Вот нормальные люди себе хотят пятый (или какой там уже?) айфон, счастливый брак или, там, защищённую кандидатскую. А у меня всё плохо с потребностями. Мне не надо ничего такого, что можно получить... конструктивно, алгоритмически, что ли. Получается, что у меня нет целей, а есть нытьё. Я такой хрестоматийный неудачник из бизнес-пабликов
(
Read more... )
Положительно невозможно согласиться и с другой Вашей мыслью - "Дело во мне, надо работать над собой". Спорадически разводимой деятельностью (или же упорядоченной, не суть) действительно можно забить дыру в своей жизни. На время проведения деятельности. Сей путь - самообман и попытка сублимации. Следует выстраивать деятельность (по улучшению/разрушению себя в частности) в зависимости от целеполагания, а не метаться в надежде на то, что однажды щёлкнет рубильник сознания и придёт смысл жизни и ответ на вопросы "кто я есть" и "зачем я есть" - не щёлкнет, а силы кончатся.
Что делать? Самоанализ. Не получается/ответ не устраивает? Попросить провести анализ того, кому можно(?) верить. И перестать просить джинна - с ним приключился синдром почтальона, а потому никаких больше желаний.
Reply
Не завидую я никому и не ставлю ничего себе в укор. И джинна ни о чем не прошу, а лишь фантазирую на тему. И, собственно, в этих фантазиях самоанализам и занимаюсь.
А работать над собой, я считаю, надо всегда: пригодится в любом случае, да и самая надёжная инвестиция.
Reply
Вы правы относительно необходимости работы над собой, но, как мне кажется, лишь отчасти. Жизнь человеческая ограничена временем и умственным ресурсом. Из этого следует, что требуется расстановка приоритетов: какие-то направления работы получат больший приоритет и будут выполняться в первую очередь, а иные - во вторую и больше. Попытки угнаться за всеми аспектами одновременно приводят к общему разочарованию из-за недостижения недостигнутого, сиречь фрустрации (ещё бы - ресурсов не хватает и даже теоретически не могло хватить). Из-за этого к специализации можно относиться не только как к ограниченности и однобокости, но также как к способу вносить таки преобразования в мир, несмотря на нехватку времени и сил. Расстановка приоритетов в свою очередь зависит от выбранной (осознанной) цели существования.
Относительно инвестиций в себя... Есть довольно грубое утверждение: "Мясо без цели так и останется бесполезным мясом". Ваше тело и разум есть всего лишь инструменты для манифестации воли. Каков смысл в совершенном, но не используемом для дела инструменте? Каков смысл в совершенствовании его?
Когда передо мной вставали такие же вопросы, Елена, я попытался погнаться за всеми зайцами (вещественными и мнимыми) сразу. По прошествии лет я благодарен себе за то, что решил остановиться на полпути и задуматься над конечной целью своих действий. Хотелось бы, чтобы искусство не испытывать сожалений (из-за их отсутствия) было как можно более распространённым.
Reply
Не страдаю альтруизмом и не считаю, что совершенствование мира необходимо каждому как цель. Насчёт всего внешнего я стараюсь придерживаться лишь принципа "Не навреди".
Специализация же, как говорил Хайнлайн, удел насекомых. Впрочем, его герои и жили подольше нашего.
С необходимостью расстановки приоритетов соглашусь. Я, впрочем, за всеми аспектами одновременно, как вы говорите, угнаться и не пытаюсь. Но к чему тянет, тем жертвовать не собираюсь пока что.
А, собственно, неудовлетворённость собой идёт не столько от того, что что-то не успевается, сколько от того, что стоящего пока ничего не сделано, и перспектив мало.
Reply
Признаюсь сразу: я скептически отношусь к высказываниям писателей, а тем более фантастов, касающихся жизнеопределяющих столпов. Высказывание о специализации, к сожалению, выглядит незаконченным. Правильнее было бы "Удел насекомых - специализация и стагнация". Застрять на много миллионов лет с одним и тем же муравейником или ульем - безрадостно. С другой стороны, посмотрите на пчёл - с их способностями к мыслительной деятельности концепция общества профессионалов - улья, звучит просто запредельно. Выражаясь иначе, насекомые-специалисты оптимально используют свои малые (по сравнению с человеком) ресурсы для создания прекрасных вещей, которые практически не меняются во времени. В связи с этим я отлично понимаю, но совершенно не разделяю надменного отношения Хайнлайна к специализации. Ещё хотелось бы акцентировать Ваше внимание на том, что человеку совершенно не обязательно замирать в неизменности своего единственного занятия - если того требует цель или же позволяет время, то можно и нужно стремиться к получению иных компетенций. В вопросах же тяги к чему-то имеет смысл разобраться в природе тяги - не пытается ли Вами манипулировать маленький демон (коих много в каждом человеке, спасибо родным и близким за них), демон неуверенности, страха и слабоволия? Действительно ли Вы хотите нечто, или же этого хотят ожидания других людей в Вас?
И как обобщение всего сказанного: а Вам известно, что стоящее? Можете ли Вы, стоя перед зеркалом, сказать себе: "Это стоящее, а это нет"?
Reply
У самых... способных на стоящее людей, которых я знаю, у тех, кто действительно может внести значительный вклад и выделяется своими способностями на фоне прочих, вовсе не видно желания отметиться. Это люди, увлечённые своей деятельностью, и это увлечение даёт им преодолевать всё более трудные препятствия и открывать новые горизонты. А совершать преобразования получается шутя, походя, просто как побочный эффект.
