Написала я вчера "анти-баги для начала отношений" и устыдилась. Какое там начало, если конец?
В моей стране ад и падеж скота рубля, а я про вечное глупости. Я ничего не пишу про политику, поскольку считаю, что писать лучше о том, в чем ты хорошо разбираешься. Но с другой стороны, между политикой и психологией очень много общего. Куда больше, чем кажется. И, в принципе, мне тоже есть, что сказать. На тему, кто виноват и что делать.
На какую ситуацию похож сегодняшний ад? Аналогия напрашивается простая. Народ и правительство - это жена и муж. Традиционные, само собой: он руководит, она по хозяйству копошится, в его дела особо не вникает, доверяет ему всецело. Если эта семья современная, она может и демократической себя считать, то есть равноправной. У нас мол, правительство избрано народной волей и действует сугубо в его интересах и по его благославлению. Разве это не равноправие? Однако, нет, равенство в семье определяется не формальным устройством, а тем, насколько жена на самом деле значима и независима и на самом деле оказывает влияние на дела семьи, а не просто охотно соглашается со всем, что делает муж, считая, что да, это ее воля, конечно. Например, решает он весь семейный бюджет кинуть на какую-то авантюру, пустить соседям пыль в глаза, а она да, согласна, даже радуется, хлопает в ладоши, гордится своим Васей, гордо поглядывает на соседей, мол вон он мой, какой, видали. Она верит, что раз он так решил, значит все хорошо посчитал и прикинул, и будет им от этого большая выгода. Выгода в глазах Мани выглядит просто: чтобы не хуже, чем у соседей. И когда появляются у Мани сомнения какие, ее мачо, поигрывая красивыми мускулами и подмигивая, говорит ей ласково: "Доверься мне, глупая" и улыбается такой светлой улыбкой, что от сердца Мани отлегает сразу: конечно, он все предусмотрел, а как же. И каждая новая его авантюра вызывает у Мани приступ романтического волнения, который начинается как тревога, сжимающая грудь, а потом рассыпается бабочками в животе. "Мм, мачо!".
Почему Маня доверяет Васе? Ну во-первых, она привыкла делить всех на своих-чужих. Свои - хорошие, чужие - наоборот. Раз Вася свой, значит он лучший. Разве может быть иначе? И конечно плохие-чужие будут бесноваться, чего им остается от зависти? Во-вторых, она считает мужа - своей половинкой, идентифицируется с ним. И поэтому если Вася вдруг плохой, ну или просто неумный, то значит дура она, она ведь - часть Васи, отдельно она себя не мыслит. А признать себя плохой и негодной - это значит погрузиться в мрак саморазрушения, поэтому ей не понятно, как это некоторые жены критически смотрят на своих мужей, это же значит - плевать в Себя. Понять, что она и муж - не одно и то же, Маня не может, у нее симбиоз. В-третьих, Маня доверяет Васе, потому что без Васи она очень беспомощна. С одной стороны, Вась таких - много, а с другой стороны, как понять, что не бандит и не маньяк, кругом же звери! Свой - это свой, про него уже все известно, все недостатки ясны, а новый может оказаться разбойником с большой дороги. Чем беспомощнее и напуганней Маня, тем крепче она держится за Васю. До того момента, пока Вася сам не покажет ей полную беспомощность и страх. Уж тогда она его кинет и прыгнет на первого подвернувшегося.
Но пока Вася беспомощность не демонстрирует, а хорохорится, Маня готова оправдывать любой кошмар. Например оказывается вдруг, что авантюры Васи провалились, а те, кому он показывал фак, угрожают теперь безопасности семьи. И Маня не знает, что ей делать. С одной стороны, хочется обвинить Васю, поскольку она-то и трудилась в поте лица, и верила ему, и была хорошей женой, не предавшей мужа, несмотря на все его дерзкое поведение (и даже гордилась им, чего уж там), с другой стороны очень хочется верить, что Вася свое обещание по защите Мани выполнит, не даст их семье упасть в грязь лицом, а голодным деткам пойти по миру. Когда ужас и боль Мани достигают предела, а Вася все еще держится молодцом, она начинает думать так: "Что же я, глупая, паникую, вот уж верно говорят, все бабы - истерички. Он мужик, ему видней, он не мог все это не предусмотреть, это его мужская работа - руководить, у него есть план, мудрый, красивый, дерзкий план, план Победителя, очень скоро будет понятно, зачем нам это все. Нельзя не доверять мужу! Нельзя предавать себя!" И тогда сердце Мани опять наполняется теплотой и светом, и она чувствует силу.
