В то время, как женщины жалуются, что мужчины ненадежны, в смысле - бабники и подлецы, мужчины заявляют, что женщины невыносимы, в смысле - стервы и истерички.
Тем и другим часто совершенно не очевидно, что одно тесно связано с другим, а если и понятно, не ясно, что с этим делать. Например, мужчины пытаются изо всех сил демонстрировать надежность, но очень скоро чувствуют перегруз и потребность кинуться во все тяжкие. Или женщины изо всех сил стараются не быть стервами, но вскоре ощущают, что подавленные эмоции разрывают их на части, и проще устроить скандал.
Я, пожалуй, приведу пример, как можно разбираться в причинах проблемы, а не следствиях.
Когда мужчины устают от «невыносимости» женщин, они буквально имеют в виду, что женщин трудно на себе нести. Не важно, что в этот же самый момент женщины говорят, что «все» тащат на себе. Женщины тащат «все», а мужчины - самих женщин. По крайней мере, они так себя воспринимают, но нести хотят легкую нимфу, а не брыкающуюся лошадь, норовящую заехать копытом в лоб. Неудачливые рыцари, скинувшие ношу на полпути, жалуются на то, что женщины сами не знают, чего хотят, что их поведение не подчиняется логике, что они могут выкинуть что-то абсурдное, обидеться на ерунду, устроить на пустом месте истерику. А еще про стервозность женщин и про то, что они не ценят хорошего отношения, поэтому с ними нужно вести себя очень жестко и очень последовательно, иначе заморочат голову и сведут с ума противоречивыми посылами.
Мужчина, который пытается выполнять все желания женщины, обрекает себя на ад: она разоряет его материально и эмоционально, а потом жестоко кидает, унизив и изменив. Это главная мужская страшилка, ее можно видеть в классике из века в век, уже у Овидия, а откровеннее всех описал ее Мазох в своей «Венере», недаром это нелепое произведение живее живых: Мазох назывался современниками вторым Тургеневым, несмотря на всю пропасть в художественной ценности, а теперь и вовсе Тургенев у многих пылится, а Мазох перечитывается, пересказывается, экранизируется. Если вы отправитесь на любой пикаперский форум, вы услышите все ту же страшилку: нельзя подчиняться женщинам, нужно их мягко или жестко гнуть, только тогда в паре будет стабильность. (Самые умные пикаперы понимают про баланс, но такие пикап уже переросли) Одним словом, когда мужчина пытается обеспечить женщине желаемую ею «надежность», он нередко считает, что в первую очередь должен побороть демона в ней, укротить и смирить ее стервозное начало, то есть видят источник главной ненадежности в ней самой. Некоторые женщины любят подыгрывать, предлагая себя «укротить», а некоторые и не подыгрывают, а искренне считают, что в них живет стерва. Иначе как объяснить, что им время от времени «беспричинно» срывает крышу, откуда ни возьмись появляется злость и гнев, которые без следа пропадают, если мужчина не поддается на истерику и действует мягко, но твердо. Поэтому женщины часто пишут и говорят, что им нужен мужчина, который будет сильнее, чем они, и сможет «держать их в узде». Никто не хочет насильника, разумеется, но мягкого "укротителя" - увы, многие.
Классическую стратегию укрощения стервы описал еще Шекспир. Его Катарина была та еще истеричка, настоящая бесноватая, лупила младшую сестру и разбивала тяжелые предметы о головы своих учителей, и даже жениху сразу же заехала по морде, а он как истинный дворянин не мог ей ответить тем же. Поэтому жениху пришлось гнуть ее не физической силой, а изощренным моральным насилием. И конечно, она согнулась и влюбилась. Когда китайцы полвека назад потрясли мир тем, что виртуозно промыли мозги нескольким американским лазутчикам, заставив их стать страстными поклонниками своего режима, и это долго обсуждали газеты, их методы не были тайной уже много веков. Шекспир по пунктам расписал, как быстро промыть мозги человеку.
Во-первых, его нужно поставить в ситуацию полной физической зависимости (чтобы не сбежал), во-вторых, лишать сна и пищи, чтобы расшатать нервную систему (здесь Шекспир ссылается на охотников, приручающих соколов для охоты), в-третьих, держать в постоянном напряжении (не просто в страхе, а поразить нелогичностью и непредсказуемостью поступков, чтобы полетели все шаблоны и не осталось логических опор, а только страх), в-четвертых, добиться транса от психического перегруза, в-пятых, протянуть руку и дать четко понять, что любовь и преданность - лучший способ получить безопасность и корм, и чем больше эта любовь, тем лучше. Китайцы исследовали, а Шекспир провидел, что психика человека настолько резво обновляет поток сенсорной информации, что при тотальном воздействии, очень быстро перестраивает все ориентиры.
Надеюсь, рассказ про Шекспира и китайцев не вызовет, как обычно, приступ женской паники и криков "волки!". Важно обратить внимание всего на один момент: чем меньше зависимость человека от кого-то, тем меньше у того шансов хоть что-то этому человеку внушить. Тотальный промыв мозгов возможен только при абсолютной зависимости. Женщины могут считать себя в безопасности, если будут помнить о том, что у них должна быть своя работа, свои профессиональные цели, свои творческие планы и вообще много своего.
Мне в данном случае интереснее рассказать не столько о том, чем рискуют женщины, которые позволяют себя укротить и сделать зависимой и покорной, а чем рискуют мужчины, которые идут по пути укротителя, и думают, что зависимость женщины - лучший способ построить стабильный брак. Есть очень много способов (простые и посложней, для начинающих, мастеров и виртуозов) пробудить интерес человека и задержать на себе его внимание, а потом заставить это внимание набирать обороты.
