Когда мы говорим про рыбацкие инструменты, мы всегда должны иметь в виду их спонтанность.
Спонтанность означает искренность, свободу проявления, непринужденность и даже непреднамеренность.
Очень плохо укладывается в голове сочетание слов "инструмент" и "непреднамеренность".
Поэтому в комментариях постоянно встречаются такие описания крючков и шаров, в которых видны манипуляции. А манипуляции - это худшие щипцы. Это сознательные щипцы.
Вот когда мы говорили, что у рыб два глаза по обеим сторонам головы и смотрят они ими по очереди, имелось в виду именно это: неумение увидеть, как инструмент может быть спонтанным.
На новом тесте задания будут построены так, чтобы был шанс увидеть это изнутри, а пока я попытаюсь описать это снаружи.
Чтобы далеко не ходить, приведу один вчерашний
комментарий. Подобные я читаю почти каждый день, иногда даже от лучших комментаторов.
Здесь речь идет о слезах в границах.
"Один из вариантов - плачущий человек в хищном колпачке и на самом деле гораздо более устойчивый, чем может показаться. Слезы никак не вредят его самоуважению, так как ему нужна не жалость, а показать силу своих чувств. Тут слезы большой шар. Но это возможно только в отношениях с большой СЗ плачущего. И ситуация эксклюзивная, исключительная минута "слабости". Чем сильнее человек и выше СЗ, тем больший это шар. Часто слишком большой, чтоб быть уместным."
Комментатор употребляет слова "колпачок", "шар" и даже зачеркнутое "хищный".
Но описывает манипуляции. Колпачок для нее - это некая маска, театральная роль, которая натягивается, чтобы показать что-то. В данном случае меньшую устойчивость, чем есть, притвориться слабым. И более огорченным, чем на самом деле.
Шар для нее - это нечто, что кидается сознательно, рассудочно и специально, чтобы "показать силу чувств".
С хищниками ее тем более все понятно. Они профессионально морочат голову.
И даже контекст: исключительная минута, эксклюзивная ситуация, высокая СЗ, все специально подбирается, чтобы превратить слезы в мощный инструмент.
Понимаете в какую сторону идет обучение рыбалке в этом случае?
В сторону нахождения все более изогнутых, крючкообразных и изощренных щипцов.
И многим ведь действительно кажется, что если щипцы сделать тоньше и изогнуть сильней, получится именно крючок.
Но где спонтанность?
Где искреннее чувство и щедрое намерение, без которых у вас не будет никакой энергии?
В слове "искренность" уже есть "искра", то из чего получается энергия.
Представляете, что такое действие без спонтанности? Натужное, вымученное, фальшивое.
У вас потухшие глаза, восковая мимика, мертвая пластика. Вот как выглядит со стороны ноль спонтанности. А вы пытаетесь изображать интерес, оживление, влечение.
Ваша речь не льется, а переваливается через пень-колоду, спотыкаясь на ходу.
Ваша мысль застревает тоже. Вы грузитесь и грузите, вы не шутите, а кривляетесь.
И конечно у вас нет никакого обаяния.
Обаяние - это заражение собственными эмоциями.
Это социальный механизм вовлечения одних людей другими, самыми спонтанными.
Самые спонтанные люди имеют социальное преимущество в виде обаяния.
И на этот механизм работают множество нейронов. А нейроны не обмануть.
Для заразительности эмоции должны быть живыми, органичными, ровными.
Вы вываливаетесь из границ, когда имитируете эмоции или притворяетесь.
Вы точно так же нарушаете закон, как если бы пытались расплатиться в магазине фальшивыми деньгами, да еще плохо нарисованными. Ведь актерские таланты большинства людей оставляют желать лучшего.
Станиславский даже актеров учил, что вовлечь публику невозможно, если не прожить роль изнутри, не сделать ее своей второй натурой, не наполнить ее спонтанностью.
