Один важный момент про женскую инициацию.
Превращение девочки в женщину психоанализ описывает как решение конфликта Электры. Суть этого конфликта в борьбе девочки с материнской фигурой за любовь мужской фигуры (отца). Только не подумаете, что речь идет об инцесте. Дело не в этом, конечно.
Дело в борьбе Эго с родительской фигурой (супер-Эго) за энергию (Ид).
То есть растет как бы личность и хочет кайфа (энергию), а общество твердит ей о долге и ограничениях, и кайфа не дает. Не дает есть шоколад вместе супа, ходить в кино вместо школы, играть онлайн вместо того, чтобы полоть грядки у бабушки в огороде. Знакомая ситуация?
Выход из такой ситуации - в эго-интеграции, я уже об этом много раз писала. Конфликт между надо и хочу, который решает любая растущая личность, решается посредством того, что важные и нужные вещи становятся любимыми и приятными. И тогда, о эврика, нет никакого конфликта, сплошное счастье и самоуважение. Самоактуализация, как это называл Маслоу.
С сексуальной инициацией и конфликтом Электры та же история. Эго (девочка) воюет с матерью (супер-Эго) за Ид (любовь отца). То есть отец в мифе об Электре не родительскую фигуру обозначает, а кайф, власть, благо, удовольствие, все то, что хочет получить девочка. А мать ей не дает. Говорит "вырасти сначала" или "сначала заработай".
Вы видели это много раз на примере девочек-подростков. Она хочет краситься и наряжаться как взрослая женщина, а ее ругают (конфликт Электры), она хочет гулять с мальчиками всю ночь, а ей не разрешают (конфликт Электры), она хочет нравиться не столько мальчикам-ровесникам, сколько взрослым мужчинам, потому что у них власть, деньги, а не у мальчиков, но ей говорят, что нельзя (конфликт Электры). В чем выход для такой девочки? Правильно, стать взрослой и самостоятельной. Как и Эдипов конфликт Электры решается зрелостью личности, не столько биологической, сколько социальной: получи образование, встань на ноги, заработай сама и спи тогда с кем хочешь, наряжайся как хочешь, гуляй хоть всю ночь. Да, на тебя могут смотреть косо окружающие (общество=родительская фигура), но если твой статус в этом обществе высок, уважение к тебе велико, ты можешь делать что хочешь. Правда будучи зрелой личностью, ничего плохого и вредного для себя и других делать не хочется. Эго-интеграция та самая.
А теперь посмотрим то же самое на примере
мифа о Коре, который описывает женскую инициацию.
В мифе о Коре девушку Кору ворует Аид (Ид, да, сам Хаос, источник безграничной энергии), а ее мать Деметра горько плачет и хочет ее вернуть. Материнская фигура, как любая родительская, как вы помните, всегда означает порядок, долг, правила, нормы. А противоположная ей фигура означает кайф, удовольствие, спонтанность. Суть инициации в нахождение баланса между порядком и хаосом, между Деметрой и Аидом, между все той же Сциллой и Харибдой, да. Везде, куда бы мы ни глянули разворачивается один и тот же миф. Есть две крайности "хочу" и "надо" и нельзя выбирать ни одной из них, каждое из них поглотит как чудовище. Либо жаркая бездна хочу-Харибды, либо холодная пасть надо-Сциллы. Нужно так измениться и такой стать, чтобы между хочу и надо не осталось конфликта. Для этого обычно приходится и надо немного ослабить, сделать не таким жестким, но и хочу не распускать, а главное развить свои внутренние ресурсы.
В мифе о Коре описывается компромисс между Деметрой и Аидом. Они не помирились, но договорились под давлением Зевса (интегрального принципа). Аид стал владеть Корой одну четверть года, а три четверти года Кора принадлежала матери. Делу время, а потехе час, как говорится. Из этого мифа каждая женщина получает ответ на вопрос, как правильно распределять внимание между любовью и всем остальным. Вот так и распределять. Одна четверть на любовь, три четверти на все остальное. И внимания, и времени, и эмоций. Эта схема примерно отражает баланс. Хотя если вы достаточно прокачаны и устойчивы, вы можете позволить себе все, но скорее всего у вас так примерно и будет получаться. А вот если собственной устойчивости не хватает, можно сверяться с этой схемой. При достаточной взаимности, в начале отношений и половина - вполне нормально. А вот три четверти - на любовь - это уже многовато. Есть опасность, что Аид, то есть аддикция вас поглотит. А если вы только и думаете, что о любимом, только и занимает вас любовь, значит Аид украл вас, и вашей Деметре (внутренней матери) нужно быстрей бежать на помощь и вытаскивать вас из-под земли.
Понятно, что основной вопрос, как не падать от контроля во фрустрацию, но это обширная тема, хотелось пока уточнить только сам этот момент.