Сергиев Посад, продолжение

Jul 23, 2010 01:08


Самым значительным памятником XVIII века существенно обогатившим не только ансамбль Троицкого монастыря, но и всю русскую архитектуру, является знаменитая лаврская колокольня. В Лавру был прислан чертеж, утвержденный императрицей Анной Иоановной,каким образом в том монастыре строить колокольню. Проект колокольни, разработанный придворным архитектором И. Шумахером, представлял довольно обычную для того времени трехъярусную композицию с применением классического ордера. Место для новой звонницы назначалось в геометрическом центре древней площади монастыря, против западного входа в Успенский собор. Известный московский архитектор И.Ф. Мичурин, которому было поручено строительство колокольни, убедительно доказал, что построенная на этом месте колокольня не только бы загромоздила всю площадь перед Троицким собором и подавила бы последний своими размерами, но и сама колокольня;от того малого расстояния народом видна много быть не могла. Он предложил разместить колокольню не в центре, а на северной стороне площади, там, где в те годы еще стояла старая ермолинская трапезная XV века. Смещение колокольни с оси Успенского собора освобождало ее от тесной связи только с одним зданием, и она действительно становилась равнодействующей всего монастырского ансамбля, усиливая художественное воздействие всех его сооружений. Предложение Мичурина, поддержанное монастырем, было послано в Петербург. Ответ не оставлял надежд своей категоричностью, поскольку положение колокольни было утверждено императрицей Анной Иоановной. Монастырские власти были вынуждены начать рытье котлована под фундамент в центре площади, но Мичурин, убежденный в своей правоте, снова обратился с протестом в Петербург, и летом 1741 года с разрешения уже другой императрицы Елизаветы Петровны, состоялась закладка новой колокольни на новом месте. Согласно специальному предписанию, работы велись неспешно, чтобы колокольня на фундаменте отстояться могла без повреждения, и для того, дабы и большой колокол перелитием к поставке в ту новую колокольню изготовился. А колокол был задуман грандиозный, самый большой в России по размерам и весу. За его отливку взялись колокольные мастера Семен Степанов и Гаврила Лукьянов, незадолго перед этим принимавшие участие в изготовлении Царь-колокола для звонницы Ивана Великого в Московском кремле. К северу от монастыря был специально построен колоколенный завод с литейной ямой, амбарами и избой для мастеров. Два года заняли подготовительные работы, и в июне 1746 года в Петербург, где проживал в то время настоятель монастыря Арсений Могилянский, был послан запрос на разрешение начинать отливку колокола, не дожидаясь сообщений из столицы. Но произошло непредвиденное: под тысячепудовой тяжестью огненного металла форма прорвалась, и часть меди вылилась в яму. К мастерам монастырские власти приставили караул, из Петербурга настоятель прислал приказание с ответственных монастырских чиновников, допустивших отливку колокола без резолюции, взыскать штраф с каждого в размере годичного жалования. Колокольные мастера не отрицали свою вину и без дополнительной оплаты обязались исправить ошибку. Ещё два года ушло у них на разбивку неудачного литья, изготовление новых форм с летописью и рисунками. Только в 1748 году лаврский царь-колокол был наконец отлит заново. Монастырские власти с гордостью подчеркивали, что это был самый большой колокол, какой только есть во всей России, а может быть, и во всем свете, в действительном употреблении.



