"Cквозь силу тяжести высокий, странный звук" . О встрече с поэтом Кенжеевым.

Jan 17, 2019 01:15

Кенжеев ИЛИ "ПРО ПРИ"
(про присутствие)

Недавно (на днях) мне повезло побывать на вечере-встрече с поэтом Бахытом Кенжеевым.
Поприсутствовать... Понятно, чо именно оттуда и выросла эта заметочка. И так, вот он -
ВИНОВНИК -


... Ковыряясь в сети, в поисках подходящего снимка, вдруг я натолкнулся на
слегка гнетущее однообразие доступного набора фотографий поэта.
Простая мысль, что обилие снимков,на которых Герой Заметки выпивает и закусывает,
никак не компенсирует "недостаток" других, с "фотографиями" его ПОЭЗИИ!
Но тут уж ничего не поделаешь, слава богу(!):
ПОЭЗИЯ пока что НЕПЕРЕВОДИМА !... Непереводима, непереводима (голубушка), непереводима в бой-
кие имэджи, доступные для WEB и прочих "ПРИЛОЖЕНИЙ"!

"Вы хочете ПЕСЕН ?" - Читайте первоисточник !
:)

... Насчет "читайте" - понятно. Но на кой ляд переться на эти самые " вечер-встречи" ?
В той же СЕТИ открыл you-tube и, вуаля: тут он тебе, голубчик, и почитает там, или еще "ЧЕВО"!
Причем без "шуму и пыли"... Сеть постаралась... - "доставка на дом"!
Удобно, конечно (кто б спорил), только (ТОКА) экран "КАМПУТЕРА" все слишком пастеризует!...

А на такой допотопной встрече никаких сомнений(!): тут настоящий(!) ПОЭТ торчит перед тобою
почти на расстоянии вытянутой руки(ну, или там - через три густых ряда стульев).
Настоящий, а не какой-нибудь там виртуальный клон, web-умельцами забацанный и подкованный
в среде какой-нибудь web-java-script... Пастеризованно выплеснутый ЗА стеклышко компьютерного экрана, как некая известная, хард-металл блоха из известной сказочки !
Да-ааа,.. от идиотской МАТЕРИАЛЬНОСТИ и реальности происходящего, происходящего на самом деле(!), на такой встрече впечатления буквально ЗАШКАЛИВАЮТ (не будет здесь упомянут всуе легендарный "шкалик")!

Ну хорошо: заадреналинишься там (прославишься даже!), поприсутствовав в эпицентре события
с БОМБОЙ, - САМИМИ ОЧЕНЬ-НО известным автором!... А стоит ли это того?

А действительно:
на встрече НАСТОЯЩИЙ ЛИ поэт?
Не та ли самая блоха?

-???

Ну, хорошо, Бахыт Кенжеев НЕ ВЧЕРА НАЧАЛ свою славную деятельность поэта (недавно он с УЛЫБОЧКОЙ (!) в своем FB _ п р о г о в о р и л с я_ об УЖЕ 50-летии(!) этой самой его поэтической деятельности...).
А МОЖНО ЛИ "по гамбургскому счету" проверить(!) "настоящесть встречно-адреналиновых" впечатлений? А давайте попробуем САМИ(!) проверить, стоит ли его читать
или там ПРИПЕРАТЬСЯ на встречи с ним, РОДИМЫМ?..

( А то МАЛО ЛИ!..
Сегодня СТИШКИ пописывают все кому не лень (прорва)!..)

А мы проверим!
Тем более, что текстов Кенжеева в WEB много (и отнюдь не "стишков")!
Текстов Кенжеева в СЕТИ много, причем самых настоящих,

самой настоящей пробы стихотворений!

( Как это он САМ сказал в одном месте:

"Быть может, двести лет пройдет, когда грядущий друг
Сквозь силу тяжести поймет высокий, странный звук
Не лиры, нет - одной струны, одной струны стальной,
Что ветром веры и вины летел перед тобой. "...

("НЕт весь я не умру... Душа в заветной ЛИР.." )
)

... Я выложу тут две его элегии из его цикла "12 элегий" и еще одно его другого жанра
стихотворение(все из тех, которые он читал на вечере. Это я расшифровал "по слуху",
из тех же web записей, где он сам читает).
Кроме того выложу 5 стихотворений из lib.ru.

1. И так, сначала две элегии из его цикла "12 элегий".. Горькие вещи...
Но не все ж солнечным зайчикам на скаку радоваться !
Пропущенные куски (часть текста я, увы, сократил) обозначены здесь как (...) .
Ну, поехали

ЭЛЕГИЯ 5.

Запах горелой резины серые птицы одни
что за бесснежные зимы, что за короткие дни !..
Что за январь неохотный распространяясь окрест
будто дошкольник бесплотный хрусткое облако ест.