Я снова обращусь к тем самым писателям, которые тем более фантасты. Стругацкие в "Понедельнике" ввели очень мне нравящееся понятие волосатых ушей. Это вещь, которая отличает желающих сделать имя от желающих делать дело. У меня складывается ощущение, что Вы призываете меня под знамёна первых, а мне хорошо среди вторых, и хочется стать, как вторые.
Из первых получаются некомпетентные и самодовольные дядечки в пиджаках и бумажные генералы. О, многие из них влиятельны, безусловно. Но личности их зачастую не представляют собой ничего, они просто прикреплены к должностям и весомоти решений. Увольте.
Так что на вопрос, быть условно влиятельным дураком или незаметным умником, у меня ответ готов. Мне важнее вкладываться в то, чтобы быть кем-то, а не чтобы казаться кем-то окружающим. Однако против того, чтобы быть умником влиятельным (если уж случится повлиять) я ничего не имею, но для этого надо сначала хотя бы каким-то умником стать.
В вопросах тяги я, уж простите, своему внутреннему компасу доверяю, и это как раз страхует меня от влияния извне. Более того, если меня тянет к чему-то, тут уже я пытаюсь нарушить священные границы, и показать окружающим, как прекрасно некоторое занятие.
Что стоящее? Вопрос непростой. Что-то сложное, выводящее на новый уровень, требующее напряжения творческих сил. Что-то такое, что сделать это = вырасти над собой, проявить творческие способности.
Reply
Я надеюсь, что Вы сделали из моих речей правильную коррекцию - я ни в коем случае не призываю к "волосатым ушам", т.к. эти люди и дела их пусты, как обещания завтрашнего дня. След, о котором я говорю, должен быть глубоким, а не формальным, и, желательно, осознанным (эта поправка касается эксперимента Выбегалло - богатого материалом, но предложенного и проведённого без должных осознанности и мотивации - как и учебный пример Герострата). Такие "качественные" следы могут оставлять умники любого рода, как заметные, так и незаметные. В то же время, если иллюзия чего-то (та самая "кажущность" вместо "будущности") может привести к неиллюзорным результатам (которых бы не было в ином случае), то она становится самым обычным инструментом, не правда ли? Оправданность её применения зависит всецело от комплекса полученных результатов (основных и побочных, кратко- и долговременных), а не от её малой степени "воплощённости".
Забавно, что я встречал людей, увлечённых своей деятельностью, которые преодолевали всё более трудные препятствия и открывали новые горизонты... в никуда. Без побочных преобразований мира. Бесполезные, нелепо бесполезные существа, которые не обладают ничем, кроме увлечения, хаотично проявляющие себя во вкладах с нулевой ценностью и в периодических вспышках радости - после преодоления нового (иногда искусственно придуманного) препятствия. Счастлив тот, кто не сталкивался с ними, не работал с ними, не слушал их.
Впрочем, пустое. Верно ли я понял, что Ваша цель есть творческая трансценденция?
Reply
Если на то пошло, давайте перескажем то, к чему я стремлюсь, в терминах целеполагания. Моя цель содержит в себе девиз компании, где я работаю: do cool things that matter. Для того, чтобы делать крутые вещи, я стремлюсь стать хорошим разработчиком, способным решать нетривиальные задачи.
Ещё, возможно, когда-нибудь я снова захочу преподавать (не сейчас, потому что на данном этапе мне надо больше времени на прокачку собственных компетенций; плюс хотелось бы по возможности преподавать на родном факультете: хотелось бы приложить силы, чтобы сделать его ближе к субъективному идеалу).
По возможности мне хотелось бы стать просто хорошим, интересным человеком, который многое умеет, многое может показать и предложить. И наслаждаться жизнью как игрой (вместо того, чтобы превращать её в служение цели, которая, как я вижу, по Вашему мнению должна оправдывать средства).
Кажется, не так уж плохо это и звучит, даже с Вашей точки зрения.
Или Вы разочарованы?
Reply
Относительно цели, которая оправдывает средства - не совсем так. Я рассматриваю любое действие как эндоморфизм над миром, а обоснование необходимости совершения этого действия вывожу из разности исходного мира и полученного образа. Таким образом, педантичнее было бы сказать "результат заслуживает получения", а не "цель оправдывает средства". И нет, у меня нет универсальной событийной метрики, приходится работать "на глазок".
Я не разочарован, Елена. Вы действительно планируете долгосрочное возвращение (в Екатеринбург в общем и на матмех в частности)?
Reply
Я не исключаю такого расклада, но вообще конкретные обстоятельства жизни не планирую. Так интереснее.
Не считаю, что это что-то плохое. Не придерживаюсь версии о том, что в Европе непременно надо оседать (хотя у многих валить -- ультимативная просто цель), потому что в России непременно плохо. Считаю, что где тебе нравится и где ты пригождаешься, там и хорошо. А с политической точки зрения... кровавый режим, конечно, пакость страшная, но от всеобщего сваления он точно не накроется ничем.
Reply
Хорошо, Елена! Что-то кончается, что-то начинается, и этой беседе пришёл час лечь в мутные воды Стикса. Приятно было поговорить, надеюсь, что и Вам тоже.
Reply
А нынешние -- это какой курс? Не застану уже, наверно.
Reply
Reply
Leave a comment