Оригинал взят у
ngasanova в
Памятники Баку, бывшие и настоящие- Не смей глядеть!
- Не смею не гляжу.
- Молчи!
- Молчу, не слова ни скажу.
- Не слушай!
- Что ж, попробую и так.
- Не смейся!
- Смех могу зажать в кулак.
- Не думай!
- Стоп! Вот тут уж дудки! Нет!
На мысль, прости, не выдуман запрет!
Коль я живу в бушующем огне,
Я вместе с ним пылаю наравне.
Спокойно тлеть немыслимо в пути,
И ты со мной так глупо не шути!
(1907)
Мирза Сабир
Памятники Баку Первый памятник Баку
Если рассказывать о первом памятнике Баку, то логично рассказать не об одном,
а сразу о трех памятниках.
Ну а сейчас по порядку.
В1920-ом году Яков Иосифович Кейлихис создал небольшой памятник - бюст К. Маркса, который,
к сожалению, почему-то недолго простоял на одноимённой тогда площади, называемой
в народе Парапетом.
Название Парапета, как садик Карла Маркса какое-то время оставалось, а вот памятник убрали
быстро и припрятали во дворе около Дома пионеров - не выбрасывать же на помойку? Но потом
он куда-то всё же пропал.
Яков Кейлихис, скульптор, который внёс свою скромную лепту в историю искусств Азербайджана.
Он приехал в Баку в 1908 году по приглашению меценатов. В те времена меценаты заботились
не только о развитии нефтепромышленности, но и о красоте и духовности Баку.
Яков Кейлихис много сделал для развития нашего города.
Он создаёт первое в Баку училище скульпторов - камнерезов при средне - техническом училище.
( Это средне - техническое училище становится затем индустриальным институтом, а впоследствии -
Азербайджанским Институтом нефти и химии).
Выпускники этого училища развили традиционное искусство азербайджанского орнамента, их орнаментами
в частности, отделаны дома на Телефонной улице ( 28-ого мая) и здание Сабунчинского вокзала.
Ряд работ был посвящён азербайджанской теме: барельефы: «Амбал», голова мальчика - «Бакинский
гаврош», барельефные портреты деятелей культуры А. Махмудбекова и С. Ганиева.
В 1912-ом году Я. И. Кейлихис совместно с посетившим Баку другом юности знаменитым художником
И. Бродским и другими бакинскими художниками - Н. Мухиным, С. Олейниковым-Разиным и С. Рыбиным
стал одним из учредителей Бакинского художественного общества, которое в дальнейшем много
сделало для распространения и развития изобразительного искусства в дореволюционном Азербайджане.
В 1922-ом году, к I - му съезду народов Востока, который состоялся в Баку, Я.Кейлихис создаёт
скульптурный памятник азербайджанского поэта - сатирика М. А. Сабира, который был установлен
в сквере около Исмаиллии.
Памятник был выполнен скульптором Яковом Кейлихесом и архитектором Я. Сырыщевым.
Сквер был создан по проекту архитектора Г.Алескерова.
Высота пьедестала железобетонной скульптуры равнялась 3,75 метра, а сама фигура поэта была во
весь рост. Пьедестал был решён с использованием форм национального зодчества в виде
четырехугольного основания, обработанного сталактитами с нишами.
Памятник Сабиру был первым монументальным скульптурным изображением человека на всём мусульманском
Востоке! (Если, конечно, не считать К. Маркса).
Памятник Кейхлиса, как все памятники того времени был изготовлен либо из гипсобетона или
железобетона с металлическими опилками, материал очень недолговечный.
Практически все памятники 20-х были утеряны из элементарного старения.
В 50-е годы участок сквера значительно расширился, и территория его была дополнительно благоустроена
и озеленена. Возникла необходимость в создании нового памятника поэту, который и был установлен
в 1958 г. (скульптор Д.Карягды, архитектор Г.Али-заде и Э.Исмайлов) в центре сквера.
Джелал Карягды стоит у истоков советской азербайджанской школы скульптуры. Созданные им памятники
украшают города и села республики. Памятник поэту Вагифу для фасада музея им. Низами, известный
памятник Ленину в Баку…. и т.д.
Новый памятник был установлен на постаменте из тёмного полированного гранита - лабрадора.