А что же Вася? Он действительно авантюрист, пустивший на ветер семейные деньги? Может и авантюрист в какой-то мере, а может его бизнес прижали со всех сторон монополисты, а потом кредиторы в угол загнали, и вместо того, чтобы потихонечку выбираться из финансовой ямы ползком, Вася решил распрямиться и идти ва-банк, а получилось только хуже. Сейчас я не хочу обсуждать, мог бы Вася вытянуть бизнес свой или не мог, в чем была его ошибка и гулял ли он вместо работы от жены на стороне, поигрывая мускулами, или трудился в поте лица. Я судить об этом однозначно не могу, предоставлю это экономистам. Я смотрю как психолог. Обычно, ни в одной семье, оказавшейся в такой истории, муж не бывает злодеем и не хочет ничего плохого, а хочет только хорошего. Получается у него или нет, другое дело. Не могу я так же сказать, вытянет Вася семью из экономического тупика или будет убеждать Маню, что жили они не по средствам и теперь нужно потуже затянуть поясочки и трудиться на голодном пайке, а может потеряет разум и, почистив охотничье ружье, кинется с ним на врагов. Не могу сказать, но надеюсь на самое разумное поведение и минимум ущерба для всех сторон.
Сказать я хочу о другом. Почему Маня оказалась в такой ситуации? То есть почему она хлопала в ладоши, а теперь сидит в шоке? Если Мане убрать внешний локус контроля и перестать обвинять Васю, ответ на этот вопрос знают все мои постоянные читатели. Потому что Маня - очень зависима. А почему она зависима? Правильно. Потому что она плохо интегрирована в окружающий социум и имеет мало взаимополезных связей.
Чем слабее экономика страны, то есть внутренние ресурсы (это развитые изнутри связи с миром!), тем более зависим ее народ от влияния сверху. Он будет поклоняться лидеру, в тайне ожидая от него не столько хлеба, сколько зрелищ (потому что стресс нужно снимать). Но в одну минуту такой народ может возненавидеть и проклясть своего кумира. Нет ничего более изменчивого, чем любовь слабого человека. Не имеющий собственных опор человек в состоянии паники быстро поддается влиянию того, кто поманил, пообещав спасение. Такой человек всегда делит людей на своих-чужих и ждет от чужих угрозы. Свои-чужие могут меняться, но деление остается всегда. Он может быть очень агрессивен, потому что считает, что агрессия - лучшая защита, и покажи он слабость - уничтожат. Такой человек всегда идентифицирует себя с сильным лидером и считает его и себя - единым целым, поскольку собственного осознанного Я у него нет. Он может быстро сменить лидера и будет так же поклоняться новому сильному (или презирать слабого), а старого ненавидеть. Сила-слабость - идея фикс такого человека, потому что он слаб и пытается от своей слабости избавиться. Никого такой человек не ненавидит больше, чем того, кому он поклонялся раньше, но был разочарован. Он будет годами развенчивать и развенчивать этот культ, поливая грязью и рассказывая интимные подробности. Он делает это не со зла, а от боли, но боль у такого человека проявляется вот так, как лютая злоба. Иногда, правда, он направляет свою злобу на себя и быстро себя уничтожает, что не менее печально.
Никакие равные отношения для такого человека невозможны. Он будет либо обожать кумира, либо унижать бывшего кумира. Соседей он всегда будет либо бояться и ненавидеть, либо относиться высокомерно и похваляться перед ними. Уважение к себе и другим - свойство человека, который имеет развитые опоры. Только тогда человек лишается "рабской психологии". Для Мани выход из рабского состояния - это установить с окружающим социумом такие прочные связи, чтобы у нее всегда были деньги (не фантики), уважение и влияние (а это бывает когда полезность человека для других соответствует его притязаниям, то есть зависимость других от него не меньше, чем согласие с его условиями), и начать управлять своей жизнью сознательно, не доверяя полное управление собой кому-то, участвуя во всех общих делах. Пока Маня оторвана от социума и связана с социумом только через Васю, Вася сможет наврать сказать ей что угодно, и она поверит, поскольку сама ни в чем не участвует, ни с кем лично не взаимодействует, ничего не понимает. Она - просто рабочая домашняя лошадка и доверчиво ждет от хозяина пряников и ласки. Но упование на справедливого хозяина - большая глупость, потому что справедливый хозяин - это оксюморон. Человек либо хозяин другому, либо справедлив, то есть обращается с другим на равных. А хозяин и его раб всегда действуют друг на друга разлагающе: у раба всегда(!) растут и бродят скрытые амбиции и эти амбиции проецируются на хозяина и подстрекают его. Так хозяин хочет доказать рабу, что он не зря Хозяин. Это закон иерархического гомеостаза. Чем ниже нижний, тем сильнее проекции его амбиций, тем больше раздувается эго верхнего, тем больше иерархия и так по нарастающей.
Поэтому, когда Вася обвиняет Маню, что она сама его все время пилила, чморила и ждала от него подвигов, что это благодаря любви к ней он ввязался в авантюру, поскольку она постоянно давала ему понять, что отдала лучшие годы и не хочется перед соседями в грязь, Вася говорит правду. Но и Маня не виновата, она просто слишком зависима. И на мой скромный взгляд, первое, что эта чета должна сделать, - помириться с соседями, ближними и дальними. Иначе никакой интеграции им не видать.