Когда-то очень давно у меня был пост "Онжежора или мат в четыре хода", где я на примере героя фильма "Москва слезам не верит" описывала быстрый взлом границ.
Но времена поменялись и теперь я описала бы этого героя иначе. Не потому что я в корне поменяла свое отношение к поведению Жоры, нет, мне до сих пор кажется слишком наглым его вторжение в жизнь успешной, но скучающей Катерины. Однако, теперь мне кажется намного более актуальным совсем другой ракурс проблемы, не Харибда, а Сцилла (
см. статью) то есть не попадание в любовную зависимость, а невозможность влюбиться.
Не нужно думать, что невозможность влюбиться - это благо, или что любовная зависимость - намного большее зло. Все зависит от количества ресурсов данной личности. Если ресурсов достаточно, любовная зависимость не причинит зла, она не станет большой зависимостью, останется в памяти как яркий, возможно немного болезненный, но красочный эпизод. Невозможность влюбиться при достаточном количестве ресурсов - тоже нестрашна: есть в жизни много других интересных вещей, кроме любви. Однако, если ресурсов мало, то и другое превращается в зло, и я не думаю, что зло от фрустрации меньше. Глубокая аддикция не сравнится с такой же глубокой депрессией по силе страданий. В аддикции все же есть короткие моменты удовольствия, а в депрессии - лишь бездна.
Поэтому когда меня просят написать еще про анти-пикап, я испытываю противоречивые чувства. С одной стороны, тема защиты границ от взломщиков мне кажется важной. В конце концов, если есть методы взлома, нужно знать и методы защиты. Но с другой стороны, такие как Жора не взламывают границы каждой красавице на улице, ради коллекции, а делают это с понравившейся женщиной, чьи границы слишком непроницаемы, обычно в связи с разочарованием в любви.
Непроницаемый, жесткий панцирь границ: вот эта вот напряженность во всех мышцах, маска лица, брезгливость на губах, скука или отвращение во взгляде - таков облик Сциллы, то есть фрустрации. Фрустрация - утрата веры, смысла и мотивации. Фрустрация, одновременно во всех сферах жизни, приводит человека в яму депрессии, и он перестает хотеть жить. Сейчас в жж очень модно писать, что такое состояние провоцирует онкологию. Думаю, такое состояние может провоцировать любые болезни и просто хандру.
Фрустрация к одному какому-то ресурсу, как правило, не выглядит так, как я описала. Если у человека в жизни много источников энергии, он не бывает так скован, напряжен, угрюм, он относится к отключенным ресурсам может быть и равнодушно, но скорее позитивно, чем негативно, а иногда даже с легким любопытством, дескать, странно, что другим людям это так интересно. Чтобы смотреть на то, что другие люди любят, с уверенным отвращением, нужно всерьез считать других ущербными. Кроме того, отвращение означает, что и других источников мало, иначе бы человек позитивно смотрел на все, жизнь, в целом, представлялась бы ему скорее дружественной, чем враждебной. Таким образом, восковая маска фрустрации - это проблема со всеми ресурсами, в принципе, и ее не бывает, когда все остальное хорошо.
Фрустранты, кстати, сами бывают пикаперами, правда, очень плохими, поскольку без собственного подлкючения к ресурсу, другого не подключишь, на одних лишь общих схемах мастерства не достигнешь. Исключение те пикаперы, которые будучи фрустрированы в любви, хорошо подключены к ресурсу имиджа и секса. Классический пример этого - Печорин, обаятельный и сексапильный, но маящийся от скуки в отношениях и от чувства вины за свою неспособность любить.
Сейчас появился тип, так называемых этичных пикаперов, которые используют разные психологические технологии для достижения гармонии и баланса в постоянных отношениях, а не для нападения, подчинения и взятия трофеев. Собственно, моя теория баланса в отношениях, это тоже - технология, поскольку побуждает человека к сознательным действиям ради достижений определенных (благих для обоих участников) целей.
В обычном же понимании "пикапер" - это просто взломщик границ, занимающийся эмоциональным грабежом ради поднятия ЧВ или инфантильной самооценки. Классический пример продвинутого грабителя -
Жиголо. Здесь мастерство пикапера выходит с уровня подпитки самооценки (а это очень невысокий уровень) на уровень получения материального вознаграждения за свое мастерство.
