Что мы обычно видим в книжном магазине на полке "Психология"? "Как стать стервой", "Как женить его на себе", в крайнем случае "Как понять женщин". Книг по детской психологии обычно нету. Между тем, это очень важный вопрос, ведь почти каждый из нас рано или поздно станет родителем, если таковым еще не является. Сейчас многодетные семьи не особо популярны, многие растут единственным или младшим ребенком в семье. Таким образом, воспитательный процесс часто проходит мимо них, и потом, в уже относительно зрелом возрасте столкнувшись с необходимостью иметь дело с РЕБЕНКОМ, такие люди смотрят на него и думают: "А что мне, собственно, с ним делать?"
Прежде всего, нужно понять, кто такой ребенок. Ребенок - это не маленькое животное, за которым нужно присматривать. Ребенок - это такой же полноценный человек, как и вы. Это самое важное, что нужно понять. Разница между взрослым человеком и ребенком
в том, что у него еще неокончательно сформировано тело, и он изначально не имеет никакого опыта. Все решения, которые мы, взрослые, принимаем, базируются на опыте. Голодный младенец, не знающий, что еду можно взять в холодильнике, или в крайнем случае купить в магазине, будет орать до умопомрачения, но не потому, что он глупый, а наоборот: он проверил, что если заорать, то скоро придет мама и покормит, другие же способы ему пока неизвестны.
Таким образом, пытаясь научить ребенка чему-либо, не забывайте о том, что он такой же человек, как и вы. Не бойтесь говорить сложные фразы. Конечно, нужно разъяснять значение тех или иных фраз, корректировать употребление и грамматику. Однако ваше общение с ребенком не должно строиться на том принципе, что "интеллект человека прямо пропорционален его расстоянию от ребенка", например, "Уси-пуси деточка! Деточка ты деточка! Ты деточка? Деточка, деточка ты деточка!.." или классическая "игра", когда мама закрывает глаза со словами "ой, нету мамы", открывает - "появилась мама" и опять закрывает... С ребенком нужно говорить нормальными фразами, младенцам рекомендуют читать стихи классиков. Можно говорить несколько фраз с одним и тем же смыслом подряд (детям нужно повторение) или создать такой контекст, в котором было бы очевидно, о чем идет речь. Пример: "Обратись с этим вопросом к маме. Спроси у мамы, сынок"; "Я не знаю. Обратись с этим вопросом к маме. Она знает". Дети, с которыми говорят, как со взрослыми, сами годам к пяти уже говорят почти как взрослые.
Детям, как никому другому, нужно учиться. Но совсем не потому, что с годами "усыхают" способности к обучению! Бытует ложное мнение о том, что с годами человек теряет способность учить иностранные языки. Ребенок может более-менее нормально говорить на родном языке годам к четырем. Если бы вам четыре года подряд не нужно было совершенно ничего делать, но вы бы постоянно сталкивались с необходимостью общаться с людьми на новом для вас языке - вам бы удалось овладеть им на очень приличном уровне. У взрослых людей много забот - учиться нужно рано и много, пока нету "этой проклятой работы", которая мешает исполнить "мечту всей жизни", например, выучить испанский или научиться играть на гитаре. Большинство детей не осознают, что им необходимо учиться всему именно сейчас, поэтому наша задача, задача взрослых, объяснить, зачем это нужно и мотивировать их.
