Ушедший

Oct 27, 2015 23:57




"Я шла по дороге, которой уж нет..."
Строки этого простого стихотворения звучали в такт моим шагам, пока я пробиралась к даче Бруни.


Год назад ушёл из жизни Василий Львович Бруни-Бальмонт


http://evrica-taurica.livejournal.com/tag/Василий%20Львович%20Бруни-Бальмонт


Остались неразобранные записи его монологов, фото и видео наших встреч.
Последний раз мы виделись 9 мая прошлого года.


Буйствовала сирень...


А сейчас - осень во всём: и время года, и состояние души...


Сирый дом, брошенные вещи, неуют вдруг опустевшей усадьбы.
Дача Бруни не обнесена забором.
И я обошла закоулки сада, подошла к летней кухне, заглянула на веранду.

Я шла по дороге, которой уж нет,
По пояс в траве, по колено в болоте.
Не надо за мной: всё равно не пройдёте
Дорогой, которой давно уже нет.

Я вышла к деревне, которой уж нет,
В которой остались две-три развалюхи,
Где горестный век доживали старухи.
Пришла я в деревню, которой уж нет.

У дома без крыши, без рам, без дверей,
Усталая - я на завалинку села.
В высокой крапиве малина поспела
У дома без крыши, без рам, без дверей.

Такая стояла кругом тишина,
Что сердце сжималось, и мне показалось -
На целой земле никого не осталось.
Такая стояла кругом тишина.

Ушла я дорогой, которой уж нет,
По пояс в траве, по колено в болоте.
Не надо за мной; всё равно не пройдёте
К деревне, которой давно уже нет.

Отчего Василий Львович так любил это стихотворение (авторство Ксении Зиминой), читал его наизусть?
Эта усталая монотонная речь словно сулит что-то потустороннее.
Безрадостная музыка стиха, тусклые краски вневременного пейзажа , метафора ухода и запустения...
Изо всех щелей этого хмурого стихотворения сквозит небытие.


Запертая дверь летней кухни - прежде  самого оживлённого места усадьбы.


Этот флигелёк был облюбован Василием Львовичем как идеальная  локация.
Восседая в старом кресле, он руководил беседой, произнося свои блестящие монологи.
И не раз намекал, что, дескать, смог почувствовать сакральную точку, где обрёл свою идентичность:
"В  э т о м  Крыму, в  э т о м  Судаке, на  э т о й  летней кухне, в  э т о м  кресле - я ощущаю себя собой".


При этом, конечно, условие было чёткое: Василия Львовича должны были окружать люди.


Кострище.
Сколько дней назад здесь пылал огонь?


Стол у задней веранды.


Для чарующих летних семейных трапез.
На ужин - свежевыловленная рыбка, зелень, мидии, каперсы


И обязательно винцо и "брунёвка" - под хор светлячков или стрёкот цикад, с видом на огни вечернего Судака.


*


Совершенно неожиданно на веранде нахожу инсталляцию:


Вещи - картина, собачья будка, тюлевая занавеска - заполняют пространство веранды подобно предметам-символам в кадре поэтического кино.
Приковывает внимание двойной портрет.


Мне странно думать, что эта прекрасная картина брошена на произвол судьбы.
Видно, сделано это сознательно - но что произошло?

Мелькает мысль о спасении живописной работы как ценного предмета искусства, но я, конечно, не вправе ничего "спасать": подоплёка событий мне неизвестна.
Я только осмеливаюсь вынести картину на "пленэр", с тем, чтобы сфотографировать её.


Портрет нравится мне всё больше. Я вглядываюсь.
Мама читает мальчику книгу.
Хотела бы я знать, кто здесь изображён.


Вот ещё остатки пластилинового рельефа. Серафима лепила динозавра.


Внучку свою В.Л. обожал до исступления.


Такая стояла кругом тишина,
Что сердце сжималось, и мне показалось -
На целой земле никого не осталось.
Такая стояла кругом тишина.
*
Пуст дом.
Василий Львович уехал


*


*


*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*



Василий Львович Бруни-Бальмонт, крымские люди, память

Previous post Next post
Up