(no subject)

May 05, 2010 03:30



Читая роман Чака Паланика "Снафф" я впервые задумался, о том, что во всех его книгах совершенно в различных аспектах рассматривается тема родителей. Мне показалось, что дело не только в конфликте поколений, скорее тут было много личного, и я решил немного почитать об этом.

Отец Чака был сексуально зависимым, и сам Чак начал в ходить в группы поддержки для сексуально зависимых, чтобы понять своего отца - «Навещая отца, я всегда встречал его новую подружку. Или жену», «Я хотел знать, с чем ему пришлось жить, и почему вся его жизнь была женщина за женщиной, жена за женой».

В 1999 году отец Чака ответил на частное объявление женщины, чей бывший муж угрожал убить её и любого мужчину, с которым он её увидит - «Они поехали к ней покормить животных, перед тем как ехать к моему отцу. Её бывший муж ждал, и следил за ними по дороге». Бывший муж выстрелил в живот отцу Чака, дальше либо он сам добрался, либо убийца дотащил внутрь дома. Женщину он убил выстрелом в затылок.

«Согласно заключению, Шейклфорд несколько раз возвращался на место преступления, пытаясь устроить достаточно большой пожар, чтобы уничтожить улики. Пока он не разбил окно, чтобы дать огню достаточно воздуха. Когда пол второго этажа провалился, одеяло упало на тело моего отца, защитив его, так что только его ноги сгорели полностью».

«Медицинский эксперт говорит, что мало кто хочет видеть больше, чем первые полдюйма фотографии жертвы пожара. Он сдвигает бумагу, пока не показывается край фотографии, очень медленно, как двигается солнце, когда встаёт или садится за горизонт, и говорит мне:  «Скажите мне, когда остановиться, и я остановлюсь».  Дотягиваясь до бумаги, я говорю: «Просто покажите мне». Я говорю: «Я уверен, что видел и хуже».  Он убирает бумагу, и моя первая мысль о том, как бы отец разозлился, что они испортили такой хороший кусок фанеры, обрезав его до неправильной формы, чтобы нести его сгоревшее тело. Тело лицом вниз, ноги сгорели до култышек. Кожи нет и мышцы обожжены до черноты, мышцы с разрывами, под которыми что-то краснеет. Моя вторая мысль о том, как это похоже на цыплёнка из барбекю, с тёмной корочкой и соком под ней» [1].

Не знаю, это ли повлияло на Паланика или что-то иное.

Тема же родителей, семьи вообще часто поднимается у него и в книгах и в статьях, и особенно мне нравятся его формулировки, вроде фразы про брата «Сегодня у него прекрасная семья, он женился на ком-то другом».

Тогда мне начала приходить в голову немного иная картина мира. Я понял, что семья, родители это лишь очередное отражение общества - ничего личного по отношению к нам.

Семья просто пытается перенести в нас собственную систему норм и ценностей, воспроизводя предыдущее поколение, но с оглядкой на поколения современные. Здесь нет никакого смысла, или умысла, или глобальной идеи. Это просто кто-то давно назвал воспитанием, и их научило предыдущее поколение, а его ещё предыдущее, «мартышка видит - мартышка делает».

Но важен для того дела даже не состав семьи или вообще её наличие. Это не единичный случай, это происходит не с отдельным человеком. Любая часть системы готова взять на себя эту функцию.

Поняв это, я в очередной раз осознал, что смотрю неправильно на мир, систему, вселенную. Однако теперь как будто окружающие меня люди это тоже поняли своим коллективным бессознательным, что живу я не в их системе норм и ценностей. Наверное, неверно это будет назвать нападками со стороны системы, ведь она тоже не имеет ничего личного по отношению ко мне, но я стал испытывать жёсткий прессинг из-за этих отличий, как будто часть кричит «Не делай так! Думай, как думают другие, и делай правильно».

Совершенно внезапной оказалась для меня реакция моего иррационального - спокойствие и сожаление. Как будто моя природа и поступки оценены совершенно спокойно, а то, что всё вот так вокруг - вызывает лишь сожаление.

Единственное что затупилось за эти годы это надежда. Мне всё ещё приятно было бы увидеть встречные шаги со стороны мира, и я даже делаю всё, чтобы дать им возможность произойти, но рассчитывать на них уже не так интересно. Да, «Вселенная работает иначе» [2] и никак по-другому.

Ненормальные составляют приличную часть общества (а по суждениям психологов - так и всё общество), но в рамках данной темы найти их проблематично, если теория вероятности вообще даст им шанс.

Если бы существовал рычаг нормальности, я, скорее всего, не стал бы его дёргать, потому что это ассоциируется у меня ни с чем иным, кроме как самоубийством личности. В моём же случае рычага, точки возврата, просто не существует, а отсутствие возможности всегда создаёт конфликт. Благо я научился с ним мириться, и нет ощущения зверя загнанного в угол - а значит, нет смысла бросаться на проезжающие машины.

Остаётся удивляться лишь людям, которые стараются без понимания ворваться в систему координат и прессингом оказать воздействие с ожиданием дальнейшего изменения в личности. В таком случае отражение их эмоций, усилий, энергии становится не более чем кривым зеркалом их шор. В итоге такого сеанса люди мирно убеждают себя в своём правильном видении собеседника и даже не отслеживают изменений - настолько они любят себя.

[1] - цитаты из статей Чака Паланика, перевод В. Завгороднего

[2] - цитата из книги «Путеводитель автостопом по галактике»


Основные события, Идеи и теоретические построения

Previous post Next post
Up