вываливающий свои мерзкие откровения об объекте слежки.
Холёные-лощёные физиономии «знатных», таким контрастом явленные в сравнении с «ваньками», греющими руки у костра…
«Господа» не матерятся, вставляют в свою речь не блатные, а французские слова, и выглядят вполне благообразно.
Но пустой сундук, по мере обыска наполняющийся личными бумагами погубленного поэта, напоминает гроб.
Гроб по их мёртвы душонки.
А имена поэтовых цензоров - геростратов список.
И уж, конечно, по ночам в их кошмары вторгаются пророчества другого поднадзорного:

Но есть и Божий суд, наперсники разврата.
Есть грозный суд. Он ждёт.

Что я ожидала увидеть и недополучила - конечно, самого Пушкина.
Считанные появления - числом три.
Самое запоминающееся и искусно срежиссированное из которых - в начале, на третьей минуте.
Смуглый синеглазый человек в цилиндре оборачивается на красавицу. Он ещё владеет собой, но с усилием скрывает растерянность, боль и досаду. Красавица дарит обворожительный взгляд кому-то в карете.


Влюблённую женщину узнаешь по глазам.
*
Сцена дуэли. На несколько секунд мелькнёт образ Пушкина. Поэт по-прежнему безмолвен.
Дворовый человек Никита вносит на руках своего барина, раненного в живот. Зрелище подстреленного мерзавцем Александра Сергеевича рефлекторно вызывает у зрителя спазм в горле.
Стоит многотысячная толпа на Мойке. Людям очень не хватает Пушкина. По-моему, зритель тоже всё время в ожидании - когда ему позволят ещё хоть раз увидеть поэта.
А режиссёр замыслил иначе!
Представляется, что приём этот половинчатый.
Есть ощущение, что линия не завершена.
В титрах даже не указан актёр, представлявший Пушкина.
(Это уж сверхоригинально)
Понятно, если проложить щедрее этот пунктир (появление в сюжетной ткани Пушкина), то без кинобанальностей не обойтись.
Возможно, поэтому Леонид Менакер придумал такой ход…
Ведь некоторая стереотипность поведения именитых персонажей в исторических фильмах неизбежна.
Отсутствие новизны в рисунке роли…Этим грешат, увы, и герои «Последней дороги».
Так, когда Вяземский сокрушается и падает в снег, наперёд известно, как в деталях сыграет актёр Вадим Медведев эту сцену.
Предсказуемо ведёт себя и Глузский (ростовщик Шишкин) в типовом эпизоде «Отречение от корысти».
Через фильм проходит побочная сюжетная линия «Прозрение корнета Чичерина». Молодой Жигунов вполне убедителен в этой роли.
Но мне не хватает полутонов, четвертитонов, парадоксальности, многозначности символа, сгустков экспрессии, визуальных откровений. Это касается фильма вообще.
Впрочем, всё это по высшему счёту. Фильм хорошо смотрится, порою волнует и - что самое ценное - цепляет ту душевную струнку, которая в каждом русском резонирует с именем Пушкина.
Поэтому каждый год 10 февраля всем любителям отечественной словесности смотреть этот фильм настоятельно рекомендуется.

********************************

erdes

Светлана, спасибо за такой подробный отзыв! Очень интересно... Пыталась заранее угадать Ваши впечатления - и во многом угадала.

Интересен Ваш вопрос по поводу достоверности слов Жуковского в фильме. Мне пока припоминается со школьных времён, без ссылки на источник, что Жуковскому принадлежат слова: "Вся Россия склонилась над талантом". А точнее - не скажу пока, надо порыться в книгах.

