Сферический Учитель в вакууме

Nov 11, 2010 22:59


Каким должен быть идеальный педагог?


Сферического педагога в вакууме для краткости в тексте называю Учителем.

Цель

Цель Учителя состоит в том, чтобы научить своих студентов.
Чем большее количество его студентов приобретут знания, и чем качественнее эти знания будут - тем лучше.

Тут же возникает вопрос: а все-таки, что важнее - количество или качество? Разумеется, в нашем не сферически-вакуумном мире приходится чем-то жертвовать.
Очень хочется написать, что качество - превыше всего. Однако бывают такие ситуации, когда лучше будет дать всем студентам лишь общее представление о каком-то вопросе, чтобы у них хотя бы появилась возможность самостоятельно разобраться в остальном и понять эту тему глубже.

Пример. В большинстве современных вузов программа для студентов-физиков устроена по-глупому: студента не учат брать интегралы, а сразу заставляют решать задачи с их применением - а сразу после этого курса идет следующий, базирующийся на нем. Возможно, преподавателю стоит уделить какое-то время разъяснению принципов интегрирования (если в этом есть необходимость), чтобы те, кого по какой-то причине не научили этому в школе (например, любой не-математический класс). Иначе студент рискует банально завалить предмет из-за незнания основ, а уже следующую тему освоить будет уже совсем нереально из-за отсутствия знаний по нескольким уровням ниже.

На самом деле, существует такой универсальный волшебный навык, который дает студенту возможность легко прокачать свой интеллект в любой области знаний. Это - умение учиться.
Кто-то скажет, а как же желание? Как же мотивация?
Поверьте, когда ты умеешь молнии из рук, невозможно сидеть дома и болтать ногами в тазике.

Итак, основная цель Учителя - научить своих студентов учиться.

Методы

Индивидуальный подход

Собственно, Учитель, будучи не самым обычным человеком, работает тоже не с серой толпой, а с такими же личностями. Для него важна не просто цель, ему важно, кто получится из этих молодых людей.

Учитель знает, что каждый человек уникален, поэтому старается хоть понемногу обратить внимание на каждого. Практически всем нравится, когда к ним лично проявляют внимание. Об этом, кстати, не только Карнеги писал, а его одного, как мне кажется, уже предостаточно.

Самый банальный пример - темпераменты (иллюстрация):

- флегматик (неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств; проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным; в работе производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием);

- холерик (быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый; у него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника; увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается);

- сангвиник (живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями; скорее всего, обладает выразительной мимикой; очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно);

- меланхолик (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, остро реагирует на внешние факторы; переживания зачастую не может сдерживать усилием воли, повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним).

Темперамент человека можно отобразить на графике, отложен в виде точки по оси X - Силу чувств (интроверсия/экстраверсия) и Y - Степень возбудимости (эмоциональная устойчивость/неустойчивость). Например, это можно изобразить так: круг Айзенка.

Что такое эмоциональная устойчивость - в принципе, понятно. Чем более эмоционален человек, тем дольше он склонен сохранять ту или иную эмоцию (положительную или отрицательную).

А вот с экстравертами и интровертами часто возникает путаница.
Экстраверт более ориентирован на внешний мир, других людей; в то же время интроверт больше думает о своем внутреннем мире.
Это не значит, что экстраверт - более общительный, а интроверт - эгоист. Просто первая мысль, которая у них возникает, ориентирована на ту или иную сторону.
Например, экстраверт склонен в первую очередь обвинять других людей в каком-нибудь плохом происшествии, тогда как интроверт будет искать проблему в себе.

Настоящий Учитель хорошо разбирается в людях, пусть и не на профессиональном уровне. Он убежден, что психология отыгрывает важную роль в учебном процессе.
Поэтому его студенты так его и любят.

Отношение к студентам

Учитель любит своих студентов.
Но в учебном процессе он не отвелекается на личные качества каждого. Учитель не станет отдавать кому-то преимущество, или, тем более, занижать кому-либо оценку.

Конечно, очень тяжело работать с теми, кто категорически не хочет учиться.
Но Учитель не видит в этом проблему. И, главное, он понимает разницу между студентом, который не учится, и студентом, который не хочет учиться.

Как определить, хочет студент учиться или нет?

1. Спросить его.