В 1747 году Мичурин был послан на ответственные работы в Киев, и дальнейшее строительство этого уникального сооружения связано с именем его ученика другого талантливого русского архитектора Д.В. Ухтомского. Как и Мичурин, Ухтомский весьма критически отнесся к проекту, по которому велось строительство колокольни. Власти Троицкого монастыря также всегда лелеяли мысль о том, чтобы их колокольня, подобно только что отлитому для нее колоколу, была бы самой высокой в стране, превышая звонницы других монастырей, а может быть, даже и столп самого Ивана Великого в Московском Кремле. Поэтому они всячески поддерживали Ухтомского, когда он, воспользовавшись посещением монастыря императрицей Елизаветой Петровной в июле 1753 года, представил ей смелый проект увеличения высоты колокольни. Предложение о надстройке колокольни понравилось императрице, а монастырские власти постарались сразу же, не снимая лесов, менее чем за три года построить ее на новую высоту. Однако трудоемкие и ответственные работы растянулись еще на 15 лет. Такая задержка в значительной мере была вызвана разногласиями между архитектором Ухтомским и духовенством. Ухтомский предложил поставить на парапете гульбища скульптуры, преследуя цель лучше организовать переход от широкого основания колокольни к его стройному верху и подчеркнуть торжественность сооружения. Однако духовенство сочло это непристойным. Споры стали предметом рассмотрения в сенате и синоде, затем были переданы на окончательное решение директору Академии художеств Бецкому, который дипломатично предложил убрать скульптуры совсем, а вместо них употребить приличные орнаменты и вазы, что и было сделано. Отношения духовенства с архитектором настолько обострились, что в 1765 году синод просил Екатерину II дать ему отставку, но когда строительство было почти завершено и оставалось провести только штукатурные работы, Ухтомский, ссылаясь на слабость здоровья, подал в отставку сам. Специально для колокольни были изготовлены и часы с курантами. По указанию императрицы Екатерины II велись переговоры с опытными английскими мастерами, но те запросили слишком дорого. Поэтому часы были выполнены в 1784 году мастером тульской ружейной слободы Иваном Кобылиным Большим. Башенные часы безупречно работали на протяжении 120 лет, затем их заменили сегодняшними в 1905 году, но не потому что тульские часы стали плохо ходить, а просто из желания иметь новые. В конечном итоге, высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Колокольня, отличающаяся исключительной стройностью, изяществом и изысканностью убранства, достойно завершила формирование уникального архитектурного лаврского ансамбля, став его высотной доминантой и объединив тем самым все другие архитектурные сооружения соборной площади.












Водяная башня, как и все другие угловые, заново сооружена в XVII веке и имеет 6 ярусов; свод ее подземного яруса в 1830 году был заменен плоским перекрытием, когда здесь устроили капустный погреб. Протекающая рядом речка Кончура постепенно вымывала грунт в основании Водяной башни, и уже в XVIII веке в ее стенах стали появляться трещины, которые к нашему времени достигли угрожающих размеров. Падение башни было предотвращено в 1963 году, когда рестовраторы несколькими поясами металлических бондажей стянули ее каменное тело, скрыв их в массиве кладки. Рядом с Водяной башней из крепостной стены выступает прямоугольный объем с аркой, над которой виден небольшой киот. Это так называемые Водяные ворота. Ворота были сооружены в XVI в. и существенно перестроены в XVII в., после осады Лавры. Свое название ворота получили по своему хозяйственному назначению: через них в монастырь доставляли воду из близлежащего пруда.



Успенский собор начал строиться в 1559 году. Вся история его постройки связана с именем Иоанна Грозного. В 1585 году, через год после его кончины, собор был торжественно освящен. Кроме главного престола, в честь Успения Божией Матери, за иконостасом собора находятся еще три придела. Один из них, в честь Святителя Николая Чудотворца, был устроен 9 мая 1609 года. Тогда, в разгар осады, в монастыре началась повальная цинга, уносившая множество жизней. Иноки обратились к помощи и заступлению святителя Николая и освятили придел в его честь в Успенском соборе. После этого эпидемия пошла на убыль. Два других придела освящены в честь святых великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины. Имена этих святых носили государь Феодор Иоаннович и его супруга царица Ирина, в царствование которых и был освящен Успенской собор. В Успенском соборе находятся мощи двух святых московских митрополитов прошлого века святителя Филарета (Дроздова; 1867)в 2004 году перенесены в Храм Христа Спасителя в Москве и его преемника по Московской кафедре, святителя Иннокентия (Вениаминова; 1879). Святитель Филарет известен как подвижник, выдающийся проповедник, богослов и церковный администратор.В Успенском соборе находится также деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь нашей обители.






