Один из плюсов пребывания в Сыктывкаре - это нахождение в центре информационных потоков. Речь идёт об информации, которая вряд ли когда-либо попадёт в СМИ, но которая, так сказать, отражает тенденции, зачастую составляющие подлинную суть политических процессов, происходящих в республике.
Ухта объяснимо остаётся объектом моего внимания, симпатии и беспокойства. Другие муниципалитеты тоже не чужие и информация о происходящем там имеется, но Ухта, наряду с Сыктывкаром и Воркутой - является ключевым муниципалитетом во всех смыслах и особенно накануне выборов Главы Республики, да и процессы, происходящие там, интересны сами по себе.
Не так давно я уже писал о происходящем в Ухте, и многие (основные) мои предположения подтвердились, причём в указанные мною сроки (
http://blog.bnkomi.ru/post-7581/). Те предположения касались начала административной стабилизация ситуации в Ухте. Ведь только на первый взгляд, кажется, что взаимоотношения в руководстве городом имеют преимущественно политическое значение. Это как раз тот случай, когда политика определяется экономикой. А Ухту называют промышленной столицей РК со всеми вытекающими для политики последствиями, но это особая тема, которая обязательно будет рассмотрена отдельно и подробно.
Борьба городских элит (условно назовём эти сообщества так), несколько поутихшая в последнее время, может самым непосредственным образом сказываться и на положение простых горожан, далёких от политики. Если среди этих самых элит, каждая из которых, так или иначе, представлена в городском руководстве, как правило, не бывает согласия, но есть ситуативные договорённости, которые соблюдаются лишь постольку, поскольку их нарушение кажется менее выгодным, чем соблюдение. Но любое соображение получения новой выгоды способно если не перечеркнуть, то существенно откорректировать любые достигнутые договорённости. В общем, закон джунглей при довольно высоких ставках.
Но как вся эта борьба за влияние, которую ведут несколько десятков человек, может сказаться на положении простых горожан, которые в гробу видели всю эту политическую казуистику? Очень просто. Вот, например, с началом снегопадов в Ухте многие ухтинцы обратили внимание на то, что такого количества неубранного снега в городе не было очень давно. Причём эта ситуация сохранялась вплоть до новогоднего вечера. Однако за несколько часов до нового года городские улицы и тротуары стали интенсивно чистить. Дед Мороз наколдовал? Или может, позвонил кто-то руководителю администрации города и сказал что-то вроде того, что, мол, Ухта, конечно, никакая не жемчужина, но не до такой же степени, что по тротуарам пройти сложно, а по дрогам - проехать, и во дворы не заедешь кроме как на внедорожнике.
Возникает вопрос: что, соответствующие городские службы убирать снег разучились? Или кто-то сильно недорабатывает? Или кто-то не привык ещё руководить теми, с кого можно спросить за недоработки (хотя с кого нельзя - со всех можно)? А может быть это саботаж или что-то вроде того? Дескать, пусть будет, чем хуже - тем лучше. Но кому будет лучше, если руководителю администрации будет хуже? Может быть теми, кто что-то при новом руководителе администрации рассчитывал так сказать поиметь, но пока не получается и вот - на тебе, надменный варяг, местное «здрасьте с кисточкой» в виде провоцирования недовольства и снизу, и сверху.
Но и Михеля понять можно. Если он сближается с какой-либо ухтинской группой влияния, то, очевидно, это почти наверняка произойдёт в ущерб интересам других подобных групп. И наивно думать, что их это положение устроит. Кроме того, такое сближение может держаться только за счёт предоставления неких экономических преференций тем, с кем сближаешься. Но тут недалеко и до коррупционной составляющей и отвечать придётся, прежде всего, ему - руководителю городской администрации. Легко сказать «надо лавировать», «надо выстраивать систему сдержек и противовесов». Между словами и делами, способными обеспечить позитивный результат, может быть непреодолимое расстояние. Но руководителю администрации это непреодолимое расстояние просто необходимо преодолевать. Иначе неубранный снег на городских улицах ещё за счастье будет.
И что делает Михель в подобной ситуации. В принципе ничего особенного. Вроде как пытается сформировать свою команду. Но таковой пока даже не предвидится. Откуда этой команде взяться, если все более-менее дееспособные общественно-политические единицы разобраны и пристроены, а сам Михель всё ещё не производит впечатление персоны, на которую можно было бы сделать ставку. Да и в поведении самого Михеля, по мнению очень многих, присутствует признак понятной временности: ну не связывает своё политическое будущее человек с Ухтой и укорениться не пытается. В лучшем случае обеспечит проведение выборов и что дальше? Кто знает? Сам Михель ещё не знает, но никто не удивиться, если Игорь Николаевич покинет Ухту, поскольку не укоренён он в ухтинской почве, из другой тверди произрастают его корни в отличие, скажем, от того же Казарцева, который ухтинец плоть от плоти, весь он здесь и в другом месте будет уже не он не по паспорту, а по сути свой жизненной. Не иначе как поэтому слухам о неизбежном и даже скором возвращении Олега Владимировича в руководство города - в совет ли, в администрацию ли - склонны верить те, кто не в теме, то есть, многие, ибо Казарцева считаю своим, ухтинским. Причём эта вера во «вторе пришествие» Олега Владимировича существует ещё с начала «правления» Леонова и почти наверняка переживёт Михеля. Кстати, наличие слухов о возвращении Казарцева как минимум говорит о неприятии персоны руководителя администрации (Леонова или Михеля) теми, кто их распространяет, поддерживает и живёт ими.
Но вернёмся к административной политике Михеля - залоге его политического благополучия. Он, как может, пытается, всячески избегая совершенно ему не нужного обострения ситуации, сформировать подконтрольную команду, но основанную не на раздаче экономических преференций. Похоже, Игорь Николаевич не хочет скреплять лояльность членов своей команды экономически принципиально, что разумно, учитывая, что фоном деятельности нынешней администрации является продолжающееся разбирательство уже нескольких десятков «эпизодов» деятельности бывшего её главы Казарцева. Формируя свою команду, Игорь Михель рассчитывает главным образом на, так сказать, эмоциональное взаимопонимание. Пока нельзя сказать, что ему удаётся этого достигнуть. Неприкрытым остаётся политическое направление. Сейчас его обеспечивает Виктор Тельнов, который, среди замов руководителя ухтинской администрации, является уже ветераном. Очевидно, решающее слово здесь будет принадлежать Сыктывкару. Если процесс определения замов по другим направлениям есть согласованная прерогатива Михеля, то этого нельзя сказать о заме по политическим вопросам. Накануне выборов, зам по политическим вопросам (замполит) является одной из главных фигур в руководстве очень важного для всей Республики муниципалитета. Поэтому выбор кандидата на этот пост не только дело города, но и Республики. Игорь Николаевич хотел бы видеть на этом посту «своего» человека, причём не из РК. Такого человека пока найти не получается (вроде как никто не стремится сюда ехать без особых преференций, которые Михель раздавать не хочет). Сыктывкар как бы пока спокоен - Михелю доверяют, но сам Игорь Николаевич ситуацию со своим замполитом считает требующей корректировки (назовём это так). Я могу предположить, что самому Виктору Николаевичу говорят успокаивающие слова и ему бояться нечего в том смысле, что из администрации города его, вроде бы, никто удалять не собирается. Но и в сложившейся в политическом секторе администрации Ухты ситуации, Михель не может быть спокоен, так как между Тельновым и советником Михеля по политическим вопросам Ильёй Семёновым (ещё недавно претендовавшим на пост замполита), которого поддерживает Наталья Крутских, вот уже несколько месяцев существует открытый конфликт свидетелями которого были, например, члены общественного совета города. То есть людям, отвечающим за слаженность политического обеспечения действий городской администрации, надо было додуматься о возможности выяснять отношения публично! Следует признать, что в этом противостоянии положение Тельнова выглядит предпочтительнее, чем положение Семёнова, так как Виктор Николаевич, по крайней мер, не испортил столь стремительно своё реноме за какие-то несколько месяцев, как это сделал Семёнов. Примечательно, что и Семёнов, и Крутских считаются людьми Казарцева, который, вроде как, не прочь вернуться в руководство городом на что намекают, в том числе и Семёнов, и Крутских. Но я сейчас не об этом, а о том, что мы имеем конфликт в секторе, который должен быть образцом единения в период разворачивающейся избирательной кампании. Я сейчас не хотел бы касаться сути этого конфликта, но какому руководителю понравится подобная ситуация? Так она никому и не нравится. Михелю она не нравится в первую очередь, так как случись что, именно он будет крайним, и он думает, как эту ситуацию исправить. Правда, пока не придумал. Всё это происходит на фоне возможности саботирования распоряжений руководителя городской администрации другими чиновниками. Реальность такой возможности ухтинцы могли на себе почувствовать, когда накануне нового года стоически преодолевали горы неубранного снега, не веря в непрофессионализм служб, которые все предыдущие годы исправно убирали снег.
В общем, что будет дальше - покажет время, но его остаётся не так много.