Еще
один фильм про печорина. А то многие решили, что признак печорина - маргинальность.
Совсем нет.
Маргинальным может быть и онегин. Даже в классике он такой отчасти - непонятный, непризнанный, но жаждущий самоутверждения в обществе.
Множество онегиных живут на мамину пенсию и играют в компьютерные игры, где они - супергерои и мир от них без ума.
То есть онегины бывают респектабельны, а бывают совсем нет и даже наоборот.
Признак онегина - не социальная реализация, а корона и внешний локус (слияние границ). Чем меньше корона, тем меньше онежьего.
У печорина нет короны (если корона есть, нет печорина) и есть внутренний локус (самоуважение и опора на себя). У них - свой личностный изъян, но он не в личностной сфере (не в структурной, не с самооценкой и границами связана), а в этической (там, где личность - часть социума, часть человеческого коллектива).
Поэтому печорины могут быть как маргинальны (асоциальны), так и нормально интегрированы в социум. Если так вышло, что их профессия нравится им, но и полезна социуму, они будут вполне реализованы и все равно могут быть печорины. Самоутверждение в обществе их не интересует, но они и не против него. Печорины и богаты даже бывают, имеют большие зарплаты и даже солидный бизнес иногда. То есть отшельничество - точно не признак печорина. Маргинален скорее казанова, он язычник по сути и рыночные ценности с финансовой конкуренцией ему не близки. Хотя и казанова может быть неплохо вписан в социум в силу разных обстоятельств. Но казановы чаще хиппи, а печорины - совсем нет. Они просто одиночки.
Этот фильм про печорина я уже упоминала когда-то, но в другом немного контексте.
Это "Сайонара" (1957, Д. Логан) с Марлоном Брандо. Брандо всегда почти играл печориных (лучших печориных) и сам им был по жизни. Но в этом фильме - настолько типичная печоринская история, что его стоит посмотреть всем, кто хочет понять этот феномен.
Герой фильма - американский офицер в звании капитана, летчик Лойд Грувер.
Это - сын генерала, который в юности хотел отказаться от военной карьеры и стать актером, но передумал. Ни отец-генерал, ни мать не стали давить на него, когда он изъявил желание уйти в театр (в отличие от самого Марлона, отец которого был категорически против актерской карьеры) и согласились с его выбором. Поэтому Лойд подумал и остался в армии.
Здесь уже проявляется печоринская независимость. Он хочет делать то, что считает нужным, давить на него бесполезно, но если не давить, вполне возможно, что он сам сделает тот выбор, который понравится всем. В данном случае Лойд выбирает армию, как и лермонтовский печорин, ему нравится война, там нескучно, опасно и есть где проверить силу духа. Среди печориных было и есть много героев. А вот в мирное время у них тоска.
В начале фильма Лойд бомбит неприятельские самолеты, в целом ему это ОК, но у него легкая апатия от того, что он не видит в этом личного смысла.
Служение Родине для печориных - пустой звук, личная доблесть - да, интересно. Еще большая апатия его настигает, когда его переводят в штаб, в Японию, поскольку будущий тесть, тоже генерал, планирует его свадьбу со своей дочкой. Дочка - невеста Лойда с самого детства почти, он привык к мысли, что женится на ней. Печорины женятся по расчету иногда, почему бы и нет, если не влюбляются ни в кого. Им это скучно как и все остальное, но если женщина достойная, партия выгодная и она сама очень любит, они идут на это. Невеста щипцует Лойда, тот то шлангует, то отнекивается. Он не отказывается жениться, но не торопится с этим, скорее даже оттягивает этот унылый момент, в надежде не подкинет ли жизнь чего-то поинтересней.
И жизнь подкидывает.
Он слоняется по японскому городу с однообразно мрачной физиономией (кто хочет увидеть печориных в типичной печоринской, вялотекущей апатии, посмотрите на Марлона в роли Лойда до того, как он встречает Хана-оги) и разглядывает японскую экзотику с полубезразличным любопытством, почти зевая.
Но здесь он вдруг видит Ее.
Приму японского женского театра.
Увидев Хана-оги Лойд сразу же просыпается. Настоящие печорины просыпаются вот от таких женщин - с большим самоуважением и красивой ОЗ.
Кто хочет увидеть резкий момент пробуждения печоринского потока (хотя он и у Акселя у Кустурицы был резким) посмотрите на Лойда, когда он смотрит первый спектакль с участием Хана-оги. Мрачное лицо, каким оно было первую треть фильма (инфернально сумрачным с редкими ироничными ухмылками), озаряется ослепительной улыбкой, глаза наполняются блеском. Он смотрит на нее так, будто она - это лучшее, что он до сих пор видел. Он сияет от удовольствия и лучится харизмой.