Обелиск поставлен в прославление обители митрополитом Платоном в 1792 году. В обелиск вделаны с трех сторон солнечные часы c золоченными через огонь стрелками, а в тумбу со всех четырех сторон вставлены овальные из белого мрамора доски, на которых вырезаны надписи, возвещающие славу монастыря.
1. На южной стороне
D.O.M.
(т. е. Dео Орtimo Махimo Богу совершеннейшему, величайшему).
Три были несчастливыя для России времена; и в оных сия обитель к сохранению отечества содействовала и спомоществовала.
Было Татарское иго, кое не один век угнетало Россию. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донский сражался с Татарами под предводительством Мамая. Св. Сергий тому содействовал и молитвами, и советом, и посланием на поле сражения двух иноков Пересвета и Ослябя, и писанием ободрительным при самом в бой вступлении, обнадеживая известною победою, одержанием которыя положено основание к свержению наконец ига Татарскаго.
2. На восточной стороне
Злоключение было от Поляков. По злокозненному коварству Римскаго Папы с Езуитами, вымыслив они лже-Димитрия, и под его именем, довели было Россию до края бедствий. Обитель сия ко избавлению всеми образы не токмо спомоществовала, но всех сынов Отечества действия, предприятия, ревнования, совершения духом своим оживляла. И хлебом во время глада снабдевала, и многими деньгами нуждам Отечества служила. Даже жертвовала и самыми церковными драгоценными утварями. Но и долговременную выдержала осаду; и тем северныя страны, а чрез них и самую Столицу и всю Россию предохранила.
3. На северной стороне
Притом и во все грады из сея же обители летали увещательныя грамоты, возбуждающия на помощь Столицы, кои и воздействовали в нижних градах, особливо же в достопамятном Нижегородском гражданине, Козьме Минине. Но и самому по бури возсиявшему ведру, единодушным избранием царя Михаила Феодоровича, и совершенному мятежей успокоению, сия же обитель соучаствовала. Ибо и самому миру промысл благоволил заключену быть под стенами сея обители в селе Деулине.
Во всех же оных славных деяниях отличил себя Троицкий Келарь Аврамий Палицын, и Архимандриты сея обители: Иоасаф и Дионисий.
4. На западной стороне
Во время стрелецких мятежей Петр 1-й, сей муж, толико собою славный, и толико Россию прославивший, для сохранения своей жизни двукратно находил убежище внутрь сея священныя ограды.
В прославление сея обители и в вечную память великих мужей, Св. Сергия, Архимандритов: Иоасафа и Дионисия, и Келаря Аврамия, поставил и посвятил сей памятник Платон Митрополит Московский и Архимандрит сея Лавры 1792 года.
Они на Небесах: им слава не нужна, К подобным нас делам должна вести она.



Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в Троице-Сергиевой Лавре 1872 г. на соборной площади между Надкладезной часовней и Обелиском. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.



Своим происхождением Надкладезная часовня обязана роднику, открывшемуся на этом месте во время одного из ремонтов древней паперти, примыкавшей к Успенскому собору. Родник этот вначале был обстроен деревянным срубом в виде кельи, а впоследствии его сменила ныне существующая часовня. Надкладезная часовня повторяет образец так называемых ярусных храмов, ставших одним из излюбленных типов московского церковного зодчества конца XVII века. Памятник дошел до наших дней без существующих изменений, не сохранились лишь белокаменные шары над углами нижнего яруса, да снята часть фронтонов с криволинейной кровли восьмерика.Первоначальная часовня примыкала к паперти Успенского собора, но после разборки последней стала самостоятельным центрическим объемом, что значительно усилило ее выразительность. Своими небольшими размерами, многогранной формой, насыщенностью резьбой и цветом Надкладезная часовня резко контрастирует с огромным Успенским собором и его гладкими белыми стенами. Но этот контраст гармоничен, он усиливает впечатление монументальности одного и почти ювелирную отделку другого сооружения.