Далеко не любую роль может прожить актер, только живую. Хороший драматург уже делает характер так, чтобы в нем была спонтанность, чтобы этот характер жил, горел и сам вовлекал в свой поток. А люди думают, что способны на ходу выжать из себя какой-то фальшивый текст и сказать его так, чтобы это имело силу. Это имеет силу, силу пластмассовых шаров и тухлых яиц, а еще силу ржавых щипцов.
В театре вас увлекает сюжет и визуальный ряд, очень редко, когда вы бываете очарованы исключительно обаянием самого героя, и на обаяние героя кроме талантливой актерской игры влияет драматургия - его поступки, обычно смелые и неожиданные для вас, потому и заразительные, а теперь посмотрите, что от этого остается у вас при натужном общении. Мусор, щипцы и немного кислых щей.
Вот почему спонтанность - это №1.
Без искренности и собственной воодушевленности даже рассуждать о рыбалке нельзя.
И давайте теперь разбираться, как спонтанность уживается с осознанностью.
Красивой и сильной спонтанности без осознанности вообще не бывает.
Без осознанности спонтанность хаотична, а значит в ней много противоречивых стремлений, которые конфликтуют и блокируют поток. Только осознанность задает спонтанности единое направление и делает ее сильной, увеличивает ее заразительную силу.
Но привычка к дуальному мышлению (или-или) позволяет думать, что вы либо спонтанны, либо осознанны, а вместе то и другое не бывает. Поженить Короля и Королеву нереально.
У рыб по очереди смотрит то один глаз, то другой. Они пытаются чередовать их быстро-быстро, как бы подмигивать все время, и им кажется, что эволюция границ именно в этом.
В примере выше комментатор представляет себе, что человек сначала выбрал выгодную линию поведения, а потом пытается "спонтанно" действовать. Например увидел, что слезы были бы сейчас красивым аккордом, подсобрался и "спонтанно" зарыдал. А до этого прикинул и СЗ свою и уместность шара и реакцию второго, в общем поработал в экселе.
Если все время пытаться подмигивать, ничего не увидишь. Уж лучше одним глазом смотреть. Как только вы выбрали линию поведения из соображений выгоды, спонтанности у вас уже ноль, и то что вы пытаетесь из себя корчить, это уже унылая картина. Спонтанность первична, и самые первые шаги к рыбалке - это немного фильтровать свои спонтанные реакции, а не придумывать из головы те, которых у вас в принципе нет. Для того и нужна хорошая рефлексия, чтобы нащупать свою спонтанность.
Понимаете, почему это так важно?
Если вы пытаетесь учиться рыбалке, не уважая по-настоящему спонтанность, не понимая, что Королева - это главная действующая сила в поле и что все остальное вокруг нее, у вас получается худшая пародия.
Искренность, живость и непринужденность - это начало начал.
Один глаз должен быть открыт и смотреть постоянно. А вот второй надо понемногу подключать к первому и учиться смотреть обоими.
Это значит, что вы понемногу фильтруете свои спонтанные реакции, понимая, что не все из них можно открыто выражать, пока многие из ваших реакций мимо границ.
Ни одной фальшивой реакции! Но из искренних - не все, а лишь те, которые вам не вредят.
Хочется что-то ляпнуть, но похоже на жирный баг, промолчите. Да, вы ограничиваете свою спонтанность этим, но меньше выплескиваетесь мимо границ. Это меньшее зло. Будете выплескиваться мимо границ, сама среда ограничит вашу спонтанность, причем вместе с вашей СЗ и ОЗ ограничит, сократит вашу территорию, поэтому ограничьте свою спонтанность сами.
Цель такой работы не сиюминутная. Главная цель - постепенно сформировать границы так, чтобы у вас вообще не возникали спонтанные желания мимо границ, как у вас не появляется желания вылезти на карниз окна и прыгнуть, вы видите обрыв и высоту падения. Так же будет и с границами, когда вы хорошо будете видеть линию своего карниза. А пока не видите, ограничивайте уже возникшие желания, если видите, что они вредят. Но никогда не изображайте то, чего нет, не врите.
Вот это первый этап эволюции: из рапана в рыбу.