Вот гифка. Лойд впервые смотрит выступление на сцене Хана-оги.
А дальше начинается то, что так любят поминать рапунцели в башне. Та самая печоринская осада.
Хана-оги не желает разговаривать с ним, а Лойд постоянно караулит ее на мосту, по которому она идет в театр и из театра.
Вот так рапаны представляют себе печоринский напор. Караулить вопреки нежеланию другого. Причем рапаны обоего пола так представляют. Рапаны мужского пола считают, что если они будут липнуть, это и будет печоринским напором. Но есть существенная разница. Нежелание в случае печорина - формально, а по сути - желание. Иначе это противоречило бы их самоуважению и уважению к женщине.
Башня Хана-оги была не из-за короны или плюса, а по объективным и не зависящим от нее и Лойда причинам. Актриса японского женского театра не имела права общаться с мужчинами, тем более прима, тем более с американским офицером. А личная история Хана-оги, в которой амерканские самолеты разбомбили дом ее отца и ее близкие погибли, делала дружбу с американским летчиком тем более невозможной.
Тем не менее Хана-оги сразу же обратила внимание на печорина в голубой форме и между ними началась настоящая схватка, в которой Лойд упрямо осаждал крепость Хана-оги, а та ему с одной стороны противостояла, но с другой стороны с каждым разом все больше ждала, придет ли этот офицер и искала его глазами. В общем оба растили фигуры друг друга и влюблялись друг в друга на обозримой дистанции.
В конце концов Хана-оги не выдержала осады.
Она согласилась прийти в дом к солдату Лойда и его японской жене и призналась Лойду в любви. Своей прямотой и искренностью она поразила его, он был по-настоящему тронут, хотя и до этого был уже влюблен.
Помог росту значимости Лойда то, что всегда помогает печориным. Хана-оги узнает, что Лойд был смел и независим, поддержал своего солдата, женатого на японке, хотя это очень не одобрялось руководством, был свидетелем на его свадьбе и даже нежно поцеловал его невесту, не боясь скомпрометировать офицерские погоны. Независимость и смелость всегда пленяют женщин (а кого нет?) и поэтому не влюбиться в настоящего печорина женщине практически невозможно.
Они начинают встречаться, и никакой скалы у этого печорина не случается.
В этом фильме - цикл полной разморозки (там и нравственная линия и любовная сходятся воедино). Но не нужно думать, что нигде нет намека на возможную скалу. Такие намеки есть, только Хана-оги эту скалу заведомо обходит. (Сама золушка).
Во-первых, она увлечена своим делом и делает его очень хорошо, и Лойд всегда наблюдает ее немного со стороны и восхищается ею.
Во-вторых, она настолько независима, что когда Лойд зло и язвительно шутит, что после ее ухода хочет расслабиться с другими девушками, весело желает ему не скучать. У нее в принципе нет щипцов, ее любовь имеет ровный поток, без порогов и ярусов. Ее не много и не слишком мало, а в самый раз. Спровоцировать ее на выход из границ невозможно и это все больше поднимает ее СЗ для него.
В-третьих, когда Лойд заговаривает о возможной женитьбе, Хана-оги сообщает ему, что ему не стоит бросать армию, а она не сможет бросить театр. У них - разные дороги, поскольку она вынуждена выполнять долг перед семьей, как бы ни была сильна ее любовь к нему.
Холодность возлюбленной отталкивает Лойда поначалу, однако вскоре он понимает, что дело не в недостатке ее любви.
Вот как он смотрит на нее после ее отказа, размышляя о своей и ее значимости и о дальнейшей стратегии.
Ну и последняя сцена, когда Лойд решает действовать, - прекрасна.
Все, как появляется Лойд в Токио, как он входит к Хана-оги и все, что он формулирует ей, идеально с точки зрения динамики СЗ.
Он просит сказать ему, любит ли она его, она молчит, он говорит, что если нет, он смирится с этим и больше не приедет в Японию, но если да, он увезет ее с собой в Америку и они будут вместе всегда, не будут жертвовать своим счастьем ради непонятных коллективных норм (печоринско-золушкинская тема). Видя смятение Хана-оги, он не тянет из нее ответ, а говорит, что подождет за дверью. Она переодевается и выходит, чтобы лететь с ним. Без лишних слов. Их встречают журналисты, счастливый Лойд отказывается комментировать и передает слово Хана-оги.
Если вы не видели этот фильм, посмотрите. Там много интересных и важных изобразительных моментов, которые на словах не опишешь, надо видеть.
А может быть кто-то уже успел посмотреть, когда я упоминала его раньше?