В посте про колпачки я предлагала задачу и мне было важно проверить, насколько мои комментаторы учитывают поле.
До того, как человек научится видеть поле и тем более работать с ним, он должен научиться хотя бы его учитывать.
Учитывать поле - это значит понимать, что значимость любого действия зависит от обратной связи.
Большинство людей привыкли мыслить вне поля. Поле - это взаимодействие сил, а в картине многих людей сила одна - их воображаемая воля.
Это эгоцентричная картина мира, где в центре находится действующий субъект, а вокруг инертные объекты, по отношению к которым он действует.
Если вы будете обращать внимание на типичный ход рассуждений человека, вы увидите эту картину везде.
Это настолько привычно, что когда я пытаюсь обращать на это внимание, многие сначала не понимают, о чем вообще речь.
"Мне никто не нравится", - свободно говорят люди.
Или: "Мне нравится вот этот и этот, а остальные нет". Или: "На фоне вот этого, моего, все остальные меркнут".
Люди спрашивают друг друга, нравится ли им кто-то. Они делятся радостью, если им кто-то приглянулся, или наоборот, огорчением, что нет никого симпатичного.
Как люди понимают симпатию?
Это нечто, исходящее от них. Их оценка, их поток в сторону того, кто им почему-то подходит, для каких-то умозрительных целей.
Из-за такого восприятия они образуют симпатическую связь с любой фигурой, не обращая внимания на ее отношение, так, будто это предмет.
Чаще всего при возникновении симпатии взаимная симпатия тоже есть. Именно поэтому один человек нравится, а второй нет. Первый симпатизирует, открыт, от него ощущается тепло, а второй закрыт и холоден. Но сознание этот факт не фиксирует, сознание привыкает считать, что хозяин выбрал подходящего единолично. Он выбрал его, оценил и согласился. А другие ему не подошли. Факт, что другие были закрыты, уходит от сознания.
И вот эта привычка смотреть на симпатию как на собственный выбор объектов мешает не только видеть поле, но даже учитывать его. Огромный пласт реальности уходит от осознания.
Вы должны научиться учитывать поле и когда вы привыкнете это делать, вы начнете поле видеть, а потом и работать с ним.
Очень важно избавиться от эгоцентричного восприятия других субъектов. Нужно привыкнуть помнить, что у других людей есть личное к вам отношение, и это отношение не может не влиять на ваше отношение к ним, а ваше отношение влияет на обратное, и так образуется взаимосвязь, а не как иначе.
Вот мы читаем письма рапанов. Рапан - это обычный в физическом и интеллектуальном смысле человек (нередко выше среднего), который с точки зрения личностного развития находится на эмбриональной стадии или грудничковой, если проводить параллель с онтогенезом. Онтогенез - это как особь биологически развивается: зигота, эмбрион, младенец, ребенок, подросток, взрослый. А параллель с рапанами, рыбами - это что-то вроде филогенеза, то есть эволюции вида, только в обычном филогенезе нет русалок и после рыб - птицы и млекопитающие, а в нашей линейке, символической и мифологической, есть условная стадия химер (русалок и тритонов) - полурыбаков и дальше люди-рыбаки, а потом те, кто умеют летать, и ком мы говорить еще долго не будем, но многие в курсе, что магов во всех местах ассоциировали с птицами, не только шаманы.
Поэтому рапан - это не обидно. Хотя обижаться тоже иногда полезно, некоторые короны иначе не зацепишь. Эволюция от рапана до подвижной, рыбы, уже замечающей, что другие могут действовать произвольно, иногда занимает дни, но бывает что длится годами или вообще не идет. Эволюция личности имеет совсем иные сроки, нежели онтогенез и филогенез, она индивидуальна.
Так вот в письмах рапанов мы все время читаем следствия эгоцентрического восприятия мира. За другими не то что не признается субъектность, она даже не допускается, не предполагается и не мыслится. Все восприятие строится на системе, в которой вокруг Солнца (его Эго) вращаются планеты. Нет представления, что в мире людей - каждый центр своего мира, а при взаимодействии двух миров должно учитываться взаимное притяжение и отталкивание, только тогда это взаимодействие будет нормальным. И что мы видим в результате?
