Вижу в ленте много упоминаний повести Тургенева "Вешние воды".
Да, Полозова, конечно, хищница, никак иначе. Тургенев в хищных женщинах очень хорошо разбирался, у него и самого в биографии были такие. Потом об этом поговорим.
Эту хищницу я уже упоминала раньше в постах, но мы не разбирали ее подробно.
А теперь можем попробовать.
(
Read more... )
состояние Санина в момент разговора полушепотом с Полозовой в ложе театра
"А Санину казалось, что ему в голову опять стал подниматься тот чад, от которого он не мог отделаться вот уже второй день."
В этом состоянии Марья Николаевна устраивает провокацию
"- Право, это странно, - заговорила вдруг Марья Николаевна. - Человек объявляет вам, и таким спокойным голосом: «Я, мол, намерен жениться»; а никто вам не скажет спокойно: «Я намерен в воду броситься». И между тем - какая разница? Странно, право."
Реакция Санина на это с выходом из границ - оценкой её брака и поведения в браке
"Досада взяла Санина.
- Разница большая, Марья Николаевна! Иному броситься в воду вовсе не страшно: он плавать умеет; а сверх того... что касается до странности браков... уж коли на то пошло...
Он вдруг умолк и прикусил язык."
Героиня возмущается этим упреком
"Марья Николаевна ударила себя веером по ладони.
- Договаривайте, Дмитрий Павлович, договаривайте - я знаю, что вы хотели сказать. «Уж коли на то пошло, милостивая государыня, Марья Николаевна Полозова, - хотели вы сказать, - страннее вашего брака ничего нельзя себе представить... ведь я вашего супруга знаю хорошо, с детства!» Вот что вы хотели сказать, вы, умеющий плавать!
- Позвольте, - начал было Санин...
- Разве это не правда? Разве не правда? - настойчиво произнесла Марья Николаевна. - Ну, посмотрите мне в лицо и скажите, что я неправду сказала!"
реакция героя на действия хищницы по защите себя
"Санин не знал, куда деть свои глаза.
- Ну, извольте: правда, коли вы уж этого непременно требуете, - проговорил он наконец."
и затем
"Марья Николаевна покачала головою.
- Так... так. - Ну - и спрашивали вы себя, вы, умеющий плавать, какая может быть причина такого странного... поступка со стороны женщины, которая не бедна... и не глупа... и не дурна? Вас это не интересует, может быть; но всё равно. Я вам скажу причину не теперь, а вот как только кончится антракт. Я всё беспокоюсь, как бы кто-нибудь не зашел..."
откровенное признание после антракта
"а теперь слушайте мою исповедь. Хотите знать, что я больше всего люблю?
- Свободу, - подсказал Санин.
Марья Николаевна положила руку на его руку.
- Да, Дмитрий Павлович, - промолвила она, и голос ее прозвучал чем-то особенным, какой-то несомненной искренностью и важностью, - свободу, больше всего и прежде всего. И не думайте, чтоб я этим хвасталась - в этом нет ничего похвального, - только оно так, и всегда было и будет так для меня, до самой смерти моей. Я в детстве, должно быть, уж очень много насмотрелась рабства и натерпелась от него. Ну, и monsieur Gaston, мой учитель, глаза мне открыл. Теперь вы, может быть, понимаете, почему я вышла за Ипполита Сидорыча; с ним я свободна, совершенно свободна, как воздух, как ветер... И это я знала перед свадьбой, я знала, что с ним я буду вольный казак!"
Наверное этим признанием она обходит защиту Санина. Сначала раскачала героя, дав ему почувствовать вину за осуждение ее действий, а затем снимает с него груз вины, и даже более, делает ему откровенное признание в симпатии
"- Я вам всё это говорю, - продолжала Марья Николаевна спокойным тоном, который, однако, не совсем соответствовал выражению ее лица, - потому что вы мне очень нравитесь; да, не удивляйтесь, я не шучу; потому, что после встречи с вами мне было бы неприятно думать, что вы сохраните обо мне воспоминание нехорошее... или даже не нехорошее, это мне всё равно, а неверное. Оттого-то я и залучила вас сюда, и остаюсь с вами наедине, и говорю с вами так откровенно... Да, да, откровенно. Я не лгу. И заметьте, Дмитрий Павлович, я знаю, что вы влюблены в другую, что вы собираетесь жениться на ней... Отдайте же справедливость моему бескорыстию! А впрочем, вот вам случай сказать в свою очередь: «Cela ne tire pas à conséquence!»"
