Об эго-интеграции

Feb 27, 2014 17:30

Ранние посты о каннибализме в этом жж я закрыла, потому что чтение этих постов в отрыве от всего контекста, к сожалению, многих приводит к очень вредному представлению о том, что любое дурное состояние человека связано с каннибализмом его близких.

На самом деле, каннибал - это наиболее редкая причина энергетического истощения. Чаще всего человека истощает ситуация, в которую он попал и утратил опоры, либо попадая в такие ситуации с детства, не сумел пока опоры обрести.

Возможно, когда люди приходят рассказывать, как их «кушают», «сжирают» и «высасывают кровь», они и имеют в виду, что ситуация отношений такова, что они обессилели, но очень хочется обвинить в этой ситуации партнера, поскольку альтернатива этому - только обвинение себя. Обычно люди так и мечутся между обвинением себя и партнера, и одно другое стимулирует. Когда человек обвиняет себя, он гнобит себя и унижает, думая, что это поможет ему «собраться» и «что-нибудь сделать». Если собраться так и не удается, а аутоагрессия доходит до какого-то болевого порога, человек в ужасе созерцает руины, которые сам же с собой и сотворил. В этом случае его охватывает ужас и так как себя он уже обвинять не может, он начинает ненавидеть партнера и обвинять его. Как только ненависть к партнеру в свою очередь доходит до порога, когда хочется его убить и стереть с лица земли, человек останавливается и опять начинает ненавидеть себя, поскольку это кажется более безопасным. И так по кругу. Из описаний этого цикла понятно, что если не ненавидеть партнера, цикл ненависти к себе не будет педалироваться.

Самым конструктивным восприятием истощающей ситуации будет такое восприятие, при котором человек с одной стороны сохраняет или даже восстанавливает локус контроля, то есть берет на себя ответственность за происходящее, но при этом не испытывает чувства вины и ненависти к себе за то, что попал в эту ситуацию. Есть большое искушение отказаться от локуса контроля, представить себя беззащитной жертвой обстоятельств, это снижает стресс и аутоагрессию, однако отказаться от локуса контроля, это значит лишить себя оставшихся опор и тех перил, взявшись за которые можно выбраться из ямы. Беззащитная жертва обстоятельств чувствует себя невинно как маленький ребенок, однако она остается в беззащитном состоянии и ждет помощи со стороны. Придет ли эта помощь и как скоро она придет, не известно. Вот почему люди так часто переходят из беззащитного состояния жертвы в состояние ненависти к миру, который слишком жесток и равнодушен, потому что не приходит к ним на помощь.

Как же сделать так, чтобы сохраняющаяся ответственность за свою жизнь не вызывала приступов аутоагрессии, то есть агрессии обращенной на себя самого? Для этого необходим дополнительный внутренний рычаг, который я опишу с точки зрения классического подхода и социальной экологии (Олпорт, Мадди, Тиллих, Леонтьев), чтобы не вводить пока новых понятий. Мадди называл этот рычаг «вызов», он считал, что жизнестойкость обеспечивается интеграцией трех качеств: локус контроля, вызов и стабильно высокая самооценка. Интеграция этих эго-частей означает, что ни одно качество не действует само по себе, каждое действует одновременно с другими. Выше я описала, что сам по себе локус контроля может не создавать никакой опоры, поскольку человек, беря на себя ответственность, начинает себя же и обвинять чуть что, снижая самооценку и теряя энергию. Локус контроля приносит положительный эффект только если работает одновременно с готовностью принять вызов. Что это значит?

Готовность принять от жизни вызов базируется на таком восприятии жизни, при котором человек чувствует себя ее любимым учеником. То, что на жизнь как на инстанцию проецируется родительское отношение, - классическая идея современной психологии. Однако, жизнь не должна восприниматься как нежная и всепрощающая мать (или злая мачеха) и не должна восприниматься как суровый и карающий отчим (или добродушный папаша), она должна восприниматься как идеальный воспитатель не младенца, а взрослого человека - любящий, мудрый учитель, готовый в чем-то иногда оказать поддержку, но в основном стремящийся дать свободу и самостоятельность, а главное - нагрузку для формирования новых способностей и тренировки духа. Если человеку удается воспринимать жизнь именно так (а это требует определенной привычки и смены настроек) то в случае любой невзгоды, он сохраняет запас оптимизма, не теряет локус контроля, но и не считает себя виновником происходящего. Никто не виноват в том, что жизнь подкидывает все новые и новые испытания, это закон развития, это свойство живой системы встречать и преодолевать преграды, адаптируясь и изменясь. Спрятаться от проблем означает сойти с дистанции жизни. По жизни надо идти, выполняя все ее квесты, а если произошел провал, воспринимать это не как свою вину, не как вину чужую, а как ситуацию, в которой были допущены какие-то ошибки, а еще лучше как ситуацию, которая по какой-то причине оказалась не по силам и это нормально, если человек не претендует на статус супер-героя, то есть его самооценка не завышена до небес. Причины могут быть вполне объективны и невозможность решить проблему является вызовом для умения спокойно и честно признать свое поражение (еще лучше с юмором), отложить нерешаемый квест на время или навсегда, заняться другими проблемами. Это тренировка необходимой скромности и отсутствия эгоцентризма, то есть отказ от представления о том, что весь мир должен вращаться вокруг эго. Правильное принятие поражения и есть самый большой выигрыш данного квеста. Интеграция локуса контроля и готовности принять вызов по исследованиям социальных экологов обеспечивает жизнестойкость, то есть те самые внутренние ресурсы. Сами по себе правильные установки и взгляды ресурсов не обеспечивают, но они помогает удерживать то, что накоплено и правильно распределять.

Способность взять на себя ответственность, принять от жизни вызов, позволяет сохранять стабильной и третье качество триады эго-интеграции - адекватную стабильную самооценку. В свою очередь правильная самооценка способствует поддержанию первых двух качеств, и все вместе составляет динамическое ядро личности. Отдельно от локуса контроля и принятия вызова, высокая самооценка, во-первых, бесполезна, во-вторых, невозможна, а если и возможна, то опираясь на иллюзии. Иллюзии требуют не только постоянного вложения энергии, но и постепенно изолируют человека от мира, поскольку он начинает избегать всего, что его иллюзии рушит, а рушит их сама жизнь. Так например, человек, чья высокая самооценка опирается на иллюзию своего авторитета, вынужден обходить людей, которые его не уважают, а таких большинство, либо воспринимать их насмешки и критику как зависть и агрессию. Это заставляет человека совершать очень много лишних движений, умственных, эмоциональных и физических, совершенно бессмысленных с точки зрения его развития и процветания. Что касается реалистичной самооценки, то есть самооценки, совпадающей с реальной оценкой людей, она обязательно должна опираться на два других качества триады: локус контроля и готовность принять вызов, иначе от любого осуждения и критики человек будет испытывать падение самооценки. Если же он готов активно влиять на свою жизнь, воспринимает жизнь как серию сложных квестов, прохождение которых приносит бонусы, он может относиться к осуждению окружающими как к временной проблеме, которую придется либо преодолеть, либо отложить в сторону и заняться другими проблемами. Его внутренний потенциал, который он скопил к этому времени, будет поддерживаться триадой эго-интеграции и сохраняться, давая ему необходимую автономию, то есть тот самый запас воли и сил, который нужен для роста.

Ресурсы

Previous post Next post
Up