(...)

Хрип постаревшей пластинки - Леннон а может Булат?
Организуем поминки - водка, селедка, салат...
Веруя в родину эту, в немолодую родню,
Выпью, расплачусь, лишь свету вечному не изменю.

Словно незрячий ощупал
жизнь
и сказал - "неплоха"...
Кладбище, звездчатый купол храма у ВДНХ...

Там же, где богоугодный
меж гаражей, вдалеке

бродит январь безработный
с кроличьей шапкой в руке.

* * *

//* - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
Дико (!) мне нравится!
И эти Леннон и Булат (Окуджава) на ПЛАСТИНКАХ (!)
(на винилах!... Где теперь эти винилы?..ПЛАСТИНКИ?)...

Битлы и Окуджава - горящие клейма(!) "прошлой житухи" из прошло-векового,
жуткого нашего СССР!... Горькая наша городская голь(!) и две "картинки" января,
два прекраснейших образа, первая "картинка" "будто дошкольника", вторая - "будто бомжа"...

"Что за январь неохотный распространяясь окрест
будто дошкольник бесплотный хрусткое облако ест."

(не Я_блокО, а О_блакО !... :)
и эта кода:

" Там же, где богоугодный
меж гаражей, вдалеке
бродит январь безработный

с кроличьей шапкой в руке. "...

- Драгоценная интонация настоящей поэзии!...
А не какой-нибудь сю-сю - "розы-мимозы" !

//* - - - - - - - - - - - - - -

ЭЛЕГИЯ 3.

Дом: этажерка, кролик, фикус...Не низок, хоть и невысок.
В ладошке яблока огрызок, а в небесах наискосок
летают пламенные стрелы, и мать младенцу говорит:
не плачь! Не звёздочка сгорела, а так, простой метеорит.

Давно и дома нет, и звезды
скудеют с каждым днем, пока
клубясь, переполняют воздух раскатистые облака.
Под осень мама моет раму, и мы с сестрицею глядим.

Сухой листок, как телеграмма, летит бульваром золотым.

Нет, не смешно, скорее просто. Резец, орган, крысиный хвост
от колыбели до погоста, под светом падающих звёзд,
небесной сволочи бродячей.
Кому пиковый интерес,
кому гоняться за удачей - светло, а времени в обрез.

Как ларчик из крыловской басни, как монтекристовский сезам,
дар памяти ещё прекрасней, чем ночь, отпущенная нам.
Но что и вспомнишь - так неточно, нечётно как-то, сгоряча -
пустой листок депеши срочной, печать ночного сургуча.

* * *

//* - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --

Взгляд ЧЕРЕЗ (насквозь) СКВОЗЬ долгую жизнь в детство, в дом детства...
и эти замечательные аккорды:

" клубясь, переполняют воздух раскатистые облака"
или
"Сухой листок, как телеграмма, летит бульваром золотым."

(который (листок)в финале стихотворения отзовется - "пустой листок депеши срочной, печать ночного сургуча").

И прекрасная игра в строчке перед этой: "так неточно, НЕЧЁТНО КАК-ТО, сгоряЧА "
(неточно именно с неточной заменой "нечётко" на "нечЁтно"...
... И зло, сконцентрировано про сроки наших жизней, которые длиной с крысиный хвост
"от колыбели до погоста"... хоть и "под светом падающих звезд"
(и "по рабоче-крестьянски" - "сволочи бродячей" (это звезды - сволочь бродячая, да ?...)).
Хотя не то, чтобы ГОРНИЕ какие-нибудь звезды, а так - "простой метеорит"...
И снова классическая оркестровка (!): "Дар памяти еще прекрасней, чем ночь, отпущенная нам".
Эх-ххх... - ПРЕ КРАС НО !
(с прекрасной перекличкой с Заболоцким, например)

//* - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ладно... Кстати о Заболоцком.
Кенжеев не только горевать элегически горюет, он еще и очень иронично
улыбается... Саркастически... Артистически...
("заболостически" :)) Например так вот:

В байковом халате кушает обед
в номер шесть палате пожилой поэт.
Кто-то пашет, сеет, истребляет зло,
а старик лысеет - видно, повезло.

Так уж мир устроен, в смысле, селяви.
Был мужик героем веры и любви.
Перышком нацелясь, изощренный стих
сочинял про прелесть самочек иных.
А еще философ он изрядный был,
множество вопросов разрешать любил.
Например, о боге и о звездах, да,
о земной дороге счастья и труда.

Презирал простόфиль, нес духовный крест.
А теперь картофель и сардельку ест.
Жаль, сарделька эта свинкою была.
К ужасу поэта, страшно умерла.

