Дзен и искусство ухода за дизельным котлом

Jan 20, 2014 23:59


Как многие помнят, в ноябре я самостоятельно установил дизельный котел Олимпия о 35 киловаттах мощности для обогрева дачки. Котел запустился, система отопления худо-бедно заработала.
Были мелкие косячки, типа подтекания резьбовых соединений на коллекторе, но это некритично, можно подправить по окончанию сезона. Главное - тепло и мухи не кусают. И можно продолжать работы по обустройству дома несмотря на зиму. В первую очередь - занять утеплением и сооружением чернового пола.



В позапрошлые выходные выехали на объект с отцом на предмет произведения вышеуказанных работ. Работенка не сложная - положить гидроизоляцию, установить через кажные 60 см лаги (доска 40х140), напихать промеж лаг 150 мм утеплителя, накрыть пароизоляцией и положить сверху ту же доску 40х140. Просто, как валенок, не считая небольших неровностей перекрытия фундамента, из-за которых выравнивание лаг по уровню было несколько геморройным.

За первый день сделали половину гостиной (около 25 м.кв.) и улеглись спать (надо сказать, что это была первая моя ночевка в этом доме, до этого тусили ночами в бане)

В 7:42 я проснулся от чьего-то тревожного и настойчивого пищания. Понимая, что пищать кроме как котлу, некому, я обреченно поплелся смотреть на пульт управления. Тот, естессно, мигал красной лампочкой, сигнализируя, что произошел мелфанкшн.

«Пилять!» - подумал я и пошел в котельную. Котел, понятно, не работал. При попытке запустить его, он пожужжал вентилятором, погудел насосом, пощелкал зажиганием, пукнул и зажег на дисплее код ошибки F1. Быстрым яндексовским наскоком обнаружить список ошибок для котлов Олимпия не получилось - гильдия теплотехников, судя по всему, свято хранит свои секреты. Покопавшись я обнаружил, что ошибка F1 свидетельствует о незапуске горелки (что и так было очевидно) и может выскакивать в результате целого вороха причин:
  1. Неподача топлива (воздух в топливопроводе)
  2. Отсутствие искры
  3. Загрязнение фотодатчика пламени

Воздух в топливопроводе был. Наскоро удалив воздушную пробку, я безрезультатно попытался еще раз запустить котел. Надо было лезть в горелку.

Помолясь, полезли внутрь. Горелка оказалась сильно загрязненной сажей. Фотодатчик даже не проглядывался за слоем копоти. Вдобавок, снимая горелку, порвали асбестовую прокладку между горелкой и котлом. Запасной, конечно, у нас не было.

Отложив решение вопроса с прокладкой «на потом», занялись чисткой горелки, фотодатчика и камеры сгорания. Датчик почистили тряпочкой, из камеры сгорания выгребли с полведра (литров 5) сажи. Многовато, прямо скажем, с учетом того, что котел работает всего 2 месяца. Вернулись к вопросу с прокладкой.

За прокладкой поехал в Истру. Естессно, нигде ничего похожего не нашел. Грустный, вернулся на дачу, родители стали готовиться к эвакуации всякого морозонестойкого барахла , а я с горя стал обзванивать московские и инет-магазины на предмет наличия оной прокладки.

Пусто, прокладок нет вообще, а для котла Olimpia - тем более. И только позвонив в магазин teplonet.ru я наткнулся на менеджера, да продлят боги его дни, который задал мне вопрос «а зачем тебе эта прокладка?». Я ответил, что так мол и так - прокласть ее промеж котла и горелки. Менеджер ответил, что не парься, все равно ты ее не найдешь, купи лист асбестокартона и вырежи ее самостоятельно, мол все так и делают. Сердечно поблагодарив менеджера, я метнулся в ближайший строительный магазин и купил указанный асбестовый лист. (Забавно что точно такая же история случилась, когда я искал топливопровод. В том же магазине мне сказали, чтобы я не выпендрнивался в поисках специального топливопровода, а взял медную трубку на ближайшем рынке).

