Самобичевание и локус контроля

Oct 15, 2017 16:33




Некоторые думают, что самобичевания имеют хоть какое-то отношение к внутреннему (правильному) локусу контроля.

Вообще, если вы будете читать про локус контроля в Сети, проходить тесты, вы можете запутаться.

Было время (и до сих пор еще у некоторых психологов остается), когда считалось, что локус контроля должен быть то внутренним, то внешним, в зависимости от ситуации. Считалось даже, что внутренний локус контроля в ситуации, когда от тебя ничего не зависит, вредит.

Но это неправильное представление о локусе контроля. Это слово обозначает понятие, которое существовало с древности. Джулиан Роттер в 90-ых его так назвал (удачно), но он не придумал это явление и даже не впервые его заметил. Точка локализации волевых усилий (= локус контроля) так или иначе определялась многими философами. Центр, руль, воля, дух, самосознание - все это слишком важные вещи, чтобы оставаться вне фокуса мысли.

У Аристотеля идея о волевом направлении стремлений тесно связана с понятием энтелехии - самореализации. Энтелехия содержит в себе и движение, и цель движения. Если вашим движением управляет чужая воля, определяет его цель чужая воля, ваша энтелехия (душа, сущность, осуществление) является частичной, неполной, незавершенной, разорванной. Зрелая личность - это конструкция (сформированная в процессе самовоспитания), которая помогает целостности и завершенности вашей энтелехии. Для этого локус сознательного контроля за вашей жизненной энергией должен быть ВНУТРИ. Всегда, даже когда вы абсолютно беспомощны в ситуации, вы все равно должны оставаться в себе, не выходить из себя, не сливать ни с кем свои границы без контроля.

Я не раз приводила воспоминания Бетельгейма и Франкла, психологов, переживших концлагеря. Оба писали, что сохранить даже крошечную территорию, крошечный клочок себя, управляемый изнутри - самое важное, что спасало людей от распада. Те, кто полностью отдавали контроль над собой и становились абсолютно покорными, погибали, иногда в считанные часы. В нормальных условиях территория влияния намного больше и задача хорошего локуса сохранять контроль над всем тем, на что вы действительно можете влиять.

Большинство понимают, что стремление перекинуть ответственность за свое поведение на другого - это плохой локус, инфантильный, внешний локус. Но многим непонятно, что стремление взять на себя ответственность за поведение другого - это тоже плохой локус, инфантильный, внешний локус. Многим кажется, что это как раз внутренний локус, взрослый. И им непонятно, как отделить "хороший, правильный" внутренний локус, от плохого, чрезмерного, избыточного, гиперответственного.

На самом деле, всегда когда вы присваиваете себе ответственность за то, что неподвластно вашему влиянию, вне ваших рычагов, ваш локус точно так же уезжает из ваших границ и становится внешним, а ваше эго разорванным. Вы сливаете границы с тем, за кого берете ответственность, и отдаете свой локус ему. Его воля теперь управляет вами, хотя вам и кажется, что вы действуете добровольно. У вас внешний локус, поскольку вы в зависимости и в слиянии, и ваш центр управления перемещается из ваших границ к другому человеку.

Вспомните Аристотеля. Завершенная, целостная энтелехия содержит в себе и движение и цель. Если цель движения вне ваших границ, вне доступа вашего влияния, вы сливаете свою энтелехию, свою жизненную сущность, себя.

Когда вы не можете влиять на ситуацию, когда вы беспомощны в ней, вы все равно должны сохранять локус контроля внутри и видеть ту крошечную территорию, на которой вы сохраняете влияние. Перемещаться можете? Дышать? Смотреть? Поворачивать голову? Произносить звуки? Вот этим всем и должен управлять ваш локус, не пытаясь управлять тем, что ему недоступно, не идентифицироваться с другим человеком, не сливать свои границы с ним. Именно в стремлении управлять чужой волей, например волей террористов, захвативших в заложники, и заключается эффект знаменитого стокгольмского синдрома (когда жертва идентифицируется с насильником и считает его желания своими, любит его и растворяется в нем). Бетельгейм описывал (в "Просвещенном сердце"), что жертвы концлагерей, которые пытались как-то мысленно повлиять на захватчиков, стремились понять их, потом оправдать, потом полюбить и некоторые действительно любили, растворялись в этом безумии, теряли и предавали себя. Надо было сохранять локус там, где ему положено быть, в себе, и четко видеть границы своих возможностей. Бетельгейм, например, тщательно чистил зубы пальцем и аккуратно причесывал волосы пятерней каждое утро, тем самым осуществляя полезный, чисто волевой, ритуал, и уже это позволяло ему сохранять себя, поддерживать свое равновесие и психическую сохранность.