Горек, горек, горек жалкий наш удел.
Взял мясник топорик, сердцем охладел,
и, подобно инку в золотом краю,
обезглавил свинку бедную мою.

Мы совсем не хочем палачами быть.
Но и бардам прочим, чтобы жизнь любить,
дабы жить любовью, надо много ку.
То есть, для здоровья мясо и треску.

* * *

:))))))
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Следующие стихотворения, взяты отсюда: ""
вот отсюда -(lib.ru)

Сначала ("для разгона") такая парочка:

То могильный морозец, то ласковый зной,
то по имени вдруг позовут.
Аметистовый свет шелестит надо мной,
облака молодые плывут.

Не проси же о небе и остром ноже.
не проси, выбиваясь из сил, -
посмотри, над тобою сгустился уже
вольный шум антрацитовых крыл.

(...)

Но конями крылатыми воздух изрыт,
и возница, полуночный вор,
в два сердечных биения проговорит
твердокаменный свой приговор.

* * *

И...

(...)
Справа налево протянется ниточка жизни дурной,
речь, неподвижная странница, город пронижет родной,

роща вздохнет онемелая, ветвь задрожит у огня,
что я неправильно делаю? что ты берешь у меня?

Спят заведенья питейные. Время хмельное прошло.
Надо бы выучить швейное, а не разрыв-ремесло,
или уж, - веровать в истину и ни черта не уметь -
только широкими листьями в кроне дубовой шуметь,

(...)

* * *

//* - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Первое о смерти, конечно.
С этими "антрацитовыми крылами" и "твердокаменным приговором" СМЕРТНОМУ!...
Этот финал с ПРИГОВОРОМ!...
Красотища -
" Но конями крылатыми воздух изрыт,
и возница, полуночный вор,
в два сердечных биения проговорит
твердокаменный свой приговор.
"
...
"В два сердечных биения"... Обалдеть!...
- - - - - - - - - - - - - - -

Второе стихотворение,...
где
"речь - неподвижная странница, город пронижет родной" -
такая НИТОЧКА, соединяющая главное: "город родной,... роща онемелая, ветвь у огня"...
ВСЕ до того РАНИМО !.. И сквозь - странное ремесло ("разрыв-ремесло")
сшивать главное "шепотными словами"... Шепотом, но НА РАЗРЫВ!
Потому что искусство именно так! - Шепотом, но "на разрыв" ("на разрыв аорты!")...
У Кенжеева так:
"Надо бы выучить швейное, а не разрыв-ремесло,
или уж, - веровать в истину и ни черта не уметь -
только широкими листьями в кроне дубовой шуметь"

Ну, не отделим он от этого всего, от этой жизни!...
Просто нет слов!...

- - - - - - - - - - - - -

Следующее...
"
Когда безлиственный народ на промысел дневной
выходит в город нефтяной и за сердце берет
несытой песенкой, когда в один восходят миг
полынь-трава и лебеда в полях отцов твоих,

чего же хочешь ты, о чем задумался, дружок?
Следи за солнечным лучом, пока он не прожег

зрачка, пока еще не все застыли в глыбах льда,
еще, как крысе в колесе, тебе невесть куда
по неродной бежать стране вслепую, напролом,
и бедовать наедине с бумагой и огнем.

Век фараоновых побед приблизился к концу,
безглазый жнец влачится вслед небесному птенцу,
в такие годы дешева - бесплатна, может быть, -
наука связывать слова и звуки теребить,

месить без соли и дрожжей муку и молоко,
дышать без лишних мятежей, и умирать легко.
Быть может, двести лет пройдет, когда грядущий друг
сквозь силу тяжести поймет высокий, странный звук
не лиры, нет - одной струны, одной струны стальной,
что ветром веры и вины летел перед тобой.

* * *
//*
Это о многом...
О черно-"нефтяном" так называемом "простом" НАРОДЕ простых труженников
( "безлиственном", ибо "не шуршат" перышками по листику как поэты всякие - АЭДЫ, да..?
БЕЗлиственные люди,человеки...);

о сложном времени полынь-травы "и лебеды";...
о собственной судьбе поэта - "науке связывать слова";...
о судьбе поэта, надеющегося быть услышанным..(через 200 лет?) :

"когда грядущий друг
сквозь силу тяжести поймет высокий, странный звук
не лиры, нет - одной струны, одной струны стальной,
что ветром веры и вины летел перед тобой."

( ... Ну, раз от первого лица, то звук (волшебный звук и ВЕТЕР поэзии), конечно,
летел передо МНОЙ, - "что ветром веры и вины летел передО МНОЙ!"... )
Да! Есть други, которые да УСЛЫШАТ ( и теперь тоже СЛЫШАТ!)
)
...
- - - - - - - - - - - - - - - - -

5-е стихотворение

Человек, продолжающий дело отца,
лгущий, плачущий, ждущий конца ли, венца,
надышавшийся душной костры,
ты уже исчезаешь в проеме дверном,
утешая растерянность хлебным вином,
влажной марлей в руках медсестры.

