Освободить любимого

Jun 04, 2015 13:58

Вчера вечером Вера огорошила меня сообщением о том, что хочет предложить Никите брачный контракт, по которому он будет иметь от нее содержание и сексуальную свободу.

К счастью, Никита не согласится ни на какой брачный контракт, он ведь не брачный аферист, ему важнее всего свобода, да и Вера для него - уже в прошлом, как бы ей ни было больно это признать.

Но сама идея лично меня повергла в печаль, и я хочу обсудить с вами этот формат отношений: когда один партнер (обычно минус) добровольно и сознательно идет на сексуальную свободу второго партнера, сам в такой свободе нисколько не нуждаясь.

Также я хочу привести в пример еще две пары. О. и К. (давайте уже дадим имена этим буквам, пусть будут Олег и Катя) и всеми старыми читателями любимые - Д. и Н. (Дима и Нина, ок?).

Не пугайтесь, в паре принцессы и людоеда дисбаланса никакого нет, там хороший баланс, периодами даже динамический. Но если вы помните вот эту историю, вы знаете, что мысли такие случались и у Нины относительно Димы. Дело прошлое, однако, интересны ее размышления на этот счет, и его размышления, которые я вам перескажу.

В паре Олега и Кати - дисбаланс, и Олег - минус. Некоторые, может быть, скажут «как же так, почему же такая интегрированная личность как Олег, в минусе?» Господа, иногда так бывает. Олег и правда достаточно интегрированная личность, и он - в минусе. Однако, это его сознательный выбор, как ни парадоксально это звучит.

Недавно я смотрела спектакль «Сирано де Бержерак» в театре Вахтангова, в постановке В. Мирзоева, с Максимом Сухановым в главной роли. Когда-то давно, меня совершенно потряс этот актер в роли Хлестакова в спектакле того же режиссера. Ничего лучше этой актерской игры я никогда не видела. И постановка была очень сильная. А в актерах и постановках я в 96 году разбиралась, поскольку закончила сценарный факультет ВГИКа и училась на режиссерском. Так вот Хлестакова с Сухановым я посмотрела раз десять, наверное, и он мне не надоел, потому что это была - настоящая актерская феерия. Хлестакова Мирзоев представил как Воланда, этакого дьявола, который появляется в городке, и ставит всех на уши. Но речь о Бержераке, где Суханов тоже довольно хорош, хотя и не настолько. (Похоже, Мирзоев стесняется теперь трактовать классику по-своему).

Вот образ Бержерака мне очень сильно напоминает Олег. Он не урод и не социофоб, а красивый мужчина (интровертированный, конечно, но социализированный хорошо), но он такой же рыцарь, в лучшем смысле этого слова. Можно долго обсуждать, не комплекс ли это жертвы и не невроз ли, вот такое желание всю жизнь тащить крест и любить эту женщину, которую он вытащил со дна. Да, возможно, у других. Но в данном случае это все-таки настоящее рыцарство.

Благодаря интеграции Олег не уходит далеко в минус, не страдает сильно, живет довольно полной жизнью, но со всех сторон получает постоянное сочувствие и все время защищает Катю от нападок. Он ее любит, но создается ощущение, что любит как дочь (четвертую, поскольку у него трое дочерей, от Кати и приемные). И это как раз западня неравных отношений, о которых я говорила в прошлом посте. Олег доминирует в этих отношениях (потому что Катя не желает брать ответственность на себя) и при этом он минус. То есть ответственность он несет за обоих, а власти у него нет, он просто выполняет капризы Кати, как Сирано. К счастью, Катя относительно рассудительная женщина и меру все же знает, а может быть Олег как-то ее ограничивает, но со стороны кажется, что он готов делать для нее все.

В общем, я прошу не копаться в мотивах Олега, не думать о путях его «лечения», он не просит об этом даже меня. Он доволен своей жизнью, не хочет ее менять, ему хватает энергии и мотивации жить, поэтому не будем рассуждать, насколько он мог бы быть счастливей в равных отношениях. Мог бы гипотетически, а практически - вот так.

Но что интересно. Как Олегу удается жить в режиме Катиной сексуальной свободы, не страдая? Я долго думала об этом, мне было интересно. А вчера я прочитала длинное письмо Веры, где она мне описывает «прелести» их воображаемого свободного брака с Никитой, вспомнила, как Нина уговаривала Диму на такой режим отношений, и подумала вот что.