На примере самобичевания хорошо видно, как то, что кажется "ответственностью" и "внутренним локусом" является слиянием (и сливанием), потерей границ и внешним локусом контроля.

Самобичевание - любимое блюдо людей, которые пытаются стать ответственными, но пока не стали. Они сокрушаются и извиняются, посыпают голову пеплом и мучаются от чувства вины. Им кажется, что в них идет какая-то очистительная работа, которая делает их лучше и сильней. Им кажется, что их локус в это время стоит внутри них, на месте. Им кажется, что они ощущают и даже несут(!) ответственность за свое поведение.

К самобичеванию прибегает человек, когда он ничего не может изменить (или не хочет), но хочет имитировать "расплату".

Представьте себе, что у вас взяли деньги, а вместо того, чтобы вернуть, сокрушаются и горюют громко и протяжно, прося вашего сочувствия. Примерно так же выглядит любое самобичевание.

Если человек искренне самобичуется перед потерпевшим по его вине, он надеется, что этот потерпевший даст ему отпущение, утешит его и простит. Он отдает ему контроль над своим состоянием и ждет милости. В первый момент потерпевшему может быть отчасти приятно, что его ущерб замечен и что виновник хотя бы не ведет себя нагло, а признает свою вину. Однако потерпевшему было бы приятней увидеть, что виновник не только видит ущерб, но и озадачен компенсацией ущерба, а не просто сотрясает воздух, апеллируя к своим мукам совести и душевной боли. Потерпевший потерпел, но теперь еще он чувствует себя обязанным поддерживать и утешать убивающегося на его глазах, как будто потерпевший - тот. Поэтому искренних и кратких извинений чаще всего вполне достаточно, чтобы немного смягчить обиду, а чрезмерные стоны выглядят довольно противно. Непонятно, почему вы так стонете, но не пытаетесь ничего сделать взамен.

Если же речь идет о самобичевании, которому вы придаетесь наедине с собой, здесь ваш локус улетает не в руки другому человеку (прости, приголубь), а в небо. Боженька (небушко, природушка, судьбинушка), услышь мое раскаяние, не наказывай, не сердись. Боженька, даже если его вдруг и интересует ваше раскаяние, тоже наверняка хотел бы увидеть в вас деятельного человека, а не сопливого нытика. Раскаялись немножко и хватит, начните что-то делать. Раскаяние должно быть стимулом для изменений, если это нормальное раскаяние. А не стимулом для нытья. Если вы бичуетесь и бичуетесь, бичуетесь и бичуетесь, не собираясь направить вашу энергию в полезное людям русло, становится понятно, что вы просто любите порку ждете подарков за свои стоны, вы ждете, что вас пожалеют и наградят за невыносимые ваши страдания. Самобичуясь, вы превращаете себя в жертву и надеетесь как жертва получить снисхождение и льготы. Но чья вы жертва? Собственная? Своих же бичеваний? Так сами себе и выплачивайте компенсацию. Почему этим должны заниматься другие люди и боженька?

То есть самобичующийся человек, сожалеющий о прошлом, куда путь ему уже закрыт, вместо того, чтобы сделать что-то в настоящем на благо будущего, это человек с очень плохим локусом контроля. Он ждет волевого импульса вне себя, ждет какого-то перста или пинка, чего-то извне, чтобы начать действовать. А пока он просто сидит в луже как трехлетний малыш и воет, чтобы мама прибежала, отсморкала его нос и помогла встать на ноги.

Знакомо самобичевание?

Справляетесь с этим?

ПРАВИЛА БЛОГА

Я в соцсетях:





Энергия, Эго, Границы, Локус

Previous post Next post
Up