ВСЮДУ ЖИЗНЬ

Dec 11, 2011 20:22

Прошел IX Международный Рождественский фестиваль искусств . Сил и времени хватило только на три спектакля: "Отморозки", "Наташина мечта" и "Дядя Ваня". Очень симптоматичные спектакли.
1. "Отморозков" смотрели на следующий день после выборов:

"Еще один нетипичный мазок, но совершенно в иной манере - "Отморозки". Татьяна Людмилина призналась, что включение в программу феста спектакля Кирилла Серебренникова по роману Захара Прилепина "Санкья" - ее личный профессиональный риск. "Надеюсь, эта неоднозначная постановка будет правильно воспринята", - добавила она.Студенты 3-го курса Школы-студии МХАТ мастерской Кирилла Серебренникова играют спектакль в формате verbatum. В течение года ребята собирали материал на улицах и площадях Москвы и Петербурга, ходили на митинги, записывали реплики, включая нецензурную лексику нацболов и стражей порядка. Мировая премьера состоялась 12 марта 2011 года в Берлине в рамках фестиваля новой драмы "F. I. N. D.", программа которого состоит из остросоциальных высказываний - вещей остросоциальных, провоцирующих, эпатажных. Театр "жестко обозначили художественными средствами нашу реальность, от которой по окончании спектакля у публики - оторопь. Где мы живем? С кем? И ради чего?" (Марина Райкина, "Московский комсомолец")."

"Отцы и дети" вкупе с "Бесами" в современной оранжировке (кстати, на сцене была живая какофония). Ничего нового, но вполне убедительно. Всех жалко. Тронуло акапелльное исполнение цоевской песни под занавес.

2. "Наташина мечта" - Достоевский отдыхает:

"Театральная программа фестиваля включает и другие, не такие нашумевшие, но неординарные постановки. В последнее время стали востребованными пьесы ученицы Николая Коляды Ярославы Пулинович, их ставят по всей стране. Центр имени Мейерхольда привозит моноспектакль Шамиля Дыйканбаева "Наташина мечта". Это "простые слова о любви и мечте, которые удивительно и непонятно превращаются в заклинания. Каждое слово не уходит в пустоту, а оседает в жесткой и рыхлой земле, где и берет свой росток. Актриса Елена Горина еще до произнесения первого слова сконцентрировано вбирает в себя энергетику, с которой приходит зритель. Здесь и сейчас она через "Наташу" ведет диалог с ним - зал, зритель, человек, современник. Не ради исповеди и "глупой" игры. А о том, от чего нам всем больно. Текст и актриса пытаются замкнуть ограниченное пространство, за которым, может быть, есть нечто большее, чем просто боль" ("Вечерняя Москва")."

Монолог девочки из детдома в зале суда (если я правильно поняла). Тоже вполне убедительно. Настолько, что зрители вставали и уходили. Я досмотрела. Тема абсолютна предсказуема, но игра понравилась.

3. "Дядя Ваня" - претензия на новую трактовку:

"О "Дяде Ване" Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в постановке Римаса Туминаса говорит вся театральная Россия. Звездный состав актеров (Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Владимир Вдовиченков, Анна Дубровская), "Золотая маска" и еще три престижные премии. Уникальность ситуации в том, что фанфары звучат не на пустом месте, что настоящее увидено, услышано и признано. Оказывается, классика не только остается актуальной, но может быть остроумной, интригующей, увлекательной, ошеломительной. Кто-то утверждает, что в эпоху постмодернизма ничего нового сказать невозможно, остается лишь повторять старые сюжеты и цитировать чужие мысли. Но Римас Туминас ставит "Дядю Ваню" так, будто до него за это никто не брался. И получилось одно из самых беспросветных прочтений Чехова последних лет.
Он "приготовил из Чехова крепкий настой с веселяще-истеричным эффектом. Даже трудно определить, что входит в состав "зелья" тончайшего производства, но действует одурманивающе… Режиссер Туминас считает, что сегодня дядя Ваня - тот вымирающий вид, воплощение не оставшейся на земле совести, которой рядом с позолоченной принцессой Турандот следует поставить памятник. Блестеть под солнцем он, естественно, не будет". (Марина Райкина, "Московский комсомолец").
"Спектакль Туминаса еще и тем замечателен и хорош, что, выйдя за порог театра, продолжаешь думать. О спектакле, его героях - точно шахматную партию, давно и не тобою проигранную, пытаешься переиграть, с середины, с конца, с начала. С золотого детства дяди Вани… Выиграть не получается. Пропала жизнь..." (Григорий Заславский, "Независимая газета").

Очень концептуальный спектакль, конечно, но картинка рассыпается. Больше всего впечатлили Астров (Владимир Вдовиченков), обвешанный чемоданами, и сам дядя Ваня (Сергей Маковецкий) в образе Чарли Чаплина в финале. Все бы ничего, но не люблю я голой концептуальности в театре. А для меня спектакль развалился на ряд мало связанных между собой образов-концептов. Это можно тоже концепуализировать, но зачем? Вскрытие показало, что больной умер от вскрытия. Странно, что в наше время беспросветное прочтение Чехова может кого-то удивить (меня гораздо больше удивило и впечатлило акварельное прочтение Петром Фоменко чеховских "Трех сестер" ).
В общем, как-то так.

театр

Previous post Next post
Up