К слову об объяснениях. Объяснять нужно всегда, так как запреты и "вырастешь - поймешь" дети чаще всего воспринимают как ваш личный каприз. Кстати говоря, на любой вопрос можно найти адекватный возрасту ребенка ответ: ("Откуда берутся дети?" - "Растут у мамы в животике"). Если ребенок поймет, что что-то нужно делать по какой-то конкретной причине, в следующий раз ему будет легче вспомнить это правило, так как у него в голове по этому поводу уже будет присутствовать некоторая логическая цепочка. Можно опираться на уже имеющийся у ребенка опыт, особенно резко негативный или резко позитивный. Разумеется, любое правило следует произносить вежливо, в форме просьбы - это способствует в том числе тому, чтобы ребенок сам стал вежливым. Пример: "Вымой, пожалуйста, руки перед едой. Это нужно делать, так как ты недавно играла в песочнице, и у тебя теперь руки в песке. Песок грязный, в нем много микробов, которые попадут в твой живот, когда ты будешь есть, и он у тебя может заболеть. Ты ведь помнишь, как ты недавно попала в больницу с пищевым отравлением? Вот так может заболеть живот, если ты не помоешь руки перед едой". Объяснения следует повторять каждый раз, чтобы это закрепилось в памяти ребенка. Не стоит бояться того, что такое объяснение слишком сложное. Вы ничего не теряете, кроме каких-нибудь десяти секунд каждый день перед завтраком, обедом и ужином. Во-первых, ребенок поймет, что вы не "просто так" запрещаете или приказываете ему, а можете это спокойно аргументировать, и тогда охотнее согласится это сделать (или не сделать).
Во-вторых, он сам научится видеть в этом логику, и вам не придется настолько тщательно следить за выполнением вашего правила. В-третьих, ребенок будет учиться думать перед тем, как делать что-либо. Многие дети, которым объясняли почему и как нужно что-либо сделать, повторяют объяснение, прежде чем сделать это еще раз. Кстати, очень полезно просить детей повторять сказанное вами. Да и вообще, полезно просить их выражать свои мысли и просьбы цельными, грамотными предложениями. Тут, естественно, если ребенок не может сказать сам, нужно сказать фразу за него и попросить повторить. Процесс повторения одного и того же, давно известного и очевидного вам, может поазаться мучительно долгим, тем не менее оно того стоит.
Конечно, любое обучение должно быть в радость ребенку. А таким его можно сделать, насытив яркими примерами, аналогиями с тем, что ребенок уже знает, и, конечно же, играми. Развивающих игр - огромное множество, о них пишут в журналах для мам и на соответствующих сайтах. Не стоит забывать, что чем меньше ребенок, тем быстрее его внимание рассеивается, поэтому даже в игре не надо быть настырными, если ребенку захотелось поиграть во что-то другое - лучше его оставить в покое на некоторое время. Вообще, в обучении нужно быть по максимуму ненавязчивыми. Детей очень пугают фразы вроде "А сейчас мы будем учиться читать!", ведь это что-то, неясно зачем нужное, что их почему-то заставляют делать. Не забываем о мотивации: если вы по первому зову ребенка будете бросаться читать ему книжку, ему будет незачем учиться читать (не нужно сразу отказываться читать ему абсолютно все, можно, например, на просьбу ребенка продолжить читать сказку на ночь, ответить, что вы уже устали, и что если бы он сам умел читать, он мог бы дочитать сам). Вспомните анекдот про четырехлетнего сына британского лорда, который не произнес ни слова, пока ему не принесли слишком горячий суп. "Горячо!" - "Боже ж ты мой! Ты, оказывается, можешь говорить! Почему же ты раньше этого не делал?" - "Потому что раньше суп всегда был нормальным".
Обобщив все вышенаписанное, можно сказать, что ребенку не надо приказывать: он, скорее всего, захочет все сделать наоборот, если не будет видеть четкой причины, по которой нужно поступать именно так, как сказали ему вы. Учить ребенка нужно весело, без принуждения, но и создать все условия, чтобы ребенку хотелось учиться новому.
В заключение хочу сказать, что многие родители слишком волнуются, когда у них не получается все именно так, как написано в книге/показали по телевизору/рассказала бабушка. Помните: ребенок - это человек. Такой же, как и вы, но ему еще только предстоит узнать многое об этом мире. Для того, чтобы хорошо воспитать ребенка, говорится в пословице, нужно много мудрости... и немножко удачи.
P.S. Это не копипаста из какой-то там книжки по психологии. Это лично мною написанная статья. =^.^=