Кое -как вырезав прокладку (асбестокартон быстро напитывал влагу из воздуха остывающего дома и становился довольно непрочным, даже острые ножницы его грубо рвали и мяли), мы установили ея в котел, поставили на место горелку и - эврика! - все заработало!

Усталый, но довольный, я поехал домой отмываться.
Казалось бы, можно было расслабиться, но, понятное дело, не тут то было.


Прошедшие выходные я посвятил домашней неге и отдыху, поэтому сообщение от родителей о том, что котел, сцука, опять не работает, было воспринято мной крайне негативно. Но, делать нечего, пришлось ехать.
Причина была опять в завоздушливании топливопровода. Хрен знает откуда, но медная трубка о 10 мм с двумя затянутыми вусмерть фитингами каким-то образом все равно подсасывала воздух, который в итоге попадал в топливный насос и прерывал тягу. Задолбавшись попытками загерметизировать линию, мы, в итоге, отключили от линии один из баков, оставив цельный топливопровод из второго. Вроде все заработало.

Проблема была в другом - котел набирал 66-68 градусов из положенных 70 и дальше набирать отказывался. Т.е. поступающая от сгорания драгоценного дизтоплива энергия равнялась энергии отдаваемой радиаторами. Раньше такого не было. Налицо резкое снижение КПД котла. Я прям видел, как купюры летели по газопроводу в дымовую трубу. Надо было что-то делать.

Поразмыслив, я решил, что причины может быть две:
  1. Ненастроенная горелка, работающая в неоптимальном режиме.
  2. Снижение эффективности теплообмена в котле из-за засранности теплообменника сажей

То, что горелка не настроена, я даже не сомневаюсь. В отсутствие газоанализатора и манометра (чтобы измерить давление топлива на выходе) настроить ее оптимальным образом нельзя в принципе. Можно только постараться приблизиться к более-менее приемлемому режиму работы, контролируя пламя (наличие пульсации, цвет) и цвет дыма/наличие хлопьев сажи. Попутно можно контролировать динамику набора температуры, исходя их принципа, что чем быстрее набирается температура, тем лучше.

Экспериментируя с винтом подачи топлива и воздушной заслонки мне удалость добиться стабильного, не пульсирующего пламени и белого, без хлопьев сажи, дыма из трубы. В идеале, дым, вроде как вообще не должен быть виден, но в условиях крещенскаго мороза так или иначе прозрачного дыма не получится, ибо как минимум водяной пар будет виден.

Как бы там ни было, по окончанию сезона вызову спеца с манометром и газоанализатором, пущай настроит как надо. Тем более, что все равно раз в год нужно делать котлу плановое ТО.

А вот разобраться с сажей на теплообменнике можно легко, хучь и грязно.

Котел представляет собой бак с теплоносителем, снизу которого устроена камера сгорания (в которой и горит пламя, производимое горелкой). Через котел проходит с десяток вертикальных труб, через которые идет поток раскаленных газов, образующихся при сгорании солярки, отдавая энергию теплоносителю. В этих дымогарных (огневых) трубах установлены дефлекторы из тонкого металла, которые замедляют поток газов, увеличивая теплоотдачу и повышая эффективность. Отдав часть тепла теплоносителю, газы улетают в трубу. Все просто.

Сняли горелку (снизу) и газоходную трубу (сверху). Поверхностный осмотр показал аццкое количество сажи, которая фактически забила половину огневых труб. Надев перчатки и одежу поплоше, я приступил к чистке. Вытащил и почистил все дефлекторы. Ершиком прочистил каждую трубу, на стенках которых образовался слой нагара до 5 мм. В общей сложности из котла было выковыряно еще около 5 литров сажи. Хорошо еще, не успела закоксоваться.

Несмотря на то, что я стал похожим на негра преклонных годов, а котельная покрылась равномерным слоем сажи, операция имела колоссальных успех - котел стал набирать рабочую температуру за 3,5 минуты. Осталось только сожалеть о впустую потраченных тоннах солярки, сожженных в неэффективном режиме.

Фото в процессе не делал, т.к. руки, да и все остальное были очень грязными, а фотки результата, в общем малоинформативный и неинтересны.

отчет, быт, техника, мемориальное, дом, diy, технологии, проект

Previous post Next post
Up