По мнению ряда экспертов, национальное движение в Чувашии и его идеология демонстрируют откровенные антирусские настроения и стремление к сепаратизму, что и порождает стремление создать свою национальную религию.
Языческие символы на территории санатория "Чувашия", на территории которого установлен языческий парк "Сувар"
источник)
Войдя в состав русского государства, чуваши подверглись интенсивной христианизации. Однако православие всегда оставалось для них неким внешним фактором. За последние 10 лет языческие идеи все более овладевают умами некоторых чувашских интеллектуалов, особенно, гуманитариев, а среди них - этнографов, которые в последние годы интенсивно изучают и систематизируют чувашское языческое наследие. При этом так как разные авторы пользуются разными источниками, обладают разными знаниями и используют разные методики, они создают разные версии чувашского язычества, которые конфликтуют друг с другом.
Первым лидером чувашских неоязычников стал режиссер национального драматического театра Иосиф Дмитриев, возглавивший движение за "возрождение" чувашского язычества. Чувашские активисты ездят за опытом в Марий-Эл, где принимают участие в марийских молениях.
Некоторые авторы, в частности, вице-президент Чувашского национального конгресса В.П.Станьял, настаивают на том, что у древних чувашей была единая религия с кодифицированным пантеоном божеств. Он утверждает, что, благодаря "волхвам", достаточно полные сведения о ней дошли до нашего времени. По решению Совета старейшин (Ваттисен хурале) эти сведения будто бы были в 1990 г. рассекречены и вошли в школьный учебник для 10 класса, изданный на чувашском языке в 1993 г.
Кроме того, сведения о чувашском язычестве распространяются средствами массовой информации - через печатное слово. В республике имеется несколько разных неоязыческих обществ, ежегодно организующих моления, ритуальные возлияния (пиво) и жертвоприношения баранов в священных рощах. Обычно такие ритуалы организуются на базе каких-то колхозов. Наконец, рост интереса к чувашскому язычеству стремятся использовать местные кришнаиты, доказывающие, что между ним и кришнаизмом нет никакой принципиальной разницы.
К сожалению, когда в 1992 г. были устроены теледебаты между Дмитриевым и отцом Илией Карлиновым, пользующимся популярностью среди чувашских христиан, первому удалось выступить более убедительно, чем его оппоненту.
Стоит отметить, что основное политическое движение чувашских националистов "Чувашский национальный конгресс" находится под контролем неоязычников. Во всяком случае его председатель А.Хузангай признавался в конце 1993 г., что все активисты этого движения, кроме него, являлись неоязычниками.
На территории санатория "Чувашия" установили целый языческий парк "Сувар". Парк украшен множеством языческих столбов со скульптурами и символами.
Согласно чувашской мифологии мир состоял из трёх частей: мир людей, верхний и нижний миры. Земля была квадратная, а чуваши жили в её центре. Берега земли постоянно разрушают океаны, и конец света наступит тогда, когда вода дойдёт до чувашей. В язычестве чувашей существовало многобожие с верой в одушевление природных объектов.
Существует поверье про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Как всегда, нашлись недовольные люди, которым жара мешала жить. Чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать светило, тогда оно вернёт нам своё тепло.
Справедливости ради, стоит отметить, что неоязычество не пользуется популярностью у основной массы чувашей.
Источники:
Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы) Прогулка по Чебоксарам «Турăç» - чувашское языческое объединение. Неоязычество на просторах Евразии [Сборник статей] В Алатыре прошла межрегиональная миссионерская конференция «Вызовы в современном обществе: неоязычество, псевдорелигии, псевдокультуры» В.П.Станьял. Табуированный пантеон чувашской религии // Второй Международный конгресс этнографов и антропологов. 1-5 июня 1997. Часть 2. Уфа, 1997.
П.Баринов. Суеверие или мудрость души? // Хыпар. 1997. N 2.
С.Филатов, А.Щипков. Язычество.
Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал)