Николай I (1796 - 1855)
За Николаем Первым прочно закрепилась слава деспота и солдафона, превратившего всю Россию в большую казарму. Однако воспоминания современников свидетельствуют - временами чувство юмора у Николая Павловича было совсем не казарменное.
О сынах отечества.
Император Николай Павлович называл своей главной опорой дворянство и строго, но по-отечески ласково относился к благородным недорослям.
Прогуливаясь однажды по Невскому проспекту, он как-то встретил студента, одетого не по форме: шинель накинута на плечи, шляпа ухарски сдвинута на затылок; неряшливости были заметны и в нем самом.
Государь остановил его и сурово спросил:
- На кого ты похож?
Студент смутился, всхлипнул и робко произнес:
- На маменьку...
И был отпущен рассмеявшимся государем.
В другой раз Николай Павлович приехал в Дворянский полк, где готовили к офицерской службе юных дворян. На фланге стоял кадет на голову выше отличавшегося высоким ростом государя. Николай Павлович обратил на него внимание.
- Как твоя фамилия?
- Романов, ваше величество,- ответил тот.
- Ты родственник мне? - пошутил государь.
- Точно так, ваше величество, - вдруг ответил кадет.
- И в какой степени? - спросил государь, рассерженный дерзким ответом.
- Ваше величество - отец России, а я сын ее, - не моргнув глазом ответил кадет.
И государь изволил милостиво расцеловать находчивого «внука».
О последнем долге.
Николай Павлович был способен на неожиданные милости. Однажды по Исакиевской площади, со стороны Гороховой улицы, две похоронные клячи влачили траурные дроги с бедным гробом. На гробе лежали чиновничья шпага и статская треуголка, за ними следовала одна бедно одетая старушка. Дроги приближались уже к памятнику Петру I. В этот момент со стороны Сената показался экипаж государя.
Император, увидев процессию, возмутился, что никто из сослуживцев не пришел отдать покойному чиновнику последний долг. Он остановил экипаж, вышел и пешком последовал за гробом чиновника, по направлению к мосту. Немедленно за государем стали следовать люди. Всякий хотел разделить честь вместе с императором сопровождать до могилы покойного. Когда гроб выехал на мост, провожающих набралось много всякого звания, преимущественно из высшего сословия. Николай Павлович оглянулся и сказал провожавшим:
- Господа, мне некогда, я должен уехать. Надеюсь, что вы проводите его до могилы.
И с тем отбыл.
Подробнее:
http://kommersant.ru/doc/3024176?utm_source=kommersant&utm_medium=all&utm_campaign=spec_odin