Сколько было слогов в твоем имени? Два.
Запиши их, садовая ты голова,
хоть на память - ну что ты притих,
наломавший под старость осиновых дров
рахитичный детеныш московских дворов,
перепаханных и нежилых?

Перестань, через силу кричащий во сне
безнадежный должник на заемном коне,
что ты мечешься, в пальцах держа
уголек, между тьмою и светом в золе?
Видишь - лампа горит на пустынном столе,
книга, камень, футляр от ножа.

Только тело устало. Смотри, без труда
выпадает душа, как птенец из гнезда,
ты напрасно ее обвинил.
Закрывай же скорей рукотворный букварь -
чтобы крови творца не увидела тварь,
в темноте говорящая с Ним.

* * *

//* - - - - - - - - - - - --
ОЧЕНЬ личное !..
И очень целостное, и очень честное...

Личность человека как пересечение простого бытия и каких-то абсолютно непростых,
вечных (и мгновенных) вещей (как жизнь и смерть, например).
Вот этот кусочек, например:
" Перестань, через силу кричащий во сне
безнадежный должник на заемном коне,
что ты мечешься, в пальцах держа
уголек, между тьмою и светом в золе?
Видишь - лампа горит на пустынном столе,
книга, камень, футляр от ножа."

Да,жизнь как бы взятая в долг, и человек -" безнадежный должник на заемном коне ",-
но еще жизнь его одновременно (и творчество?) - УГОЛЕК, такой уголек, горящий и
вот- вот вскоре "догореющий", - -
" в пальцах держа
уголек, между тьмою и светом в золе? "...

И все на вполне "домашнем фоне" -

"Видишь - лампа горит на пустынном столе,
книга, камень, футляр от ножа."
...

И двойной великолепный финал :
" Только тело устало. Смотри, без труда
выпадает душа, как птенец из гнезда," -

И собственно человек, да смертный,
но говорящий с Творцом, ибо сам творец -

"Закрывай же скорей рукотворный букварь -
чтобы крови творца не увидела тварь,
в темноте говорящая с Ним."

Да, друзья!... Настоящая поэзия, настоящая ПЕРЕКЛИЧКА, продолжение Великой Литературы !

Перечтите сначала, целиком все это драгоценное стихотворение.
Оно цельно как алмаз, или как сердце.
Не очень это все следует АНАТОМИРОВАТЬ! Лучше это не прерывать "в анатомировании",
ну... - Ну как вздох ! Просто как вздох, БЕЗ(!) прерывания...

//*------------------------

Далее такая как бы сказочная картинка...

Незаметно отстроился праздничный град,
и кирпичные стены, и башенки в ряд,
заиграло на солнце цветное стекло -
и пяти-то веков не прошло...

Что же вздрогнуло сердце? Что мучает ум?
Кочевой ли свободы наследственный шум?
Или солоно стало подруге твоей -
океанских, маньчжурских кровей?

Будет, станет, отмаялось, перетекло,
совершенным глаголом в могилу легло,
золотые осталось слова поутру
бормотать, да курить на ветру.

А сентябрь расстилает для нас, дураков,
небеленую ткань городских облаков,
и сшивает ее от угла до угла
колокольни сухая игла...

* * *

//* ----------------- -----------------------
Это тоже очень цельное, целостное стихотворение
(потому что ПЛОТНОЕ !- Не КАША!... Это по стенкам не размажешь!)

... Только отмечу прекрасную формулу жизни И творчества !:

"Будет, станет, отмаялось, перетекло,
совершенным глаголом в могилу легло,
золотые осталось слова поутру
бормотать, да курить на ветру. ",

- "Будет,станет, отмаялось ПЕРЕТЕКЛО" (!)... и
"золотые осталось слова поутру
бормотать..."
("да курить на ветру")...

И прекраснейший городской пезаж с ОСТРОЙ ИГЛОЙ (но иглой колкольни!...
("кольни иглой коло-кольни"):

" А сентябрь расстилает для нас, дураков,
небеленую ткань городских облаков,
и сшивает ее от угла до угла
колокольни сухая игла...
"
Может быть только ПОЭЗИЯ способна так мгновенно(и так остро!)
СШИВАТЬ свои пезажи !...
"Небеленная ткань городских(!) облаков..."

Материя настоящей поэзии Бахыта Кенжеева!
Ладно друзья... Нам везет на присутствие поэтов! Этого, ЭТОГО!
:))))

мысли_в_сеть

Previous post Next post
Up