Мария Монтессори - родоначальница новой гуманистической педагогической системы с одноименным названием пишет в своей книге "Помоги мне сделать это самому": "Нотари в своем романе "Мой дядюшка миллионер" (сатира на современные нравы), со свойственной ему живостью, набросал яркую картину старинных приемов дисциплины."
Меня очень тронул этот кусочек из книги Нотари:
Он посмотрел кругом, посмотрел на Фуфетту, взял свою корзиночку с завтраком и, не говоря ни слова, поставил ее к ней на колени.
Затем он убежал от нее прочь и, сам не зная почему, пригорюнился и залился слезами. Дядюшка не мог бы обьяснить себе причины этой неожиданной вспышки.
Он впервые видел два добрых глаза, полных печальных слез, впервые чувствовал волнение, и в то же время великий стыд овладел им, стыд за то, что он может утолить свой голод на глазах у того, кому нечего есть.
Не зная, как выразить ей волнение своего сердца, что сказать ей, чтобы она приняла жертву - его корзиночку, и каким предлогом обьяснить эту жертву, он отдался во власть этого первого глубокого движения своей маленькой души.
Фуфетта в полном замешательстве быстро побежала к нему. Ласково-ласково она отвела руку, которой он закрывал свое лицо. "Не плачь, Фуфу" - тихо, умоляюще говорила она. Можно было подумать, что она обращается к своей любимой кукле, столько одушевления, столько материнской ласки было в ее лице, склоненном над угрюмой фигуркой.
Потом девочка поцеловала его, и дядя мой, сдавшись чувствам, переполнившим его сердце, обвил руками ее шею и молча, сквозь слезы, поцеловал ее.
Наконец, глубоко вздохнув, он вытер с лица и глаз мокрые следы своего волнения и вновь улыбнулся... Резкий голос раздался с другого конца двора: "Эй, вы там, двое! Живей идите в комнаты!" Это была надзирательница. Она задушила первое движение горячего сердца с тою же слепой жестокостью, с какой действовала бы, разнимая двух дерущихся детей.
Пора было вернуться в школу - и дети должны были вернуться.
Мой комментарий из глубины души: Дорогие родители! Не калечьте своих детей! Подготовьтесь к созиданию их жизни заранее, узнав хотя бы основные принципы гуманистических педагогических систем - системы Монтессори,
Вальдорфской педагогики и т.д.