Конечно, студент может соврать. Но если он говорит, что он учиться не хочет, то ему можно смело верить.
Что делать с таким студентом?
Спросить, почему так получилось, и, если мотивировать его бесполезно, помочь уйти в ту область, где ему будет интересно. Многие студенты экономических или юридических факультетов идут туда далеко не по собственной воле, а из-за родителей. И просто-напросто долгом Учителя будет убедить такого студента, что незачем тратить годы жизни на неприятное и неинтересное занятие. А при особой наглости (и при этом нежелании ничего менять) - что ж, придется выгонять. Только спокойно.
Если же избавиться от такого студента не получается по определенным причинам, то нужно просто добиться того, чтобы он не мешал. И ставить самую минимальную оценку. Все равно ведь учиться не будет, и выгнать нельзя. Если же студент плохо ведет себя на занятии - нужно вначале объяснить ему, что он мешает остальным, и попросить быть потише, а если это не сработает - вежливо попросить покинуть помещение. Правда, некоторых преподавателей раздражают даже тихие студенты, которые просто их не слушают - но важно помнить, что ругань и крики не заставят его вдруг заинтересоваться.

2. Расспросить детальнее.

Зачем именно ему нужна учеба? Как правило, из ответа довольно отчетливо видно, почему студент здесь.
Стандартные заученные фразы говорят о том, что скорее всего студент толком не понимает, зачем ему это надо, а значит - либо родители заставили, либо просто хочется уйти от ответа. Главное - убедить студента в том, что честный ответ облегчит жизнь обоим.
Если становится ясно, что студент соврал, действовать согласно инструкции в пункте 1.
Даже в случае, если это была ошибка - что же, будет наукой студенту. Нечего врать.

3. Выяснить, в чем проблема.
Спросить можно и у самого студента, и у его друзей. Можно также узнать это у других преподавателей или родителей - но никогда не выносить это на всеобщее обозрение и даже не сообщать самому студенту. Некоторые студенты очень стесняются своих родителей и могут сильно обидеться.
Причина может быть в нехватке мотивации - о ней немного ниже.
Проблема может быть в нехватке базы знаний - тут можно, например, порекомендовать хорошую литературу и стараться не слишком напрягать человека терминологией.
Задолженности могут также возникнуть из-за общей безалаберности студента - но такие, как правило умеют учиться в последнюю минуту перед экзаменом и всегда понимают, что результат - заслуженный. Что делать? Готовиться принимать пересдачи.
Ситуация вне учебного заведения (семья, личная жизнь, здоровье) тоже серьезно влияют на работоспособность студента. Тут можно разве что подбодрить человека. Но делать это нужно искренне и без жалости - намного лучше будет просто сказать что-нибудь хорошее.

И, вне зависимости от ситуации - Учитель любит всех своих студентов и желает им добра.
Даже самым глупым. ( Именно поэтому и выгоняет с глаз долой, все в его же интересах :) )

Самостоятельная работа

Напомню: главная цель Учителя - научить своих студентов учиться.
Поэтому он не станет заставлять их все зазубривать, а добьется понимания.

Нужно, фактически, добиться того, чтобы студент научился работать сам.

В разных видах деятельности своя специфика обучения.
По-хорошему, Учитель должен дать студентам общую методику изучения конкретного предмета, но не как обязательную, а просто как рекомендации. Ведь всегда найдутся студенты с другим типом мышления, которые так же эффективно могут усвоить и понять материал, пользуясь совершенно другими методами.

Принято различать такие типы людей (в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации):

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения, в виде картинок.
Людям с таким видом восприятия нужно показывать графики, давать яркие примеры. В речи нужно использовать визуальные обороты ("Давайте направим ось икс в глаз наблюдателю. Что он видит? Уже ничего...")

Аудиал - человек, который лучше всего воспринимает информацию на слух.
Мечта лектора. Особенно, если он хорошо играет с интонациями. Для достижения максимального эффекта нужно использовать звуковые эффекты ("Как работает трансформатор?" - "Ж-ж-ж." - "Два. Неправильно. Трансформатор работает так: у-у-у.").

Кинестетик - человек, воспринимающий информацию через телесные ощущения (обоняние, осязание и др.), с помощью движений.
Такому человеку обязательно надо все пощупать, понюхать, и, при возможности, надгрызть. Преподавателям абстрактных предметов с таким придется повозиться и придумывать абстрактным понятиям свойства реальных предметов - вроде "острый вектор" - или просто заставлять их все записывать до крепатуры в пальцах ("Как мы будем брать этот интеграл? Очень просто. Берем в руку ручку...").

Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.
Самый редкий тип. Тут все, с одной стороны, просто, а с другой... Если предмет гуманитарный... ("Давайте для простоты возьмем матрицу 7-го порядка...")

В общем, как вы уже поняли, Учитель должен быть умным и всесторонне развитым.
И сферическим в вакууме.

Мотивация

И, все-таки, стремление работать всегда положительно сказывается на результатах учебы. Учитель помнит об этом и старается применить все возможные методы, чтобы заинтересовать своих студентов.

Важно помнить, что все люди разные и у каждого разные виды мотивации. В конце концов, не у каждого, как у Маслоу, верхним сегментом пирамиды потребностей являются духовные блага.
Так что Учитель с помощью дедукции или просто методом научного перебора ищет ключ к сердцу мозгу студента.