"Неужели нет нормальных?" - спрашивают рапаны. Они смотрят вокруг себя и не чувствуют симпатии, то есть собственного притяжения, влечения. Не чувствовать притяжения к тем, кто индифферентен не только нормально, но и хорошо, иначе бы вес той фигуры в вашем поле стал больше, чем ваша для нее, и вы стали бы вращаться вокруг человека по закону поля. Но рапан тоскует. Ему кажется, что все готовы подчиниться его царскому жесту, но он не может остановить свой взор ни на ком. Потом останавливает в силу каких-то причин, хорошо если в силу эмоционального отклика, но часто рапаны выбирают и полностью закрытых кандидатов. Избранник назначен и начинается рост его фигуры. Вот как птица вьет гнездо под воздействием либидо, так рапан создает себе гомункула, лепит его как пчела улей, плетет как паук паутину. Это у рапанов называется "любовь". Вот это одностороннее, не учитывающее второго человека раздутое и раскормленное фантазиями влечение. Рапан радостно сообщает, что весь мир померк рядом с его избранником. Мир померк! Будто мир был к услугам рапана и ждал его приглашения. "Он лучший!" - говорит рапан про избранника. "Она идеальная!" - про избранницу. Как-будто остальные люди стояли в линейку и ждали оценки, и среди них рапан выбрал себе лучшего или идеальную. Такое восприятие мешает начать отношения, еще больше мешает отлепиться от того, кому не нужно, это мешает в принципе замечать хоть кого-то, кроме своих проекций.
Это так привычно, что не обращает на себя внимание эгоцентричной дикостью. Но это ведь дикость. Надеюсь, давним читателям моего блога это уже понятно. Не нужно думать, что я придираюсь, когда я останавливаю на этом внимание всех. Восприятие вами других людей должно поменяться, только тогда кроме эгоцентричной картины мира вы начнете видеть объективную. В объективной картине мира вы никого не выбираете, пока ваша значимость не становится большой. Вы можете выбирать среди тех, для кого ваша значимость уже очень велика. Нельзя сказать, что никто никогда не выбирает.
В последнем письме парень-рапан резонно сопоставил себя с Казановой. Если речь не о всяком казанове, а о сериальном, то у того и правда есть некоторый выбор, даже вполне существенный. Этот выбор не такой большой, как кажется рапану, даже Казанова не может "изменить своей женщине с каждой встречной другой", каждая встречная не согласится. Но некоторый выбор есть. А вот у автора-рапана нет, совсем никакого выбора нет. Но он смотрит на воображаемую толпу претенденток и бракует 70%.
Если не видеть или хотя бы не иметь в виду обратной связи, то есть своей значимости для человека, его собственного влечения и тяги, не увидишь ни одного субъекта, вокруг будут предметы, причем доступные и покорные твоей воле предметы.
Это и есть корона - преувеличивать свою власть над другими, свою значимость, возможности своего выбора. Если вас и правда очень любит кто-то, считать себя важным и значимым для него - реалистичная оценка. А вот когда вас не знают или знают, но знать не хотят, считать себя ценным и интересным - корона.
Но в эгоцентричной картине мира - все предметы, все послушные вассалы. Умозрительно рапаны соглашаются, что они бессильны, но в спонтанных рассуждениях сразу выдают свою корону и свои притязания на власть. Это не просто заметно из формулировок, это бросается в глаза так, что невозможно не видеть. И я очень рада, что вы тоже стали видеть это. Дальше вам будет все более странно, почему вы не видели этого раньше.
Эволюция личности обратно пропорциональна короне. Рапан живет под короной, как в раковине, корона больше, чем он и создает вокруг него иллюзорную реальность, иногда настолько плотную, что эту раковину не разбить. То же самое касается улиток, это вид рапанов. А вот рыбы уже плавают и немного шевелятся, встречают опасности, совершают фатальные ошибки, в их жизни больше движухи, если это не пескарь, который структурно рыба, а практически ведет жизнь рапана от тревожности.
