Инклюзивное образование не уничтожит коррекционное. Правда?

Mar 29, 2016 21:41




Инклюзивное образование - (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) - один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х - 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями), как вещает нам Википедия.

"Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей" - гласит
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 07.05.2013 С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВСТУПИВШИМИ В СИЛУ С 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 5. п. 1: "создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья"

Автор цикла статей "Инклюзия - это «война с самими собой» (1, 2) сравнивает по степени разрушительности инклюзию с ювенальной юстицией:

"Инклюзивное образование, на мой взгляд, - такой же инструмент для расчеловечивания, как ювенальная юстиция.

Ювенальная юстиция разрушает права и авторитет родителей и учителей, чтобы сделать невозможной передачу норм и ценностей, которые формируют нормальную человеческую личность.

Инклюзивное образование - готовит учителя, который будет передавать новые, так сказать, ненормальные нормы и ценности, и формирует общество, которое из ложного чувства вины, должно будет принять эту «новизну», несмотря на ее губительный характер, откровенно противоречащий здравому смыслу."

Казалось бы, зачем вводить систему инклюзивного образования если для детей инвалидов, детей с умственной отсталостью и другими ограниченными возможностями здоровья уже существует система коррекционного образования, созданная ее в советское время и прекрасно справляющаяся с поставленными задачами? Тем более, что и общественность в эту инклюзию совершенно не верит, о чем говорят результаты соц. опросов.

Дебаты между двумя системами образования инклюзией и специальным коррекционным образованием закончились якобы тем, что будут существовать и та и другая системы. Но так ли это на самом деле?

Давайте разберем на примере такой нозологии, как ЗПР (задержка психического развития. Может ли ребенок с таким вердиктом в заключении ПМПК пользоваться, как сейчас говорят, "услугам" специального коррекционного образования? Давайте посмотрим законодательную базу.

Справочно:
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (англ. mental retardation) - особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. З. п. р. имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее - дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в др. случаях З. п. р. возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ц. н. с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

У детей с З. п. р. отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с З. п. р.

В отличие от олигофрении, при которой наблюдается устойчивое общее недоразвитие психики, у детей с З. п. р. обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.

Дети с З. п. р. также характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.
(источник)

Итак, как видим, ЗПР - это довольно непростое явление, требующее специальной коррекции с точки зрения профессионалов педагогов и психологов. И родителем такого ребенка, казалось бы, нужно предоставить выбор (мы же в демократическом обществе живем!: либо коррекционное образование, либо инклюзия, с учетом того, что они могут оказаться, как и большинство россиян не верящими в волшебную силу инклюзии, что их ребенок, нуждающийся в особом уходе и внимании, сможет все это получить в обычной общеобразовательной школе.

Ну так что же нам предлагается в отношении таких детей на федеральном законодательном уровне? Будут ли соблюдены права родителей и детей на выбор и сдержат ли законодатели свое слово, сохранят ли оба типа образовательных систем?

Читаем новый СанПин для детей с ОВЗ, вступающий в силу с 1 сентября 2016 года - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Обращаем внимание на Приложение N 1. Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ в конце текста. И что мы там видим?

Поясняем в таблице специальное, коррекционное образование это колонки "вариант 3", "вариант 4". И что же написано в этих колонках напротив такого вида ОВЗ, как ЗПР? Читаем: "вариант не предусмотрен"

Немая пауза...

А как же обещания сохранить специальное коррекционное образование???

Читаем дальше, пытаемся выяснить, что же предусмотрено, куда же нужно отправлять детей с столь сложными особенностями развития?

Предусмотрен так называемый "вариант 1", то есть обучение в обычной школе :"не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость классов - не более 25 обучающихся" То есть ребенок дети требующие особого подхода должны будут учиться с классе на 25 человек?? Но это конечно же мелочи, по сравнению с тем, что вариант коррекционного образования для ЗПР не предусмотрен совсем. То есть специальные коррекционные образовательные учреждения для детей с ЗПР будут закрывать по всей стране, а у родителей таких детей просто не будет выбора! Да, уж чиновники сдержали слово, что тут сказать! И как на счет права на качественное и доступное образование, провозглашенное в законе об образовании? О каком качестве можно будет говорить в ситуации, если в классе 4 ребенка с задержкой психического развития, а кроме них в классе еще 21 обычный ребенок?

инклюзивное образование, инклюзия

Previous post Next post
Up