Ускорение темпов жизни происходит так стремительно, что не успеваешь запомнить что было вчера как уже завтра. Все хотят ускорить обороты своего бизнеса, особенно.... да не особенно, а ВСЕ!
Сроки! Проблема № 1 для любого уважающего себя перевозчика.
Не уважающие себя перевозчики сроки срывают. Уважающие тоже срывают. Причины:
1. слишком большое количество посредников у которых вопрос сроков стоит так же остро,
2. задержки на таможне,
3. собственная глупость, в которой никто не спешит признаваться.
Задержки на таможне. Их не может не быть, потому что сотрудники таможни сами с трудом разбираются в своих правилах и работают так же как на любой другой государственной службе. Их заработная плата не зависит от количества выпущенных для свободного обращения товаров, их заработная плата зависит от суммы взысканных таможенных платежей, что для логистов ни как не выгодно.
А вы не знали, что премии увеличиваются пропорционально выполнению плана?Причем логисты могут открыто признать - мы работаем для собственной выгоды, а таможенники должны делать вид, что трудятся на благо государства.
Ускорить и упростить работу таможни призвано электронное декларирование. Его стали внедрять относительно не давно и на первое время оно должно ускорить процесс проверки и рассмотрения ГТД. Почему на первое время? Потому что пока у таможенных постов есть директива рассматривать электронные декларации в первую очередь. Как долго будет происходить рассмотрение, когда все фирмы в обязательном порядке откажутся от бумажных деклараций - не известно. Возможно, эти изменения - шанс для молодых и неизвестных таможне компаний попасть в логистический бизнес, но данное утверждение достаточно спорно. На просторах интернета нашлась
статья, описывающая сложную ситуацию при подаче электронных деклараций. Впрочем, как всегда у нас……
Бумажные декларации рассматриваются быстро. Особенно, если количество страниц в них увеличено за счет вложенных банкнот. Нашему государству, на мой взгляд, уже давно пора ввести аукционы на ускорение работы госслужб - кто больше предложит, для того эти службы будут работать сверхурочно.
Вопрос корректного декларирования, надеюсь, является не только российским, потому что не хочется чувствовать себя глупее всего мира. Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности придумали садисты, чтобы потом со стороны наблюдать как декларанты гадают на декларации подойдет для таможни подобранный код или нет. Хотя, возможно, что ТНВЭД был создан очень мудрыми людьми, которые логично структурировали все многообразие существующих в мире вещей всего в 21 раздел и даже оставили немного места для еще не произведенного. А у декларантов не хватает знаний, чтобы грамотно подобрать код или не хватает умения доказать сотрудникам таможни, что код подобран правильно и на самом деле - таможенник не прав. Вообще с таможней предпочитают не спорить, хотя судебные решения о возврате сумм корректировок таможенной стоимости в большинстве своем решаются в пользу импортера. Но только более-менее крупный импортер пойдет в суд, отстаивать свою правоту.
КТС - отдельная песня таможни. Корректируют всех. Для того чтобы не корректировали можено еще увеличить страницы в декларации, но в последнее время это стало сложнее: страх пересилил жадность. Зато есть варианты сделать корректировку меньше - договориться. Тогда хорошо будет всем: государству, которое получит факт КТС и дополнительные средства в бюджет и импортеру, который доплатит за корректировку 3 товаров вместо 15 заявленных. Но КТС лучше рассматривать в проблеме увеличения затрат, а не скорости работы логистических компаний, так как ее готовят те же декларанты, только по ценовым данным таможни, а уж они знают сколько стоит время клиента.
Еще один фактор тормозящий доставку по вине таможни - досмотр. Чтобы избежать назначения досмотра см. пункт КТС. Досмотр неизбежно назначается на детский товар и игрушки. В случае неизбежности досмотра фирмы стараются сделать его 10 %, хуже если товар попадает под 100 % досмотр.
В первом случае «выборочно» вскрывается 10 % от общего количества мест каждого наименования. Почему выборочно написано в кавычках? Потому что выборочные места помечаются при погрузке. Каждое досмотренное место должно быть вскрыто, сфотографировано и описано. В бумажной форме акт досмотра представляет собой н-ное количество листов с описанием товара (размер н зависит от количества досматриваемых товаров), а на первых указаны данные импортера и необходимая таможне дополнительная информация. Набирается акт досмотра самими декларантами, а уж они знают сколько стоит время клиента :)
Большое количество посредников тоже не способствует ускорению процесса. Сдаешь ты груз первой компании, она отдает его перевозчику, который везет груз до границы, там отдает компании-декларанту, затаможенно/растаможенный груз на российской стороне передается следующему перевозчику, который довозит его до первой компании. Это как вариант. Бывает и по-другому - лучше либо хуже. И у каждого из таких посредников бывают задержки в сроках.
Почему же так сложно признаться в собственной глупости? А как бы клиенты отнеслись к вашей компании, если бы после очередной задержки услышали такой отчет:
с 1 по 3 число секретарь искала Ваше письмо, поэтому не могла отдать его на рассмотрение;
с 5 по 7 мы меняли код, который некорректно подобрал наш декларант;
с 8 по 15 мы ждали разрешительные документы, которые забыли заказать заранее.
У какой нормальной компании хватит глупости сказать клиенту правду?
Вот так и мучаются клиенты в неведении, наивно полагая, что у фирмы произошел очередной форс-мажор исправить который возможности нет. И не менее мучаются логисты, вынужденные выплачивать неустойки за срыв сроков поставки. И у таможни, наверняка бывают темные дни. В общем у этой медали (как и у любой другой) две стороны.