Всегда, когда короне предлагают выбор: научиться чему-то или позолотить зубцы, она выбирает второе.
Большинство отвечающих на
этот вопрос захотели узнать про этику хищников и их расплату, а не про их навыки.
Казалось бы, зачем этим людям этика хищников, они-то ведь сами не хищники, но узнать, оказывается, очень важно. Во-первых, убедиться, что зелен виноград и быть коварными соблазнителями плохо (как будто это грозит), во-вторых, утвердиться в том, что высокая этика и низкая привлекательность идут рука об руку. Наверняка такие мотивы были не у всех, у кого-то философские скорее. И все-таки эту тенденцию я всегда наблюдаю, о чем бы речь ни шла. Хотите прочитать новое о психологии и о том, как страдают психологи от своей работы? Второе куда интересней, правда же?
На самом деле, этика хищников ничем особенно плохим не отличается. Они не хуже большинства людей. Они не более мелочны, не более жадны, а завистливы и трусливы даже менее, чем многие другие. Большинство людей считают себя сострадательными, но за состраданием их - плохие личные границы. Они боятся отказать, не смеют, хотя могут ненавидеть тех, кому помогают. А могут любить, потому что присваивают, считают частью себя, что тоже к состраданию имеет не много отношения, скорее к попытке себя усилить, присовокупив к себе "своего". У хищников личные границы очень хорошо очерчены. Они не берут на себя чужой ответственности, но и своей не отдают. Это с этикой не связано, это приобретенное в детстве и развитое во взрослом возрасте качество, очень полезное само по себе, поэтому и награждаемое таким обаянием в глазах других.
Вообще, у всех, кто считают, что хищники несут ответственность за то, что их жертвы отдают им деньги (не под пистолетом и даже морок весьма условен, в сознании, хоть и в аддикции), плохие границы. И с локусом беда. Вы считаете, что жертвы хищников - умственно-отсталые дети (за которых надо нести ответственность), а это - состоятельные взрослые люди, нередко очень хорошо разбирающиеся в бизнесе. То есть это не тот народ, на который вам надо смотреть сверху, сочувственно и перекладывать ответственность на хищников. Если жертва очаровалась и ушла в сильный минус, вырастив к хищнику аддикцию, это значит только то, что ее желание обладать привлекательным хищником оказалось сильней ее воли и разума. Если бы хищники пользовались нищетой, детским возрастом или старостью, беззащитностью жертв как некоторые мошенники, их поведение было бы куда хуже. Оно было бы неэтичным, жалким и мелочным. А жертвы хищников - не только не слабы, но и сами хищники чаще всего, просто в другой области. И когда вы с жалостью смотрите на этих людей, вы либо тешите свое величие, либо путаете границы ответственности.
То есть хищники - довольно обычные люди с этической точки зрения, не хорошие и не слишком плохие, просто у них есть талант нравиться и не просто нравиться, а пленять, который становится для них искушением и мешает прокачивать важные ресурсы. Обратите внимание, неправильно формулировать проблему: "хищники ничего не умеют, кроме как влюблять людей", многие умеют что-то лучше вас, но просто они слишком хорошо умеют очаровывать и поэтому начинают вести паразитический образ жизни. Большинство людей тоже с удовольствием ведут паразитический образ жизни, как только предоставляется такая возможность, но возможность предоставляется очень редко, а если предоставляется, стоит дорого. Паразитов спихивают со своей шеи, их унижают, на них смотрят сверху, им все время дают понять, кто они есть. Поэтому быть паразитом очень несладко. Лучше уж скромно жить, но чувствовать себя человеком. Если бы паразит мог чувствовать себя на высоте, получать одобрение, восхищение и поддержку со всех сторон, большинство с удовольствием оставались бы паразитами всегда. Мало у кого хватило бы духовной силы оттолкнуть дары и пойти копать землю мотыгой. Не заблуждайтесь, пожалуйста. Умозрительно очень легко отказаться от того, чего никто не предложил.
Паразитами себя хищники, правда, не считают. Это их слепое пятно, благодаря которому они и не прокачивают работу. Они считают себя продавцами счастья. Кем-то вроде поэтов. Поэты пишут лирику, а им за это дают деньги и любовь. Люди говорят хищникам, насколько счастливы рядом с ними, поэтому у них нет повода испытывать сомнения в своей ценности. Если они и доставляют страдания, то уходя от человека, а присутствуя рядом, наоборот. То есть в картине мира хищника: он - благо, его отсутствие - зло. И они не слишком далеки от правды, хотя и однобокой. Они считают счастьем кайф, потому что сами не имеют представления о полноценном счастье.
Перед кем хищники действительно виноваты, так это перед собой. Они не реализуют свой личностный потенциал в профессии, в семье, во взаимной любви. Их этика отнюдь не низкая, она обычная, заурядная вполне, а нужна высокая этика, чтобы перешагнуть через искушение и отказаться использовать свой талант таким вот образом. То есть будь у них духовная сила, они бы справились, но они обычные люди, не особенно сознательные в этом смысле, даже где-то ленивые, инертные как многих из нас, идущие по пути наименьшего сопротивления.