Но с вознаграждением жиголо все не так просто. Если бы жиголо получали материальную награду за удовольствие, которое они дают женщинам, их действия можно было бы считать почти нормальными. То есть не слишком достойное для мужчины занятие - зарабатывать таким образом, но терпимо. Однако, женщины отдают деньги жиголо не за удовольствие, и это нужно понимать. Женщины отдают деньги за то, чтобы не страдать, когда уже попали в любовную зависимость, будучи мастерски вовлечены туда. Как наркоман ищет дозу не для того, чтобы получить кайф, а для того, чтобы снять ломку, так и женщина удерживает жиголо рядом с собой с помощью денег, потому что без него у нее начнется ломка. Именно в этом состоит неэтичность и даже антиэтичность жиголо - они используют в целях обогащения болезненную зависимость женщин, которую сами же и создали сознательно.
Посмотрим в свете этого на тех пикаперов, которые ни с кого денег не берут. Их неэтичность состоит в том, что они взламывают или растворяют границы человека, чтобы получить подтверждение своего превосходства над ним и над воображаемыми конкурентами, которым победить не удалось. Заблуждение думать, что пикаперу нужен секс как таковой, чисто физически. Как правило, те, кому настолько сильно нужен секс, не способны ни на какой пикап. Более-менее умелый пикапер контролирует свое сексуальное желание, а не служит ему. То есть секс не является целью, а является скорее средством. Без секса пикапер не ощущает полного триумфа, то есть секс - физический эквивалент завоевания территории. Пикапер чувствует себя победившим и может забрать трофей. Еще раз оговорюсь, что не все, кто называет себя пикаперами, имеют такие цели, цели некоторых - сознательное построение гармоничных постоянных отношений. Однако, неэтичные пикаперы таковы.
К какому типу можно отнести Жору? С одной стороны, он взламывает Катерине границы и вовлекает ее в поток чувств явно осознанно или полуосознанно, с другой стороны, он готов стать ей верным супругом. Все, кто после моего поста "Онжежора или мат в четыре хода" нарисовали себе картину рабства Катерины и все большего ее падения, увлеклись страшилками. В паре, где у женщины есть ресурсы (не подаренная отцом квартира и не оставленный мужем капитал, а заработанное самой) трудом и напряжением собственных личностных мышц, которые в процессе этого сформировались, ничего подобного не происходит. Все сексуальные няшки, в смысле мужского доминирования и женского подчинения, остаются на уровне возбуждающих ритуалов, никогда не заходя далеко.
То есть никто таких женщин не унижает и не подавляет, их просто немного "строят", с их согласия, поскольку это пробуждает в них сексуальную энергию. Отдельно когда-нибудь обсудим, почему это пробуждает энергию во многих женщинах, но сразу скажу: биологический пол здесь не при чем, но и грязное порабощение умов патриархатом тоже не при чем, все сложней и не так однозначно. В этом, может быть, нет ничего хорошего, но фрустрировать себя от страха перед этим глупо. В любом случае, для ресурсного человека сексуальные фетиши - это всего лишь способ извлечь энергию, и эта роль сама по себе не наносит разрушений на уровне личности. То есть если такую успешную Катерину почему-то заводит роль покладистой женщины рядом с немного доминирующим мужчиной, это никогда не перейдет в деструктивную фазу. Достаточно тонкий Жора сам будет чувствовать эту границу и никогда ее не нарушит. Если же Жора туповат и амбициозен, он может заиграться и поверить, что Катерина видит в нем более умную и значительную личность, чем она сама, но очень скоро (и это совершенно неизбежно) такого "доминанта" выдворят за дверь.
Достаточные ресурсы обеспечивают стабильность порогу допустимого. Очень важно понимать эту мысль. Порог допустимого ползет выше и выше, женщина позволяет обращаться с собой все хуже и хуже, только из-за отсутствия других ресурсов. Иногда она и теряет их постепенно, но внутренние ресурсы потерять очень сложно. Это - механизм аддикции. Если человеку интересно много чего в жизни и много чем он умеет и любит заниматься, он не будет играть в компьютерную игру целый день, даже если она ему нравится: у него есть множество альтернативных источников, и аддикция его вряд ли засосет. Исключение - только химическая аддикция, она поглощает сильней и быстрей, однако и там абсолютное преимущество имеют ресурсные люди: они, как правило, не начинают принимать наркотики, но и начав, намного легче останавливаются.