Reply
"Пьеса длилась еще час с лишком, но Марья Николаевна и Санин скоро перестали смотреть на сцену. У них снова завязался разговор, и пробирался он, разговор этот, по той же дорожке, как и прежде; только на этот раз Санин меньше молчал. Внутренно он и на себя сердился и на Марью Николаевну; он старался доказать ей всю неосновательность ее «теории», как будто ее занимали теории! Он стал с ней спорить, чему она втайне очень порадовалась: коли спорит, значит уступает или уступит. На прикормку пошел, подается, дичиться перестал! Она возражала, смеялась, соглашалась, задумывалась, нападала... а между тем его лицо и ее лицо сближались, его глаза уже не отворачивались от ее глаз... Эти глаза словно блуждали, словно кружили по его чертам, и он улыбался ей в ответ - учтиво, но улыбался. Ей на руку было уже и то, что он пускался в отвлеченности, рассуждал о честности взаимных отношений, о долге, о святости любви и брака... Известное дело: эти отвлеченности очень и очень годятся как начало... как исходная точка... Люди, хорошо знавшие Марью Николаевну, уверяли, что когда во всем ее сильном и крепком существе внезапно проступало нечто нежное и скромное, что-то почти девически стыдливое - хотя, подумаешь, откуда оно бралось?.. - тогда... да, тогда дело принимало оборот опасный."
И это проявление "нежного и скромного, что-то почти девически стыдливого" в такой волевой, независимой женщине - такая сильная замануха, якобы Санин смог повлиять не героиню в ошибочности её суждений. Никто не смог, а он смог.
Reply
Это то, вопреки чему был прием.
Когда вы научитесь отличать выигрыш вопреки и выигрыш благодаря?
Reply
Взломала, обошла защиты!
Один только взлом был, в самом начале, но совсем не такой как вам кажется. Здесь его пока никто не описал.
А на этом моменте ничего она не ломала и защит никаких уже не было.
Забудьте сленг Победителя.
Выхода из границ у Санина типа косяка тут тоже не было. Было другое. Противоположное.
Reply
«- Ну, рассказывайте, рассказывайте, - с живостью проговорила Марья Николаевна, разом ставя оба обнаженные локтя на стол и нетерпеливо постукивая ногтями одной руки о ногти другой. - Правда, вы, говорят, женитесь?»
Далее Санин отмечает, что поведение барыни развязно. Но отвечает на ее вопрос, так как увидел хорошее предзнаменование для исхода своего дела.
Reply
Reply
"Она подсела к мужу и, дождавшись, что он остался в дураках, сказала ему: "Ну, пышка довольно! (при слове "пышка" Санин с изумлением глянул на нее, а она весело улыбнулась, отвечая взглядом на его взгляд и выказывая все свои ямочки на щеках) -- довольно; я вижу, ты спать хочешь; целуй ручку и отправляйся; а мы с господином Саниным побеседуем вдвоем".
Полозова отослала мужа, получается, навязала свою компанию Санину, а затем восхищалась отсутствием у того предрассудков.
Reply
Он не случайно проходившая мимо девственница,, он хочет продать ей имение и она отсылает мужа, чтобы поговорить о сделке.
Reply
Reply
Reply
Reply
- Только знаете, что мне приходит в голову?
- Что?
- Вы не рассердитесь? Нет? Она, вы говорите, ваша невеста. Но разве... разве это непременно было нужно?Санин нахмурился.
- Я вас не понимаю, Марья Николаевна.
Марья Николаевна засмеялась тихохонько и, встряхнув головою, откинула назад падавшие ей на щеки волосы.
- Решительно - он прелесть, - промолвила она не то задумчиво, не то рассеянно. - Рыцарь! Подите верьте после этого людям, которые утверждают, что идеалисты все перевелись!"
Возможно взлом границ был в этом эпизоде, когда Марья Николаевна поставила под сомнение решение героя жениться на возлюбленной девушке. Остальные диалоги вписывались в контекст их договоренности: "Но у вас товар - а я купец. Я и хочу знать, каков у вас товар. Ну-ка, показывайте - каков он? Я хочу знать не только, что я покупаю, но и у кого я покупаю."
Reply
Reply
Leave a comment