Сначала такая стратегия кажется мужчине правильной: чем меньше у женщины подруг, друзей, чем меньше она увлечена работой, тем больше ее внимания посвящено мужчине и тем более она влюблена. И наоборот: чем больше она влюблена, тем больше внимания ей хочется ему посвящать, а работа интересует все меньше, друзья исчезают, подруги перестают волновать. Если в начале отношений она могла стервозничать, пытаться строить мужчину, динамить его и даже задевать, как будто проверяя на прочность, теперь она превратилась в идеальную половинку, согласную на все и смотрящую в рот. Раппорт, как говорят НЛП-ишники, достигнут. Этот раппорт может даже начать напрягать мужчину, который не готов к серьезным отношениям, и в этом случае мужчина может начать отбрыкиваться и этот раппорт разрушать, доставляя влюбленной женщине муки. Однако, если его интересует создание семьи с ней, если женщина кажется ему достаточно красивой, умной, подходящей ему во всем, и он сам не против стать мужем и отцом, такой мужчина может заключить, что все идет просто великолепно, и это здорово, что он заменяет любимой весь мир. Недостатки этого видны далеко не сразу, если он и сам готов проводить много времени вместе. Если же он увлечен работой и спортом, он может заметить, что иногда лишняя зависимость женщины выходит боком. Она слишком грустит, когда он задерживается, ей все время скучно без него, она излишне ревнива, хотя и просит за это прощения. Как будто укрощенный демон все время пытается вылезти и испортить жизнь.
Логично, что в такой период у пары возникает мысль о желательной беременности. Мужчине кажется, что ребенок займет лишнюю энергию его жены и даст ему немного свободы от ее контроля, а их паре дополнительную связь и стабильность. И когда беременность возникает, это все действительно выглядит так. Увы. Вскоре многие мужчины, особенно эгоистичные, начинают ощущать недостаток внимания. Требовательность и претензии женщины возрастают, ведь женщина начинает больше переживать за будущее, а вот внимания в виде восхищения и обожания становится куда меньше. Она много времени посвящает общению с другими молодыми мамами, читает, смотрит, думает только о ребенке и о том, как получше свить гнездо, и почти перестает интересоваться сексом. Или не перестает, но все уже как-то не так. В центре внимания - отнюдь не мужчина. Если же при этом женщина продолжает работать и уставать, требуя больше заботы, мужчина может почувствовать себя на заднем плане, так, как будто женщина получила от него, что хотела, поймала в капкан, и теперь он ее не интересует как мужчина, а интересует только как кормилец ребенка и материальный ресурс.
И мужчине снова кажется, что необходимо усилить ее зависимость, лишить оставшихся опор и тогда она будет к нему внимательней. Ему кажется, что причина возникших проблем - в ее остаточной независимости, она считает ребенка не его, а своим, и в ссорах намекает, что может и сама справиться, если вдруг ему это не очень нужно, пожалуйста, он может быть свободен, она не настаивает, она хочет быть вместе только на своих условиях, а не так. Вместо того, чтобы разделить с женой ее страсть к начинающемуся материнству, а ей дать возможность собственной опоры, чтобы она пришла в адекват (лучший и даже единственный способ победить "стервозность") многие мужчины думают наоборот, о том, как бы выбить из-под ног женщины все опоры и гарантировать себе контроль над ситуацией, в которой начинается хаос. Женщины даже не представляют себе, какая паника в это время охватывает многих мужчин: с одной стороны демон в женщине пытается согнуть его и заставить прислуживать, то и дело шантажируя уходом или просто слезами (и ребенок тоже страдает), с другой стороны унылый вариант - бросить ребенка и остаться на всю жизнь подлецом и злодеем. В таких условиях мужчины боятся слишком сильно вовлекаться в отцовство, чтобы не дать манипулировать собою еще сильнее, и вместо сближения больше отстраняются. Но чтобы обеспечить контроль над ситуацией, активно ищут способы обратить жену в еще большую зависимость. И материальную, и эмоциональную.
Делают это мужчины иногда тупыми, а иногда даже очень тупыми методами, к сожалению, довольно эффективными на ранних этапах и потому живучими. Например, они могут опускать жене самооценку, чтобы она не слишком надеялась на свою независимость, и побольше ценила их. Чтобы обрубить пути к болезненному шантажу ребенком, они могут давать понять, что ребенок их меньше интересует, чем ужин и секс. Они стараются выглядеть конченными циниками и пофигистами, чтобы дать отпор попытке дергать их за чувства. Или могут намекать, что есть и другие женщины, которые были бы рады их накормить и полюбить. В состоянии беременности для женщины такие заявления подобны выбиванию скамейки из-под ног, когда на шее петля. Однако, вместо того, чтобы расценить это все как предупреждение, что нужно усилить собственную независимость и искать опоры, многие в панике объявляют капитуляцию. Женщина соглашается с тем, что она несет ответственность за отношения, идет на любые условия мужчины и будет стараться вести себя так, чтобы мужчина хотел оставаться ей мужем, а ребенку отцом. В этот момент у мужчины создается ощущение, что строптивая окончательно укрощена и стабильность брака обеспечена на годы вперед. Так же он утверждается в правильности выбранной стратегии. Но это печальное заблуждение. Обеспечена ему не стабильность, а партизанский отряд, собирающий в лесу боеприпасы и ожидающий возможности начать войну.
Про то, что ожидает укротителя дальше, в следующей серии.