Тут же приведу немного теории о мотивации.

Базовые типы мотивации.
Как правило, определяются воспитанием ребенка в семье; неправильный выбор из этих вариантов мотивирования может не привести к результату или даже вызвать негативную реакцию.

1. Внешняя/внутренняя мотивация.
Внешняя мотивация обусловлена внешними обстоятельствами, тогда как внутренняя связана с самим содержанием деятельности.

Пример.
"Твою работу оценят другие люди" - внешняя мотивация.
"Это будет очень интересное занятие" - внутренняя мотивация.

2. Положительная/отрицательная мотивация.
Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной; на отрицательных - отрицательной.

Пример.
"Если я наведу порядок на столе, я получу конфету" - положительная мотивация.
"Если я наведу порядок на столе, то меня не накажут" - отрицательная мотивация.

3. Устойчивая/неустойчивая мотивация.
Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления; неустойчивая мотивация, как правило, основана на навязанных обществом ценностях.

Пример.
"Я хочу есть, поэтому зайду в магазин и куплю еды" - устойчивая мотивация.
"Я должен кормить семью, поэтому я зайду в магазин и куплю еды" - неустойчивая мотивация.

Есть также специальные виды мотивации, которые стоит выделить отдельно:

1) мотив самоутверждения (связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием; человек пытается доказать окружающим и самому себе, что он чего-то стоит);

2) мотив идентификации с другим человеком (стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность; человек пытается идти по тому же пути, так как уже знает, что это сработало для кого-то);

3) мотив власти (стремление влиять на людей; это стремление занять руководящую позицию в группе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность);

4) процессуально-содержательные мотивы (побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами; человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность);

5) социальные мотивы (связаны с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом, отдельными людьми; часто такой мотив возникает вследствие строгого воспитания в семье);

6) мотив саморазвития (стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию или самоопределению; особенно характерен для молодых людей);

7) мотив одобрения (стремление получить одобрение других людей; характерен для неуверенных в себе людей, но не обязательно проявляющих эту неуверенность внешне);

8) мотив престижа (стремление получить высокий социальный статус или другие преимущества, стремление выделиться; в данном случае интерес к делу совершенно не обязателен);

9) негативная мотивация (стремление избежать неприятностей и наказания в случае невыполнения деятельности; один из наихудших видов мотивации, поскольку, как правило, угнетает остальные мотивы и может привести к обратной реакции - но в отдельных случаях и для отдельных личностей может быть полезен);

10) мотив достижения (стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить);

11) мотив присоединения (стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, к контакту и общению с ними; характерен для молодых общительных людей).

Есть такие учителя, у которых наблюдаются проблемы с предметом, который они преподают. Но при этом они всегда сияют, всегда готовы признать свою ошибку и похвалить поправившего его студента; а отчаявшегося они всегда готовы подбодрить и стараются как-нибудь ему помочь.
И несмотря на то, что они не идеальны, студенты называют их Учителями с большой буквы.

Качества

Учитель, помимо высоких профессиональных способностей, должен также обладать выдающимися личностными качествами.
В некоторой степени это относится к мотивации.

Настоящий Учитель - необыкновенная личность сам по себе. Люди тянутся к нему просто потому, какой он есть.
Его лекции интересны, так как он просто не может нудно бубнеть себе под нос или читать все из методички. Выдающийся человек просто не может себе этого позволить.

Даже если Учитель не идеально владеет материалом или не всегда спокойно относится к студентам - к нему все равно будут с удовольствием приходить. Он такой, такой... Да что тут можно сказать, на это нужно смотреть!

Пример. Наверняка у каждого, кто когда-либо учился в вузе, был хотя бы один преподаватель с такой интересной особенностью: на его лекциях всех неизбежно клонило в сон. Не потому, что он рассказывал чепуху - нет, он давал очень интересный материал, в правильном порядке, иллюстрировал все примерами. Его голос не был ни тихим, ни монотонным - обычный нормальный голос. Возможно, он даже постоянно обращался к аудитории, чтобы видеть, как его понимают. Но на его парах половина потока, хоть ты тресни, спала; остальные же прилагали титанические усилия к тому, чтобы не последовать их примеру. А все дело в том, что у этого преподавателя не было изюминки - он был скорее похож на говорящий учебник, чем на живого человека.

Учитель должен отличаться от говорящей книги хотя бы потому, что в свете развития новых технологий (например, видеокурсы) потребность в нем просто отпала бы. Ученику нужно что-то большее, чем ходячая энциклопедия - ему нужна Личность.

Вот вам и краткое описание идеального учителя. Кто не любит читать много букв - в общем, сойдет и картинка из заголовка.

политика партии, love and peace

Previous post Next post
Up