Структурно - это значит буквально схему кругов Эго. Какие у человека границы, как подключены его ресурсы, нет ли дыр, адекватна ли самооценка, внутри ли его локус контроля, нет ли большого конфликта между саморегуляцией и спонтанностью. Вот что значит - структурно, с точки зрения личности. Какова ваша организация, ваш личностный костяк и мышечный корсет. От этого зависит ваша сила, гибкость, стрессоустойчивость и приспособляемость к жизни и среде, а так же запас энергии, который целиком определяет состояние, настроение, самочувствие и мотивацию.
Типы фрустрации - это про строение русла потока. Порожистое русло, со множеством преград и ям, происходит из-за плохого локуса, границ и самооценки в короне. Поэтому не бывает онегиных и рапунцелей без корон и с хорошими границами. Если онегин снимает корону и формирует границы, он перестает быть онегиным, русло его потока (например либидо, хотя в любовном ресурсе немного другой поток) больше не имеет порогов и ям. Его поток ровный, сильный, стабильный, и по прокачке любовного ресурса такой бывший онегин легко обходит печорина.
Печорин - это летающая рыба,
Кустурица очень точно это изобразил, хотя имел в виду скорее всего человека с задатками шамана, но буксующего из-за личностной незрелости. Вот многие печорины таковы. Они словно получили от природы могучую силу, с которой часто не могут справиться. Их поток такой мощный и сильный, будто они прокачали ресурс. Но увы, от природы можно получить только аванс, и чем больше аванс, тем больше нужно работы. Те печорины, которым хватает духа, чтобы сделать русло пригодным для своего мощного потока, выживают и даже растут. Но многие погибают. С печориными сложно работать, поскольку эта работа касается не столько психологии, сколько этики, а этическая работа извне еще более сложна, чем психологическая. Нравственный выбор человек совершает сам.
Поэтому мы в основном говорим о более простых вещах. Корону снять несложно, стоит только понять, что она есть такое и насколько она портит жизнь. Границы сформировать тоже не так уж сложно, главное поставить на место локус и научиться видеть в других людях точно таких же субъектов как ты сам. У большинства людей именно такие проблемы и в этические дебри им лучше не лезть.
Если ваша личность несформирована и вы находитесь на эмбриональной или грудничковой стадии личности, этические рассуждения - это белое пальто, которым вы прикрываете свои слабости. Вы не научились стоять на ножках, вы все время ищете к кому бы примкнуть. Так о какой этике вы говорите? Этика - прерогатива сильных. А ваша доброта - это страх. Ваша щедрость - это страх. Ваша любовь - это желание халявы. Желание халявы и страх - вот основные ваши мотивы, а вы называете это щедростью, любовью и добротой.
Честный цинизм и то смотрится лучше, поскольку за ним хоть какая-то рефлексия, понимание своей и чужой выгоды, то есть начало формирования границ.
Белое пальто - это самая первая и самая главная психзащита, которую необходимо снять, чтобы начать эволюционировать, выйти из инертного состояния и развиваться как личность.
Под белым пальто как под снегом замирает любая жизнь. Спит до весны.
Понимаете, что такое белое пальто? Почему его так важно снимать сразу, едва вы заподозрили его?
Я потому и забанила столько людей за критику печориных и хищников. Не потому, что я считаю хищников хорошими, а печориных во всех отношениях лучше онегиных. Нет. Просто за критикой печориных чаще всего стоит онежье белое пальто. Капюшон этого белоснежного савана накрывает большую корону, а под короной: "Это не слив, это моя щедрость, это не слабость, это душевная чистота". В таком белом пальто вы так и останетесь рапанами навсегда, без шанса на эволюцию.
Осознаете вред белого пальто и зеленого винограда? Под ними корону просто не заметишь, а значит и не снимешь и даже не заподозришь, что объективная реальность и эгоцентричная картина мира - разные вещи.