Дерзкие старики

Jan 30, 2016 18:27

Интересный наметился кинотренд: дерзкие дедушки, помогающие своим внукам не быть слишком хорошими мальчиками, поймать и оседлать поток спонтанности.

Один фильм - мультипликационный "Отель Трансильвания - 2" (в российском прокате "Монстры на каникулах - 2"). Дед-вампир старается сделать вампиром своего внука, которого родители воспитывают как человека. Мальчишке не хватает агрессии, он слишком мягкий и поэтому слабый. У деда долго ничего не получается, но в конце концов у внучонка все-таки вырастают клыки и проклевывается характер вместе с умением летать и атаковать врагов.




Второй фильм - "Дедушка легкого поведения" с Робертом де Ниро в главной роли. Дед - полковник спецназа в отставке, заметив, что из его внука сделали офисного зануду, послушного сына и собираются сделать мужа-подкаблучника, восстает. Он тащит внука в веселое путешествие, где старательно рвет все его шаблоны, ежеминутно шокирует скабрезными шутками и самыми дерзкими выходками, чтобы вырвать его из состояния запрограммированной машины. Внук долго уворачивается от невыносимого дедушки, но в конце концов осознает, что чужие правила - это не то, что может сделать его счастливым.




Дед, которому вроде бы положено быть оплотом консервативных ценностей и социальных правил, символизируя Супер-эго, становится проводником Ид, собственно хаоса с присущей ему агрессией, сексуальностью и спонтанностью. Связь через поколение оказывается ближе и интересней, чем связь поколений.

Дедушки - язычники и нонконформисты, а родители - конформисты и конфессионалисты.

Важно, что пробуждение внуков в том и другом фильме происходит тогда, когда они начинают по-настоящему уважать своих дедушек и восхищаться ими. До этого момента передать опыт у стариков не получается (логично же?)

Про художественные достоинства фильмов ничего особенного сказать не могу (хоть мультфильм хороший), интересна сама постановка проблемы и свежий взгляд на роль старого поколения.

Родители захвачены процессом социализации, а старики оказываются отстраненными от активной социальной жизни (и не очень уважаемы детьми). Однако у них есть опыт, свободное время и возможность правильно расставить приоритеты перед лицом итога жизни.

Оказывается, например, что свобода дороже материальных ценностей, а творчество важней карьеры, самое главное - любовь, а не статус. Примерно так рассуждают многие подростки и находятся со своими родителями в непримиримом конфликте. А вот дедушки и бабушки их могли бы поддержать.

В упомянутых фильмах старики - очень подвижны и очень активны, вампир и вовсе никакой не старик, но все равно дедушка. В реальности пожилые люди чаще ассоциируются с занудством и пессимизмом, поскольку все хорошее у них осталось в прошлом, но это неправильно и это плохой итог жизни.

В этом смысле замечательно, что появляются такие образы стариков: дерзких, спонтанных, буквально магических (магия как синтез опыта, интуиции и знаний), которые помогают внукам реализовать собственный потенциал, не вписываясь в конформные шаблоны.

К старости может выясняться, что многое из того, что казалось важным, оказалось шелухой. И это открытие достойно того, чтобы передать его юному поколению. Пусть даже без шелухи оно все равно не обойдется, но ориентиры может расставить немного лучше.

В общем, побольше бы кинообразов бабушек и дедушек (жду теперь фильма про бабушку и внучку), которые не только живут яркой и полной жизнью в старости, но и имеют со своими внуками особую близкую связь. Глядишь, и старость перестанет восприниматься как деградация и упадок. Физически это может быть и закономерный упадок, а вот в духовном, философском и творческом смысле должно быть не так.

Кино

Previous post Next post
Up