Самая близкая аналогия, которая приходит мне в голову, это дети очень богатых родителей. Многие из них ленятся учиться в вузах (на уровне школы все еще нормально более-менее, у учебы в школе другой мотив), не могут получить никакой нормальной профессии и всерьез увлечься каким-то важным делом. Из-за широкой доступности благ ничто не может стать для них системой поощрения, а чтобы прокачивать какой-то ресурс, надо сначала довольствоваться очень малым. Как довольствоваться малым, когда просто так дают многое? Мозг бунтует против поощрения, которое совсем не нужно. Перекормленное животное невозможно подманить куском хлеба, оно даже и не взглянет в эту сторону. Это становится своеобразной расплатой для родителей, которые старались заработать побольше денег, часто жестко и безжалостно подходя к социальной конкуренции "ради своих детей".
Многие родители не понимают, что если завалить ребенка заботой, у него не будет стимула делать что-то самому, если завалить его материальными благами, у него не возникнет никаких профессиональных амбиций. У родителя есть стимул приумножать свое добро, потому что его ресурс экономики уже прокачан, а у ребенка ресурс экономики - чисто внешний, он ничего не хочет приумножать, только тратить и то без удовольствия, компульсивно.
Дети богатых родителей нередко влюбляются в мелких хищников и хищниц и страдают от несчастной любви, потому что в этой области родители никак не могут обеспечить им успех, а переживать стресс от отказа избалованные дети не привыкли, стрессоустойчивость их близка к нулю. Все люди с низкой стрессоустойчивостью - почти готовые аддикты. Любовные и химические аддикции - обычный спутник золотой молодежи, не каждого, но очень многих. И все это происходит по причине фрустрации главных ресурсов из-за высокого порога поощрения (деньги и так есть, нет мотивации работать, тусовка и так вокруг собирается, нет мотивации учиться завоевывать внимание и так далее).
Хищники от аддикций практически никогда не страдают (устойчивы к аддикциям настолько, что могут принимать алкоголь и наркотики, но зависимости не возникает), потому что прокачивают имидж все время и связанное с ним здоровье, и секс, и коммуникацию на разных уровнях, эго довольно крепкое, энергии хватает для выхода из любой случайной ямки. Но они совершенно демотивированы по части работы и учебы, в общем, тоже. Это и есть главная этическая расплата. Достиг совершенства в плане паразитизма, настолько красиво, что не паразит, а как бы барин? Не сможешь работать.
Я уверена, многим людям такая расплата кажется смехотворной: хаха, вот так беда, получать деньги просто так и никогда не работать. Но во-первых, деньги они получают не просто так, трудиться мозгами и телом все-таки приходится (к счастью, поэтому в тонусе все время, а иначе валялись бы в депрессии), а во-вторых, большинство людей просто не представляют себе, что такое не испытывать ни малейшего интереса ни к какой профессиональной деятельности, не хотеть делать ничего для общества.
Психологам хорошо известен феномен быстрого выгорания пенсионеров (особенно мужчин). Человек уходит на пенсию и начинает болеть всем подряд, его организм осыпается, даже если раньше он чувствовал себя хорошо. Это происходит не со всеми пенсионерами. Если есть какая-то задача у человека, похожая на профессиональную (строить дом, воспитывать внуков, не просто на подхвате, заниматься творчеством) он может чувствовать себя хорошо. Но большинство пенсионеров испытывают на себе этот эффект. Они могли ждать пенсию и даже мечтать о ней, у них могут быть неплохие сбережения, рента или нормальная помощь детей, и все равно они нередко погружаются в депрессию. Теряется стержень, поскольку профессиональная идентификация - очень важная его составляющая. Кто ты такой в обществе, чем ты полезен, что ты умеешь, кем тебя считают. Для многих эти вещи остаются вне сознания, но влияют они на всех.
Собственно, вот в этом нежелании и даже невозможности работать и заниматься чем-то еще, кроме бесконечной рыбалки, и состоит расплата хищников. И зло они причиняют, в основном, себе, а не кому-то. Другим они причиняют такое же примерно зло как любое удовольствие, которое начинают потреблять в нездоровых объемах. Можно бороться за запрет алкоголя, вкусовых добавок, моды, интернета, всего, что доставляет кайф и может превратиться в зависимость. Но лучше бороться не против искушений, а за способность людей становиться сильней и владеть собственной волей. Если все искушения убрать от человека подальше и создать ему тепличные условия, он ведь совсем превратится в кисель.
А вы понимаете глобальную роль профессии и творчества для личности? Или тоже есть ощущение, что можно быть счастливым без этого, одним лишь праздным существованием?