Борис Федорович Годунов, скончавшийся 13 апреля 1605 года, погребен был в усыпальнице царской Архангельском соборе, но когда в июне 1605 года Москва признала самозванца, то тело его было выкопано из могилы в соборе и вместе с телами убитых тогда (10 июня) его супруги и сына погребено было в Варсонофьевском девичьем монастыре (находившемся в Варсонофьевском переулке между Рождественской и Лубянской улицами, убогом, но бывшем не на убогих домах). По приказанию царя Василия Ивановича Шуйского тела Бориса Федоровича, его супруги и сына с честью перенесены были к Троице в 1606 году, а несчастнейшая Ксения Борисовна погребена была, согласно ее предсмертной просьбе к царю Михаилу Федоровичу, вместе с родителями после ее кончины во Владимирском Успенском или в одном из Суздальских женских монастырей, последовавшей 30 августа 1622 года. Когда была уничтожена паперть Успенского собора, могилы всех четверых оказались на воле, под открытым небом, и над ними устроена была доныне находящаяся над ними палатка. В описи монастыря 1641 года читается о гробницах Бориса Федоровича и членов его семьи на паперти Успенского собора:в паперти над гробницами образов, где положен царь Борис и царица Марья и царевич Федор и царевна Ольга: в киоте два образа местных, писаны на празелени, образ живоначальные Троицы, образ пресвятые Богородицы Коневские, образ Бориса и Глеба, писаны на золоте; вверху над большими образами шесть образов окладные, в киоте два образа окладных образ Спасов да видение чюдотворца Сергия; у гробниц четыре свечи поставные восковые, насвечники железные; на гробницах же царя Бориса и царицы и царевны три покрова черные, на царевичеве гробнице покров червчат, повсядневные, на них шиты кресты». (Из описаний Е. Голубинского)



На том месте, где стоит теперь Смоленская церковь, или церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия), в начале ХVIII века стояло каменное здание, в котором помещались служние, или людские, трапеза и поварня. На наружной стене здания стояла Смоленская икона Божией Матери. В 1730 году эта икона представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, который имел пригнутые к спине и иссохшие руки и который после сего получил исцеление. Для прославившейся чудотворением иконы здание трапезы-поварни в 1735 году по именному указу императрицы Анны Иоанновны и обращено было в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Но здание скоро оказалось ветхим, и на деньги, пожертвованные графом А.Г. Разумовским, была поставлена новая церковь, существующая до настоящего времени. Новая церковь по проекту архитектора Д.В. Ухтомского начата была строением в 1746 году, окончена в 1748 году и освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны 6 июня 1753 года. (Из описаний Е. Голубинского)



Большое двухэтажное здание Царских Чертогов расположено на северной стороне Троице-Сергиева монастыря. Оно было построено в конце XVII в. в качестве царского дворца в главном монастыре Московского государства. Нарядный декор из белого камня и полихромных изразцов, оформление фасада в обоих этажах парными окнами в пышных наличниках и, к сожалению, не сохранившиеся богато украшенные парадные всходы на южной стороне сделали это здание одним из лучших дворцовых сооружений московского барокко. Здание Царских Чертогов, имеющее такие же размеры и полихромную раскраску фасада в шахмат, что и расположенный на южной стороне Трапезный храм, в архитектурном плане включило северную сторону монастыря в единый ансамбль. В западной части здания сохранилась великолепная лепная отделка, выполненная в 1745 - 1748 гг., с изображением баталий Петра I, аллегорических сюжетов и эмблем. Сохранились две прекрасные кафельные печи середины XVII в. из расписных полихромных и синих изразцов. С 1814 г. в Царских Чертогах располагается Московская Духовная академия. Академический храм в честь Покрова Божией Матери, устроенный в восточной части здания Царских Чертогов в 1870 г., был значительно расширен в 1892 г. Настенная роспись в храме осуществлена в древних традициях учениками Иконописной школы при МДА.



Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу Троице-Сергиева монастыря. Построенная в 1635 - 1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница. По описи монастыря 1641 года, у церкви было пять колоколов. Больница при церкви с самого первого времени была не больницей в собственном смысле слова, а богадельней для престарелых монахов монастыря, не могших нести никаких послушаний, которых опись 1641 года называет старцами больничными, а позднейшие некоторые акты немощными старичками (о церкви Зосимы и Савватия жители Посада выражались: служба старичков, пошел молиться к старичкам, молился у старичков). Стройные пропорции и выразительное убранство фасада с широким использованием зеленых поливных изразцов делают церковь преподобных Зосимы и Савватия одним из интереснейших памятников первой половины XVII в. Расположенная за пределами соборной площади, церковь Соловецких чудотворцев подчинена ее архитектурному ансамблю, наивыгоднейшим образом открываясь взору от главной точки ее Троицкого собора. Церковь сооружена стараниями Александра Булатникова, назначенного Троицким келарем из монахов Соловецкого монастыря. Образцом для нее предположительно послужил не сохранившийся Покровский собор (1558) главный храм Соловецкого монастыря.



Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне Троице-Сергиева монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата главный вход в монастырь. Церковь возведена в 1692 - 1699 гг. на средства знаменитого купца и промышленника Г. Д. Строганова (1656 - 1715). Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко. Увенчанная изящным пятиглавием и украшенная богатым резным декором, выделяющимся на фоне красных стен, она служит прекрасным оформлением главного входа в монастырь, чем и определяется ее роль в архитектурном ансамбле монастыря. Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. Украшающий сейчас храм резной иконостас XIX в., выполненный в стиле классицизма, установлен также в 1948 г. Церковь стоит не над самыми святыми воротами в монастырь, над которыми стоит башня, а впереди святых ворот (или стены, в которой ворота), на особой арке (причем в монастыре принято считать и называть святыми воротами главным образом именно эту арку). В большой пожар, бывший в лавре 17 мая 1746 года, церковь совершенно выгорела, так что после того в продолжение 1755 - 1760 годов была отделана совершенно заново (освящена в присутствии императрицы Екатерины 1 июня 1763 года). В 1827 году в ней возобновлено было настенное письмо. Многие элементы декора церкви Иоанна Предтечи повторяют детали убранства Трапезной палаты: полуколонны в обрамлении прямоугольных рам, с кудрявыми капителями коринфского типа, профили развитого карниза с модульонами, скульптурные раковины по верху стен и др. Вместе с тем положение полуколонн на фасадах четверика церкви необычное: они то неожиданно обрываются на половине высоты стены, не поддерживая ничего, то подвешены капителью к венчающему карнизу, не доходя до пола, и крепятся на фигурных кронштейнах. Классические ордерные формы теряют здесь свою конструктивную логику и используются лишь как декоративный элемент. Своеобразны и восьмигранные окна в окружении вставок из резного белого камня оригинального рисунка. Гульбище вокруг церкви сначала было открытым и только в её северо-западном углу была выгорожена одна келья, в которой до сих пор существует изразцовая печь - самая древняя из сохранившихся в монастыре. Значительно превышая высоту беленых крепостных стен, церковь Иоанна Предтечи видна издалека, отмечая насыщенным цветом своих фасадов и торжественно нарядным пятиглавием главный вход в монастырь. Выполненная в пышных барочных формах, она усиливает стилистическое единство центральной части монастырского ансамбля.



ну а дальше мы пошли искать музей игрушки












музей игрушки...который закрылся перед нашими носами...



и мы пошли к вокзалу:)















ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.sergiev.ru/wiki
http://www.stsl.ru/guide/tour.php

сергиев посад, гулянки, фотографии

Previous post Next post
Up