Поэтому не следует так сильно волноваться за Катерину, полюбившую Жору. Предлагаю лучше обратить внимание на Катерину до влюбленности в него. Точнее рассмотреть я предлагаю не художественный персонаж, по поводу которого мы можем только фантазировать, и даже сам автор может придумать, что угодно (хотя у талантливых авторов есть интуитивное чувство реальности, поэтому они создают живые характеры), а женщин в состоянии любовной фрустрации, условно называя их катеринами. Почему-то, переживая за Катерину, которая влюбилась в подозрительного мужчину, мало кто думает о том, что скука и серость бытия разрушают человека тоже. Любовь и секс - это области жизни, которые весьма щедры на эмоции, а эмоции тесно связаны с энергией, то есть поднимают общую мотивацию к жизни и увеличивают полноту бытия, не говоря уже о пользе для здоровья.
Прекрасно, если работа искрит вдохновением, если есть увлекательные хобби, если радуют друзья. В этом случае любовь и правда необязательна, как и секс. Но в этом случае взлома границ, как правило, не происходит, поскольку взламывать нечего. Взлом - это когда человек выставляет жесткий щит против чего-то, поскольку насторожен или испытывает отвращение. Если человеку просто все равно, он занят другим, щита нет, просто его граница к этой сфере не чувствительна, не реагирует на стимулы. Он не сопротивляется, не испытывает гнева, страха, изумления, никаких бурных эмоций, он даже может открыть границы, обследовать и выкинуть обратно, ему все равно. Амбивалентность, которую продемонстрировала Катерина в ответ на серию атак Жоры (его четыре хода, с помощью которых он поставил ей мат) вот это вот ее "возмущение-любопытство" "удивление-симпатия" "страдание-любовь", была связана с тем, что под панцирем воскового безразличия скрывалась тоска по близости и страсти.
Фрустрация в жизни Катерины (предательство, разочарование) показана в первой части фильма весьма красноречиво. Ее вялые попытки найти себе какого-то спутника жизни - тоже. Просто прийти к бюро знакомств и рассматривать фото ненужных, незнакомых, неприятных мужчин фрустрированная женщина не может, даже если ощущает, что ей очень нужен в ее жизни человек, к которому она будет испытывать горячие чувства. Ей нужны эти эмоции, она понимает, что без этих эмоций жизнь ее перешла в автоматический режим, однообразный, монотонный. Самое главное, что когда человек ощущает некий автоматизм и механистичность своей жизни, он рискует потерять и то, что имеет. Совсем без огня, без удовольствия, без смысла, начнут рассыпаться и те ресурсы, которые он приобрел собственным трудом. Они будут держаться до последнего, но все-таки и им нужен огонь, а этого огня в какой-то момент может начать не хватать. Вероятно, пока Катерина была мотивирована на движение - делать карьеру, растить дочь, огня хватало. А вот когда карьера построена и выше забраться нельзя или не хочется, дочь выросла и стала самостоятельной, в жизни образуется пустота, огонь начинает гаснуть, а лицо постепенно накрывает восковая маска апатии.
Поймите меня правильно, я не хочу сказать, что Жора - герой, ворвавшийся в жизнь умирающей Катерины, чтобы ее спасти. Нет, она и без него нашла бы себе что-нибудь увлекательное, наверняка. Я просто хочу призывать к уважению к Катерине и к ее нуждам по части любви и секса. Нельзя считать сильную и успешную Катерину жертвой чужих манипуляций, это неуважение к ней, она не беспомощная малолетняя бродяжка, чтобы мы могли считать ее просто жертвой. Она обладает достаточно сильной личностью, чтобы разобраться, нужен ли ей этот Жора. И если он так сильно ее увлек, пусть и внеся в ее жизнь не только спокойное счастье (спокойствие у нее и так было, даже чересчур, хотелось наоборот, беспокойства), значит ей это было важно. Нельзя обесценивать страсть. Без нее люди превратятся в рыб. Хотя и у рыб время от времени тоже полыхает что-то вроде страсти.