Resident Evil: Revelations 2 (PS4) - 8/10
Первая часть
Revelations, прямо скажем, была средненькой игрой во всех возможных отношениях. Но, видимо, проект оказался в достаточной степени успешным, чтобы Capcom решила сообразить ему свой собственный сиквел. Ко второй части, правда, компания нехило обновила концепт, выпустив игру по эпизодической модели, в виде четырёх отдельных глав. Да и в самой сути Revelations 2 произошло немало изменений. Причём, настолько немало, что, если разобраться, с первой игрой её мало что связывает вообще. К счастью, почти все эти изменения были к лучшему.
Сюжет - типичный "резидентовский" проходняк, понятное дело. Но в сравнении, пожалуй, всё-таки поинтереснее, чем в первом Revelations (да и в RE6, если на то пошло). К тому же, игра может похвастать определённым русским колоритом, чего в серии, кажется, ещё не было (и даже без клюквы особой, с правильным русским языком и вменяемыми отсылками к культуре). А уж в отношении персонажей, Revelations 2 превзошла самые смелые ожидания. Вняв наконец-таки моим мысленным мольбам, Capcom сошла с ума выпустила RE без дебиловатого Криса. Вот вообще без него. Совсем. Дальше - больше. Избавившись от главной звезды сериала, обожаемой миллионами фанатов (на самом деле нет, но Capcom вряд ли в курсе), товарищи осмелели до такой степени, что решили заодно откопать его сестрёнку, забытую с концами ещё едва ли не в прошлом веке. Годы, правда, обошлись с Клэр не самым лучшим образом - её обновлённый по случаю образ мне что-то совсем не зашёл. Затруднение, впрочем, разрешилось достаточно миловидной новенькой героиней, Мойрой, так что минимальную квоту на привлекательных женских персонажей игра всё-таки выполнила (в случае с RE, это достаточно важно, чего уж там). Собственно, папашка последней, Барри, здесь тоже на главных ролях, и, если так подумать, им я вообще играл впервые (в первую часть толком не втянулся в своё время, "Зеро" в глаза не видел, по понятным причинам, до выхода ремастера). В целом, ничего такой дядька, харизматичный. Ну а Наталья - достаточно редкий пример не напрягающего ребёнка, защищать которого хочется из искренней симпатии, а не зафорсенного чувства долга. В целом, хороший такой, крепкий каст, пусть без главных сериальных звёзд, но и без совсем уж пустышечных никчёмностей, вроде как-их-там-звали из первого Revelations. И НИКАКОГО КРИСА, обожемой, 10 из 10.
Главный фейл игры - это, конечно же, графон. Который беспросветно убог. Особенно дико смотрится всё, что касается локаций и окружения - там реально уровень ранних игр PS2, причём не самого первого пошиба. Очевидно, что игру намеренно делали супер-дёшево, но учитывая, что ориентирована она всё-таки не на портатив и мобилы, а на нормальные домашние консоли, так, считаю, делать было просто нельзя. В особенности, корпорации уровня Capcom. В особенности, с игрой известного франчайза, одно название которой гарантирует достойный профит. Какие-то минимальные стандарты качества (не говоря уже об элементарной совести и уважении к потребителям) всё-таки должны существовать. Спасибо хоть фуллпрайс не вломили, могло ведь и на это хватить ума.
А вот с геймплеем всё очень даже хорошо. Игра умело задействует практически все (вот прямо по списку) наработки серии за долгие годы её существования, достаточно ловко смешивая и взбалтывая разнообразные механики прямо по ходу игрового процесса. Есть где пострелять и подраться. Постелсить и побегать на время. Спокойно побродить, разгадывая паззлы. Нет только мультиплеера, пожалуй, и вот за это разработчикам от меня большое человеческое спасибо (ибо онлайн RE редкое убожество). Если разбирать каждый геймплейный элемент по отдельности, придраться, конечно, есть к чему, но берёт эта игра всё-таки именно удачной комбинацией и выверенным балансом. Ну а самое важное - Revelations 2 возвращает чувство по-хорошему медленного такого, вдумчивого, тактического "резидента", подрастерянное за последние годы. Когда приходится больше думать головой, чем полагаться на чистый скилл. Когда каждый патрон имеет цену, а травок не бывает слишком много (на подобающих сложностях, естественно). Ну прямо как в лихие 90-е.