Знаете, мне как раз понравился этот ход с Пушкиным - что его так мало в фильме. Благодаря этому Пушкина в фильме - много... Понравился этот приём по нескольким причинам. Во-первых, "от противного": меня как зрителя в таком прочтении не покоробило неизбежное несходство актёра с героем, сравнение, оценка... Я пыталась однажды - по просьбе друзей - посмотреть фильм Натальи Бондарчук "Пушкин: последняя дуэль", где Пушкина играет Безруков. Попытка оказалась неудачной. Знаете, это невыносимо... В кадре очень много Безрукова, загримированного под Пушкина, и Безруков старается - но это Безруков. Мимика, голос, всё - и картина сразу проваливается в какую-то художественную самодеятельность. Не исключаю, что кто-то именно при таком режиссёрском подходе сумеет максимально почувствовать героя (Пушкина) - я встречала восторженные отзывы - но этот кто-то точно не я.
Видела я и фото с проб Ролана Быкова на роль Пушкина - картину эту так и не сняли, и пробы были удачные, и Быков очень мечтал сниматься... Верю, что он сыграл бы превосходно. Но по фотопробам сразу видно, что это Быков, и ты невольно сравниваешь, похож - не похож... А в "Последней дороге" этот эффект как-то умудрились обойти. Мне очень нравится цепочка из нескольких появлений Пушкина на экране, появлений, так сказать, разной природы, но они, по сути своей, едины: в начале фильма, у кареты - потом в окне, когда Данзас уточнял условия дуэли - портрет работы Кипренского на стене в доме - Пушкин на дуэли - на руках Никиты возле дома - и, наконец, лицо Пушкина крупным планом, посмертная маска.


Эти эпизоды выстраиваются в единую линию, и образ Пушкина создаётся удивительно ярко и объёмно именно потому, что поэта почти не показывают. Ты смотришь на других героев, слушаешь их разговоры - и всё время настраиваешься на Пушкина, представляешь его себе всё отчётливее, всё живее...
Но я согласна с Вами - возникает желание увидеть Пушкина. Правда, мне при просмотре этого фильма ни разу не хотелось, чтобы Пушкина на экране стало больше - скорее хотелось перенестись в то время и посмотреть на настоящего Пушкина. Быть может, именно поэтому мне и пришлась очень по душе эта мимолётность его появлений в кадре, скупость, сдержанность...
То же самое можно сказать и про визуальную скромность картины, при всей точности и достоверности, про полное отсутствие желания специально произвести впечатление на зрителя. Этот эффект документальности, подчёркнуто спокойный показ затягивает, заставляет мысленно погружаться в картину, "входить" туда, она не отпускает... Мне такой стиль мил ещё и тем, что "рифмуется" с прозой Пушкина, где рассказ тоже ведётся очень сдержанно и просто.

Отсутствие полутонов, некоторую прямолинейность и даже простодушие героев и сюжетных линий я считаю скорее достоинством, чем недостатком - в контексте именно этого фильма... Меня в картине интересовало, прежде всего, полотно в целом, ощущение одновременности, живых, динамичных взаимосвязей, как в театре - у кого-то роль посложнее, у кого-то - попроще, но действие создают все вместе, и в какой-то момент это действие, ход событий - или же само время - подхватывает героев и несёт, куда захочет, и этого не изменить. "Простые" образы Чичерина и Шишкина ничего не объясняют, не упрощают картины - только добавляют трагизма, потому что, глядя на них, ты понимаешь, насколько сложнее события, которые они оценивают как наблюдатели, и не просто сложнее, а неотвратимей. Это чувство потери, невосполнимой потери - и наслаивающееся на него чувство, что вернуть историю назад и "переиграть" даже теоретически невозможно...

Очень понравилось, как в конце фильма незримо появился Лермонтов своими стихами, как они прозвучали. Вообще, пожалуй, самое ценное для меня в этом фильме - что он снят не просто о человеке и человеческих судьбах, а о поэте, о поэзии.

Спасибо Вам за отклик! И за повод сформулировать свои ответы на такие интересные вопросы.

evrica_taurica

Спасибо!
********

Вот, написала я своё, прочитала Ваше - и (2 головы лучше одной) уяснила важную вещь.

Действительно, в историко-биографических фильмах режиссёр скован необходимостью предъявить "двойника" великого человека (со-масштабного по силе личности) - либо...найти новое решение.
И то, что Некто появился в трёх волнующих эпизодах, и этот земной человек (возможно, не актёр) не тащит за собой чемодан прожитых и известных зрителю образов, действительно оказалось свежим приёмом.

Если вспомнить один-единственный кадр из всего фильма, то для меня это будет Пушкин, растерянно и тревожно обернувшийся на Натали, в начале фильма.

Мимолётное виденье...


сыграть гения..., "Последняя дорога", Надя Рушева, мои рецензии, кино, АСП, графика

Previous post Next post
Up