Д.Карягды изобразил Сабира сидящим в спокойной позе с книгой в руках, глубоко задумавшимся.
На фронтоне золотыми буквами была высечена надпись: «Мирза Алекпер Сабир Таирзаде. 1862-1911 гг.»
Сегодня на постаменте установлена бронзовая табличка с тем же мемориальным текстом выпуклым шрифтом
на азербайджанском языке латинской графикой. Старый же памятник был установлен в Балаханы, в садике
имени поэта, перед зданием бывшей школы, где он работал учителем.
После замены памятника в народе ходила шутка, что Сабира "посадили".
А теперь о самом персонаже - Мирза Алекпер Сабире
Мирза Алекпер Сабир (1862-1911)
Мирза Алекпер Зейналабдин оглы Таирзаде родился в Шемахе в бедной семье мелкого торговца.
«Сабир» («терпеливый») - один из многочисленных тахаллусов (псевдоним) поэта.
Своё первое стихотворение Сабир сочинил в восемь лет. В ранние годы писал лирические газели,
а по заказу - элегии, хвалебные и траурные стихи. Его первое произведение в печати появилось
только в 1903 году в газете.
Решающую роль в его творчестве сыграли сатирический журнал «Молла Насреддин» и его издатель и
главный редактор Джалил Мамедкулизаде. В этом журнале Сабир дебютировал в 1906 году. Лирик,
придерживавшийся классических канонов, быстро отходит от тривиальных любовных газелей и вступает
на путь реалистической сатиры.
...Я от горя и злости не в силах вздохнуть!
Я бы стала скорее прислугой скупца,
Чем супругой такого, как муж мой, глупца,
... Это...это не муж, а какое-то зло:
Ведь читать и писать для него - ремесло.
Это... это не муж, а поэт, будь он лих!
Не живет он и мига без писем и книг.
("Жалоба женщины")
Сабир создал новый стиль в поэзии. Он был понятен всем - от мала до велика. При всей видимой
простоте Сабир доносил до народных масс смысл самых сложных внутренних и международных проблем
эпохи. В его стихах органически сливались высшее мастерство и повседневная жизнь.
В политических сатирах Сабира бичевались деспотизм российского имперского государства, попытка
самодержавия России препятствовать, помешать национально-освободительному движению в Иране,
высмеивалась работа Государственной Думы.
В одном кармане - векселя,
В другом - рубли, рубли, рубли.
Такую сладостную жизнь,
Аллах, продли, продли, продли!
И пусть для родины моей
Часы последние пришли,
Такую сладостную жизнь,
Аллах, продли, продли, продли!
("Такая сладостная жизнь ")
Сабир всю жизнь прожил в бедности и умер от заболевания печени в 1911 году. Похоронен в Шемахе.
Сабир по праву считается основателем азербайджанской сатирической поэзии. Ему не суждено было
дожить до выхода в свет своего собрания сатирических произведений «Хопхопнаме». Эта популярная
книга, где наиболее полно представлены его стихи, была издана в 1912 году благодаря средствам,
собранным интеллигенцией после его смерти.
ЭЛЕГИЯ
Ты улетел, о щедрый чудодей!
Ты улетел, в душе таивший клады.
Зачем умолк ты, старый соловей?
Или в саду ты не нашел отрады?
О, истинный подвижник и творец
Чертога знания в сумраке сердец!
Толпа ль невежд ускорила конец,
И ты не вынес тягостной осады?
Ты сеял правды чистой семена,
Тебе воздали ближние сполна,
Испил ты чашу горестей до дна.
Дождался ли подмоги и награды?
Окончил пахарь тяжкие труды.
При жизни всходов не увидел ты,
Иль эти похоронные цветы -
Твой урожай, скупой и небогатый?
Ужель для достославных сыновей,
Служивших верно нации своей,
Любви не вознесется мавзолей,
Хранящий свет блистательной плеяды?
Теперь в раю избавишься от бед,
Сеид-Азиму мой скажи привет.
Забудет ли о родине поэт,
Неведеньем небытия объятый?
Ширван, знававший славу и успех,
Теперь - берлога дрыхнущих калек.
Кого винить - наш просвещенный век?
Не сами ли мы в этом виноваты?
(1908)