Если же вы вместо того, чтобы работать со спонтанными стремлениями, начинаете "рыбачить", то есть действовать не на основе спонтанности, а на основе видимой выгоды, вы сворачиваете с пути и оказываетесь в тухлом болоте, среди глюков и ядовитых паров.
Как у рыбаков получается делать крючки?
Это мы говорим, что они делают крючки, а у рыбаков крючки сами делаются.
Делание алхимическое - это спонтанный процесс.
Все делается само, хотя и под контролем сознания.
Мы рассматриваем, как крючок выглядит, как он устроен, чем он цепляет, какой он производит эффект, но это то же самое, как поэты-романтики воспевали красавиц, описывая, что их рот создан для поцелуев, глаза смотрят так, чтобы сводить с ума, а щеки такие нежные, чтобы их хотелось коснуться. У красавицы нет намерения целоваться с каждым поэтом, сводить с ума, притягивать пальцы поэтов к своим щекам. Это поэты описывают свое влечение так, будто красавица приготовила для них много крючков.
Мы никак иначе не можем изучать рыбалку, как только рассматривая, что именно цепляет и как, но нельзя ни на минуту забывать, что у рыбака это все получается спонтанно, и все крючки - это впечатление, которое его речь и его поступки производят на других. Максимум, что может делать рыбак сознательно в момент общения - это хотеть доставить удовольствие человеку, с которым сближается. Но того же самого хотят все, кто любит, то есть видимой разницы в стремлениях нет. Но у рыбака меньше нужды и больше уважения к другим, поэтому его стремление влиять куда меньше, чем у рыбы и тем более рапана.
Если бы я хотела описать рыбалку такой, какой она выглядит изнутри рыбака, я бы писала следующее.
Симпатия рыбака к человеку разворачивает человека в сторону рыбака и привлекает его внимание.
Вот что чувствуют рыбаки. Они чувствуют, что симпатизируют кому-то и тот разворачивается к ним. И чем больше их симпатия, тем больше он начинает тянуться.
Но теперь посмотрите на это глазами рапана.
Представили, что получается?
Симпатия рыбака и симпатия рапана - это принципиально разные вещи.
В симпатии рыбака столько обаяния и даже магнетизма, что любой, на кого он обратил свою симпатию, чувствует возможность получить удовольствие, заражается этим потоком. Мы можем разложить это туманное "поток" на инструменты, что мы и делаем с переменным успехом, но не надо забывать, что для рыбака это спонтанно, он всего лишь выражает свою симпатию. Шары - это более открытые проявления симпатии, крючки - более скрытые, неоднозначные. Пики - по большому счету тоже проявления симпатии, хотя и постфактум, ведь в разочаровании есть факт былого очарования. Корм - материальное выражение симпатии. Мы рассматриваем это в микроскоп, потому что это интересно и необычно, это отличается от того, как выражают симпатию нерыбаки и особенно рапаны, к чему большинство и привыкло. Кардинально отличается. Как другая форма жизни.
Но если вы будете забывать о том, что шары-крючки-пики-корм - это условные обозначения ВПЕЧАТЛЕНИЙ от спонтанных действий рыбака, а не его рассудочные намерения и тем более не его сознательный план по захвату кого-то, вас ждет то самое тухлое болото.
Гнилое болото на реке Стикс в 5-ом кругу Ада, где дно укрывали души унылых и скучающих, людей без спонтанности.
Опишите, друзья, часто ли вас заносит в манипуляции при изучении инструментов и как удается совмещать осознанность и спонтанность?
После стадии фильтра (решета, и в словах и в поступках) начинается новая стадия, стадия синтеза, на которой уже возможен переход от рыбы к нерыбе. Но для этого границы должны в целом оформиться, а это достигается именно фильтрованием багов и постоянной правкой локуса. Это делается в процессе спонтанных переживаний и спонтанного общения, а не умозрительно и рационально.
Не торопитесь рыбачить, избавьтесь сначала от щипцов и научитесь спонтанно общаться без хлама.
Уже от этого у вас будет очень большой прогресс.