Когда у человека много внутренних ресурсов, когда он имеет очень крепкий стержень, а Олег его имеет, безусловно, Нина имеет тоже, да и Вера в этом смысле неслабый человек, несмотря ни на что, ему может захотеться «дать любимому свободу» и он может видеть в этом особую красоту и чистоту отношений. Такой человек может рассуждать о том, что любовь - это птица, она может летать где угодно, на нее нельзя надеть ошейник, иначе она перестанет петь. И чувства у такого человека могут быть самыми искренними. Не себе он ищет свободы, он хочет свободы для любимого, он не может думать о том, что является ограничителем для него, пусть даже только со стороны его совести и долга. Ему интересно почувствовать спонтанность любимого во всей ее красе, он считает себя достаточно сильным и уверенным в себе, чтобы позволить себе этот душевный экстрим.

Примерно так рассуждал и Олег, насколько я понимаю, и Нина. И даже Вера, хотя у нее ситуация вынужденная, она приняла это решение под давлением обстоятельств, насильственно, тем не менее пребывает в эйфории сейчас, потому что почувствовала в себе саму возможность дать Никите свободу, оставаясь рядом с ним, перешагнуть через страх «это унизительно в глазах людей» и через страх «а вдруг с другой ему лучше» и так далее. Она пишет, что ей пришлось потерять Никиту, чтобы это понять, но именно на это он ей всегда якобы намекал (это фантазии Веры, скорее всего, Никита на такой намекать не мог, либо просто голову ей морочил и сводил с ума, но режима подобного всерьез хотеть не мог, он ему невыгоден). И теперь она ему очень благодарная за такой "личностный рост".

Посмотрите, что получается. Веру просто бросили и «дать свободу» - соломинка, за которую она цепляется. У Олега тоже не было выбора особого, он мог бы запретить Кате и ограничить ее, но в этом случае, возможно, она бы ушла, либо выглядела несчастной, а он такого допустить не мог. Самый странный и любопытный случай у Нины, но и там все можно объяснить перекосом социальной значимости: вы помните, в какой ситуации оказалась Нина (чужая страна, мало работы, новые люди, растущая популярность и занятость ее мужа). В этой ситуации хотя Дима ни о какой свободе не просил, ей стало казаться, что он в этой свободе все-таки нуждается, пусть где-то тайно, скрыто даже от себя. Поэтому она стала его уговаривать и весьма интересно описывала преимущества.

Например, она говорила, что будет чувствовать себя куда лучше, когда будет знать, что Дима по-настоящему свободен и не ограничен вообще ничем. Она уверена, что от этого его любовь к ней станет больше, а ее самоуважение возрастет. Пусть он пользуется своей свободой или нет, но иногда это можно делать просто так, чтобы почувствовать, что он действительно свободен, что ему не нужно иметь «основания» для того, чтобы заняться сексом с другой женщиной, что он может сделать это по обычной прихоти, как раньше, когда не был связан отношениями с Ниной. Нина так горячо и красноречиво доказывала, что Диме это необходимо, хоть он и отрицает, ведь он художник, он должен быть немножко хулиган и нарушитель правил, что его творчество закиснет, если он будет и дальше таким, как он стал: подстриженным, чистым, правильным.

Слова Нины очень обижали Диму, он подозревал ее в том, что не нравится ей таким, что он сам тяготит ее, сам ограничивает и обременяет, и она проецирует это все на него. Дима реагировал на уговоры Нины гневом и ревностью, хотя она убеждала его, что ей совсем-совсем никогда не приходит в голову другой мужчина, потому что Диму не с кем даже сравнивать. Дима возмущался, почему это Нина думает, что ему может приходить в голову другая женщина и что ему есть с кем ее сравнивать. Нина отвечала парадоксальное «потому что тебя все хотят, а меня никто, кроме тебя».

Вот в этой фразе, возможно, содержится ответ, почему любящие супруги, вроде Нины, могут испытывать подобные желания (я не раз с этим встречалась, вот в такой форме - у сильных, прокачанных, уверенных в себе людей). Им кажется, что вот это любовь других к их супругу - это какие-то возможности, ресурсы, какая-то энергия, к которой супруг мог бы иметь доступ, но не имеет из-за них. То есть Нина считала, что Дима мог бы и ее любовь сохранять, но и любовь других женщин иногда получать тоже, наслаждаться красивыми телами и свежими эмоциями, совершенно не рискуя потерять ее. И это сделало бы его более счастливым, и возможно даже оплодотворило его творчество дополнительной спонтанностью.

