С конца 1989 г. неоязыческое движение охватило и Армению, где некоторые интеллектуалы, неудовлетворенные христианским наследием, предложили вернуться к "истинной" армянской вере дохристианского времени. Надо сказать, что у армян неоязычество имеет определенные исторические корни. Оно возникло в 1930-е гг., когда его начал пропагандировать Гарегин Нжде, армянский офицер, активный участник событий 1918-1920-х гг., сумевший отстоять Зангезур от азербайджанцев. После падения Армянской демократической республики Нжде эмигрировал из страны вместе с дашнаками, очутился в Германии и, примкнув к нацистскому движению, дослужился до звания генерала вермахта. По примеру нацистов он попытался создать чисто армянскую нехристианскую религию "Цегакрон" ("родовая религия" в переводе с армянского), которая основывалась на отождествлении армян с арийцами и придавала огромное значение "чистоте крови". Все эти идеи пропагандировались в журнале "Цегакрон".
Фото с празднования
дня рождения бога Ваагна в Армении, 2010 г.
В последние годы на основе этих пришедших из эмиграции идей в Армении была создана откровенно фашистская партия "Поклонники рода Армении", устав которой имеет название "Цегакрон". Эта партия была зарегистрирована в июле 1991 г. В ней насчитывается не более 100 человек, исповедующих идеи, идущие от Нжде и пропитанные зоологическим антисемитизмом. Целью партии является создание чисто национальной религии, основанной на языческих ценностях и не имеющей ничего общего с мировыми религиями. Эти идеи пропагандировались в конце 1980-х гг. газетой "Цегакрон", где языческие идеалы армян конструировались под явным влиянием нацистской арийской теории. Особой популярностью среди армян эта партия не пользуется, у нее нет печатных органов и у нее нет доступа к властным структурам. Тем не менее, она имеет свою военную организацию, и ее боевики участвовали в военных действиях в Карабахе. Наряду с этой партией, в июне 1991 г. в Ереване была зарегистрирована и "Партия цегакрона Нжде", развивающая сходную идеологию, но без антисемитизма. В ней насчитывается несколько десятков человек.
Более массовой является Республиканская партия Армении, зарегистрированная в мае 1991 г. и насчитывающая около 2000 человек. Она имеет печатный орган - газету "Анрапетакан" ("Республиканец"), издаваемую тиражом 5000 экз., а также публикует брошюры, призывающие к возрождению "индоарийского" язычества Армении. Ее лидер, Ашот Навасардян, является депутатом парламента и всемерно использует свое положение для нападок на христианство и прославления армянского язычества в средствах массовой информации. Но и эта партия не пользуется серьезным влиянием в массах.
Летом 1992 г. в Армении была зарегистрирована неполитическая неоязыческая организация "Языческие сыновья солнца", которая ежегодно в дни солнцестояния устраивает ритуалы и обряды в эллинистическом храме Гарни. Другая неоязыческая организация "Эуцюн" ("Сущность") стремится придать своей идеологии элементы наукообразия. Ее идеолог архитектор Александр Варпетян стремится придать особый блеск армянской идентичности, доказывая ее индоарийскую основу и прибегая при этом к псевдонаучным построениям. Любопытно, что в поисках своей оригинальной идеологии Республиканская партия пыталась одно время влиться в состав "Эуцюна".
В отличие от русских и украинских, армянские неоязычники убеждены в том, что исход арийцев начался именно с территории Великой Армении, где армяне якобы обитали уже в 3-2 тыс. до н.э. Об этом с конца 1980-х гг. писала газета "Цегакрон", развивавшая неонацистские идеи, объединявшие арийство с армянским язычеством. Иными словами, армянские неоязычники настаивают на том, что из всех индоевропейских народов именно они живут в области исконной прародины и, тем самым, являются как бы прямыми наследниками праиндоевропейцев и их древней духовности. Здесь уместно отметить, что, исходя из имеющихся сейчас научных данных, говорить об армянах ранее наступления раннего железного века всерьез не приходится. Тем самым, вышеупомянутая неоязыческая версия не только значительно и неоправданно углубляет историю армян, но и делает их фактически бессмертным народом. Симптоматично, что, обсуждая проблемы язычества, руководитель армянских неоязычников постоянно обращался к иранским и индийским параллелям, но ни разу даже не вспомнил о славянах.
Важно отметить, что всплеск неоязыческой идеологии наблюдался в Армении, в особенности, в первые годы карабахского конфликта, когда многие армяне, даже не имевшие отношения к неоязычеству, были склонны связывать неудачи в необъявленной армяно-азербайджанской войне с расслабляющим влиянием христианства, будто бы духовно разоружившим армян перед лицом грозного военного противника.
Источники:
Ваагн, Армению светом озаривший А.Буниатян. Индоарийская ведическая традиция в Армении // Мифы и магия индоевропейцев. М., 1995. Вып.1.
Язычество или армянская арийская вера