Один из первых документов введенный по запросу об электронном декларировании был приказ от 27 мая 2004 года О проведении организационно-технических мероприятий по внедрению электронной формы декларирования. И с того времени можно было успеть понять принципы новой работы и привести все в порядок. Поэтому не надо некоторым кричать, что они не успевают получить цифровые подписи, а другим злобно грозить пальчиком и ухмыляться, что «вас же предупреждали».
Как в любой ситуации у этой тоже есть свои плюсы и минусы. Но чтобы их увидеть, надо сначала увидеть саму ситуацию.
Потому пост о том как я понимаю электронное декларирование.
Краткий словарь непонятных терминов:
ЭД - электронное декларирование;
ЭЦП - электронная цифровая подпись;
ГНИВЦ ФТС РФ - главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России;
ГТД - грузовая таможенная декларация;
ПО - программное обеспечение
Во-первых, электронное декларирование - это система. Система декларирования товаров через интернет без личного общения с таможенным инспектором.
Декларант заполняет электронную ГТД (про которую разработчики ПО говорят, что она не очень отличается от бумажной), ставит ЭЦП и, перекрестив себя и монитор (чтобы быть абсолютно уверенным в отсутствии ошибок), вместе с остальными документами отправляет инспектору. Перед тем как появиться у инспектора декларацию посылают как минимум три раза, в итоге упрощенная схема получается
такая:
декларант -- ГНИВЦ ФТС РФ -- региональное таможенное управление -- таможенный инспектор
По обратному пути идет ответ от таможенных органов о том где ваша ГТД и что с ней делают.
ГНИВЦ проверяет ЭЦП и право доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования, в региональном таможенном управлении происходит первичный форматный контроль, на таможенном посту непосредственно оформляют товар.
Электронно взаимодействовать с таможней можно двумя способами: подключиться напрямую или подключиться через оператора. Первый путь дорогой и подходит только лицензированным таможенным брокерам... или не лицензированным.... но очень-очень крупным. У него высокие технические требования, громоздкое оборудование, обширное ПО, длительное согласование и проверка, до 1 млн.руб. затрат. Подключение через оператора легче, быстрее, дешевле - необходимо получить ЭЦП и оборудовать рабочее место.
Итак все описанное выше было копирайтом
отсюда, в техническую часть которого я не вдавалась.
А ниже будут мои собственные мысли по этому поводу.
1. ЭД создано для удобства
2. введение этой системы структурирует участников ВЭД и дисциплинирует рынок международной логистики в РФ
3. ЭД является мерой дополнительного контроля
Удобно: не ездить на таможню, когда нужно подать ГТД; не печатать полотенца бумаг подстраивая матричный принтер под строчки в бланке; не бегать по городу с выпученными глазами под конец рабочего дня в поисках внезапно закончившихся бланков; не давать инспектору взятку (ой, неужели я это написала?) за то чтобы он быстрее рассмотрел ваши документы; отслеживать он-лайн, что происходит с вашей ГТД; абстрагироваться от таможни как от «плохого инспектора» к которому «лишь бы не попасть».
Технических прогресс - это всегда удобно, он упрощает работу и высвобождает дополнительное время, которое можно потратить. Но как всегда в нашем многострадальном государстве - хотели как лучше, а получилось как всегда. И уже на таможню города-героя Б. пишутся
жалобы о торможении принятия ГТД.
Обезличивание принятия ГТД при логическом развитии событий должно дисциплинировать всех участников ВЭД: предприятия перестанут «по большой дружбе» просить ускорить процесс и смогут отслеживать принятие и выпуск ГТД, а инспекторы не станут влиять на на процесс по той же «большой дружбе». Все мы люди, а при ЭД происходит исключение человеческого фактора хотя и не на всех этапах.
Думаю, при полном переходе на ЭД изменится структура логистического рынка (естественно это произойдет не в одночасье с 1 января 2011 года) Мелкие компании, которые не успели дорасти до уровня достаточного для покупки оборудования и ЭЦП вынуждены будут стать очередными посредниками между собственником груза и фирмой-декларантом, либо уйти с рынка. Более крупные фирмы могут выбирать способ подключения к системе ЭД в зависимости от своих финансовых возможностей и наличия клиентской базы. Зато компании имеющие прямое подключение к ГНИВЦ могут немного обнаглеть ради покрытия своих моральных расходов при получении лицензий и разрешений на право такого подключения за счет увеличения стоимости своих услуг.
Интересно было бы найти перечень компаний с такой системой ЭД, не думаю, что среди них большая конкуренция. Так как высокая стоимость подключения существенно ограничивает круг фирм, имеюших такую возможность. Плюс ко всему подключение происходит под контролем аттестующей компании, аккредитованной ФСБ, что само по себе накрывает таких подключившихся огромным стеклянным салатником из под которого не выбраться и в котором не спрятаться. Хотя возможно, не такой уж он огромный.....
Суть в том, что чем таких фирм меньше, тем легче их контролировать. Но не стоит рассматривать контроль исключительно с негативной точки зрения. Без таможенного контроля обнаглевшие импортеры просто угробят экономику собственной страны. И не стоит рассматривать контроль только как контроль над участниками ВЭД. Они тоже с принятием системы электронного декларирования получают возможность контролировать таможенные органы.
Техника беспристрастна. Ей можно довериться до тех пор, пока не отключат электричество.