архетипы в технике

Jan 02, 2017 15:35



Во избежание недоразумений (у кого и когда получалось их избегать?) поясню, что "Емеля на печке" - образ сугубо позитивный с моей точки зрения, жизнерадостный и жизнеутверждающий. Хотя и раздражающий любителей противопоставлять одни мифы другим (сиречь советскому [включая досовесткое и постсоветское - что и позволяет говорить об архетипическом] народному разгильдяйству "протестантсткую трудовую этику" [которую кто-то когда-то якобы сам видел 200 - 300 лет назад] или синтоистско-дзенбуддистскую самоотверженную дисциплину [которой по большому счету невозможно усмотреть ни в фильмах Куросавы, ни в мультиках Миядзаки]). Я бы еще добавил на палубу митьков (ибо в тельняшках), которые, как известно, "победят, потому что не хотят никого победить". Ещё бы (я же самый) порассуждал бы с огромным удовольствием о философском и/или метафизическом в таких ярких образах современной отечественной и международной (не путать с "глобальной", тьфу-тьфу-тьфу, не к ночи будь помянута) культуры, как танк Т-34 и/или автомобиль "Жигули" ("чтобы бы мы ни делали, все равно танк получается"); о карандашах, к-рыми пишут космонавты и фломастерах, к-рые разрабатывались для астронавтов, о "Союзах" и "Спэйсшаттлах" и  вспомнил бы лекцию (нотацию), прочитанную на недавнем форуме в СПб профессором Массачусетского ин-та нашему (?) Г. Грефу. Такого панегирика отечественным изобретателям и конструкторам не сочинял, пожалуй, ещё никто. При всей спорности его собственно политических оценок...

Но я не совсем об этом. У нас тут несколько зим тому назад у набережной швартовался ("на правах рекламы", как это теперь понятно) "Мистраль".Я страшно жалею, что опоздал на него посмотреть с ребенком (глядишь, у ребенка бы жизнь по другому повернулась - детские впечатления, они очень яркие). Думал, он достоит до выходных, а он ушел вечером  пятницу. Некоторое недоумение вызывала последующая дискуссия в открытой прессе ("нахрена нам дорогостоящая игрушка - ах, да мы лишаем заказов отечественное судостроение" vs "пусть наши моряки хоть раз покатаются на приличной иномарке"). {При всем моем искреннем желании болеть за своих, отмечу, что разницу между кабиной "Жигулей" и "Ауди" (пусть бэушной) я прочувствовал на собственном опыте - когда один из моих друзей приобрел себе в свое время такую машинку - в жигуль я вмещаюсь с гораздо большим трудом, как я понимаю, возможности и способности отечественных судо- и авиа- строения в плане традиций создания комфортных условий труда экипажу или перелета/рейса пассажирам с вышеприведенным фактом в целом коррелируют}. Все прояснилось со временем - {разумеется, это всего лишь совпадение (нуну)} - Мистрали нашему ВМФ должны были быть переданы аккурат к началу операции в Сирии. По всей вероятности, соображения тех, кто планировал это все, созданием комфортных условий личному составу не ограничивались, - возможно, с Мистралей было бы удобнее запускать что-нибудь новомодное (эти дрыны или дроны или какихутамяти) - чем, соппссно, и было, по всей вероятности, вызвано принципиальное противостояние супостатов передаче нам несознательными французами вышеозначенных высокотехнологических устройств...

За Мистралями, как известно, ходил "Смольный", возил туда экипажи. Со "Смольным" меня связывают  родственные в самом прямом смысле отношения (если вратце, то моя матушка, как супруга руководителя "команды заказчика" совершенно официально числилась (согласно старинной кораблестроительной традиции) "крестной матерью корабля", т.е. разбивала о борт бутылку шампанского на церемонии спуска на воду, а соотв. реликвии (торжественно упакованное горлышко бутылки, именной сувенирный топорик и пр.) хранятся в нашей семье. В его ("Смольного") самый первый [рейс, проход?] из Щецина (от места постройки) в Кронштадт наши военпреды (представители заказчика, как тогда это более деликатно называлось) отправили часть своих семей на Родину морским путем - что позволило сэкономить часть расходов на отпуск). В Щецине тогда строили учебные корабли (ВМФ СССР до того не имел в своем составе специализированных учебных кораблей - тогда были построены "Смольный", "Перекоп" и "Хасан". Та же команда военпредов (то есть представителей заказчика) работала над созданием госпитальных судов типа "Свирь" - в справочных материалах обычно местом постройки указывают судоверфь "Адольф Барский" - уточняю, чёрт подери, не Барский, а Варский - и называлась она "Судоверфь имени А. Варского", а не "Адольф Варский" или "Барский". С какими уж там договоренностями это было связано, но наши военпреды официально носили гражданскую одежду и именовались вышеупоминавшимися "представителями". Отмечу, что Щецин (Штеттин) - не только родина Екатерины Великой (и сказочно красивый город), но и город мощной судостроительной и прочей промышленности. С давних пор, когда ныне польское Поморье числилось прусской Померанией... Не знаю, что по заказам СССР строили в Гданьске (Данциг же ведь между прочим - традиции такие же давние) и Гдыне. Объединенные возможности судоверфей (или возможности объединенных судоверфей?) Пруссии в свое время  продемонстрировал Ютландский бой - в котором сошлись продукция британских судоверфей с продукцией соответственно германских суд-й, когда Большой Королевский Флот ничего не смог сделать (вничью чисто) с Кригсмарине (или кактамонотогданазывалось - ХохЗееФлотте). Англичане сделали выводы, правда, финал случился не вполне ожиданный (в Скапа-Флоу). Любопытно, какую часть тогдашнего германского флота построили в Штеттине - Данциге (совершенно непонятно, было ли что-нибудь судоремонтное в Готенхафене до начала 1й мировой, по окончании которой он стал Гдыней с [вдруг?] интенсивно развивающимся судостроением).

Насколько я представляю, большие корабли (линкоры там разные, не говоря об авианосцах) можно строить далеко не везде. В том числе по географическим причинам. Таких судоверфей в мире, видимо, не так много. У нас их было (не считая Прибалтики) - Николаев, Ленинград (хотя здесь как раз ограничения, скорее всего, именно географического характера: ну какие авианосцы в Финском заливе? Это вам не линкор "Марат" из Гельсингфорса в Ревель гонять), Северодвинск. Об истории Беломорканала сейчас пишут всё, что угодно, кроме одного: Севмаш был основан через три года после завершения Беломорканала (для чего, видимо, оный и прокладывался в самом срочном порядке, ну а что проект был еще царских времен - ну.....) Да бишь, о чем это я? Ах да, Емеля, печка...

Мощности Николаева в 80-е гг (когда в Гданьске бушевала Солидарность) были заняты под постройку будущего "Ляонина". Когда рядовые члены профсоюза Солидарность спохватились, что под руководством Валенсы они себе вырыли яму, пардон, проложили дорогу не в "счастливое будущее" без русских (оккупантов, само собой) и без коммунистов (но зато с пивом и сосисками), а в постиндустриальное будущее без судоверфей и без профсоюзов (для чего, видимо, все и было затеяно закадровыми спонсорами Валенсы и иже с ним), было уже поздно (еще к истории вопроса, то есть "постиндустриальному будущему" - теперь-то уже вроде как настоящему - а то, тут написано про музыку, могу проиллюстрировать)
Previous post Next post
Up