Отдельно хочется отметить кооперативный режим Revelations 2. В отличие от предыдущих игр серии, где кооп являлся скорее декоративной функцией (не играло особой роли, кем именно ты управляешь), здесь его выстроили именно на командном взаимодействии между двумя принципиально различными героями. Каждая из двух пар состоит из одного условного бойца (Клэр и Барри), а также персонажа, который оказывает ему поддержку (Мойра и Наталья, соответственно). Саппорту не доступен основной арсенал оружия (у Мойры по сюжету психологическая травма, не позволяющая использовать огнестрел, ну а Наталья тупо ребёнок, ей пока ещё не положено развешивать хэдшоты от бедра (кирпичами, впрочем, "ребёнок" орудует моё уважение)), но они как могут помогают в боях, отвлекая внимание противника на себя, ослепляя зомбей фонариком или же обнаруживая ауры затаившихся монстров (сквозь стены, в том числе). В особо напряжённых игровых ситуациях, приходится настолько часто свитчиться между героями, что в определённый момент ловишь себя на мысли, что реально управляешь двумя персонажами одновременно, параллельно продумывая две различные стратегии. На выходе, получается этакий своеобразный асинхронный кооп в реальном времени, генерирующий очень необычные ощущения, которых ни RE5, ни RE6 даже отдалённо не давали. Хотя, конечно, в идеале игра заточена под локальный "диванный" кооп, а не прохождение в режиме "forever alone". Полагаю, играть с реальным человеком тоже должно быть достаточно весело. К тому же, второстепенного персонажа вполне можно доверить не шибко умелому игроку (жене, например), благо светить фонариком по сторонам и нарезать круги от зомбей много ума не требуется.
Собственно, эпизодическая модель мне показалась совершенно неоправданной. Очевидно, игра изначально делалась целиком (в отличие от тех же Telltale, которые реально пилят эпизод за эпизодом), в едином геймплейном концепте, так что всё это не более чем маркетинговый ход. Фича ради фичи. Да и сомнительно как-то, что подобный подход может реально дать какой-то выхлоп. Как по мне, вероятность, что рандомный игрок забросит игру после первого же эпизода, выше, чем то, что он вдруг заинтересуется и купит все остальные. Либо, на худой конец, терпеливо дождётся выхода всех эпизодов, возьмёт игру с солидной скидкой и пройдёт её по-человечески от начала до конца. Что я, кстати, и сделал.
В коем-то веке, у Capcom вышел вполне себе добротный, самобытный RE. Жаль только, что нищебродские японцы настолько бездарно слили производственное качество, а также заметно сдерживали себя в отношении персонажей и лора. Судя по всему, сами не были до конца уверены, что именно у них получится в итоге. А получилось то очень даже неплохо.
P.S. Смотрю на то, что сотворили с Resident Evil 7, и тихо плачу. Может быть, конечно, я чего-то недопонимаю, но из увиденного складывается стойкое ощущение, что в игре тупо нет всего того, что на самом деле определяло для меня эту серию долгие годы. Пока остановился на том, что из принципа не отдам за эту хрень больше 1к, а дальше будет видно.
Девяностая платина. Довольно типичная для игр серии, адекватно сбалансированная по сложности платина - игра не раз вынуждает всерьёз поднапрячься, но в целом проходится без существенных проблем, если уделить ей должное внимание. Собственно, для платины придётся пройти игру минимум 3-4 раза (в разных режимах) + переигрывание отдельных чаптеров ради "медалей" (набор опциональных заданий, которые предлагается выполнять по ходу каждой из глав). Прохождение на скорость относительно простое, если умело избегать всех необязательных схваток. Реальные проблемы доставляет только режим Invisible Mode, в котором сложность выкручивается на максимум, а все враги по-умолчанию становятся невидимыми. Вот там уже приходится считать каждый патрон, планировать наперёд, гуглить выигрышные стратегии, да и вообще вертеться как белка в колесе, если хочешь выжить. Проиллюстрирую записью трёх боёв, показавшихся лично мне наиболее проблемными.
Бой в баре
Click to view
По-идее, этот энкаунтер считается самым сложным во всей игре, но мне удалось проскочить его без особых нервов - пару раз только сожрали, да и то скорее из-за глюков игры. Главная сложность, собственно, в том, чтобы вообще не тратить патроны и не злоупотреблять лечилками (иначе будут проблемы на более поздних этапах).
Босс третьей главы
Click to view
Весь бой разыгрывается практически как шахматная партия, малейший шаг вправо/влево карается геймовером (я пробовал).
Финальный босс
Click to view
Спойлеры, понятное дело.