Дима разбираться в этом не стал и путем жесткого, прямолинейного нажима, подавил в своей супруге все эти мысли. И давит любые ростки, которые периодически возникают. Думаю, где-то в душе она ему за это благодарна.

А вот Олег. Он влюблен в свою Катю тоже, хотя и не так как Дима в Нину, все-таки для такой сильной и глубокой любви как у Димы партнер должен быть равным во всех отношениях. Однако, Олег Катю тоже очень любит, каждую ее боль он воспринимает как свою, все ее желания считает очень важными. Она в каком-то смысле дочь для него, он ее вырастил, и было бы наверное нормально, если бы он вообще не занимался с ней сексом. Ведь с дочерьми этого не делают, не правда ли? Даже если дочь не биологическая.

Как-то я посоветовала Олегу вообще прекратить сексуальные отношения с Катей, если она изменяет ему. Он не может ее бросить, это нормально, но отношения можно перевести в русло родственных, тогда его мужская идентичность не будет подвергаться ударам (хоть он это и отрицает), его самооценку не будет исподволь разъедать коррозия. Еще лучше, если бы Олег тоже завел себе женщину, и таким образом эта конструкция стала хотя бы симметричной.

Однако, Олег сообщил мне, что Катя ни в коем случае не согласится, чтобы у них прекратился секс. Она всегда требует секса, как требовала его с самого начала их серьезных отношений. Она и уходила от него, если кто помнит, по причине того, что он отказывался с ней спать и она не получала достаточно «тактильности» по ее словам. Тактильность Кате нужна постоянно, и от Олега, и от других мужчин. Она не воспринимает иной формы любви, кроме как физическую, сексуальную, поэтому если Олег будет уклоняться от секса, она будет чувствовать себя нелюбимой, страдать и пытаться уйти.

То есть «тактильная» Катя не просто живет на шее Олега (работает и сама, правда, но мало), не только получает от него все в материальном и эмоциональном смысле, она еще и постоянно вторгается в его сексуальное пространство, и там тоже лишь потребляет, поскольку для Олега очень важна эксклюзивность. Сам Олег считает, что может позволить своей женщине жить так, как ей хочется, пока это всерьез не вредит ее здоровью и их детям. «Она такая» - говорит Олег и все. Под «такая» он имеет в виду, вероятно, вот такую ее полигамию, девиантность и сексоголизм.

Избавлением для Олега, возможно, стало бы если бы Катя влюбилась в кого-нибудь на стороне и ушла, оставив ему детей. Но Олег хорошо зарабатывает, очень хорошо выглядит, и он настолько кругом хорош, что вряд ли Катя найдет кого-нибудь другого, кого можно будет сравнить. Все-таки страсти страстями, но когда приходит мысль о разрыве отношений с Олегом, она не может совсем не руководствоваться разумом.

Возможно, Олегу могла бы встретиться женщина, которая бы "отвоевала" его чувства у Кати, но Олег слишком поглощен детьми, чтобы обратить внимание на кого-то, он слишком интроверт, слишком занят работой, поэтому ни с кем почти вне работы и детей не общается. Да и зачем другой женщине нужен мужчина с тремя детьми, такими еще маленькими. Обе няни Олега в полном восторге от него, но все это совсем не вариант.

«Я счастливый человек, - говорит Олег. - У меня три дочки, у меня любимая жена, у меня интересная работа» И он не врет. Он смотрит на сексуальные похождения Кати так, как будто она ходит в фитнес-клуб или на йогу, иногда не приходя ночевать. «Ей это нужно» - и точка. Этот мужчина сводит меня с ума (как психолога). А что вы о нем думаете?

Так же интересно, что вы думаете о Вере, которая увлечена мыслями о свободном браке, о том что родит ребенка от Никиты, точнее родит суррогатная мать от него и ее яйцеклетки. Вера уверена, что будет чувствовать себя просто отлично, если Никита будет иногда спать с другими женщинами, но возвращаться к ней. Ей нужна печать в паспорте и ребенок от него, все остальное она ему даст, и он будет доволен. Так говорит Вера. Никакой ревности в ней больше не будет, она уверена. Она просто не поняла, не оценила, насколько ей важен Никита, насколько сильно она любит его, любым и при любых обстоятельствах. Ей казалось, что он будет грязным, если переспит с другой, что он ее унизит перед этой другой, а теперь она поняла, что грязь - только в ее голове, а унижение - это комплексы и абстракция. Точка.

Ревность

Previous post Next post
Up