Наверное, нету ни одного школьника, который ни разу не говорил: "Ну зачем мне эта дурацкая математика / история / химия / французская литература?!" А некоторые, особо обиженные, и во взрослой жизни выступают за полную отмену конкретных предметов. Предлагаю вашему вниманию небольшой разбор полетов.
Математика.
Самый великий и ужасный предмет. Его боятся и ненавидят. Нужны ли будущему журналисту интегралы, стереометрия и арксинусы?
По-хорошему, если человеку интегралы не нужны, он все равно не будет вникать в суть. А просто зубрить формулы, считать производную штришком над буквой "х" - согласитесь, глупо. Вообще, школьная программа рассчитана именно на такое зазубривание. Тогда как прибавлять-отнимать, проценты считать, фигуры уметь представлять - полезное умение, тригонометрические формулы не остаются в памяти человека, которому это не нужно в университете, и потом тоже никогда не применяются.
Я бы предложила решить эту проблему таким образом: поставить большую часть математики в старших классах факультативом. Сделать обязательным посещение определенного количества факультативов по выбору, а там уж пусть ребенок сам выбирает, куда ходить.
История.
Ужас технарей. Непонятные цифры, названия, смесь лингвистики и географии. Нужно ли запоминать все эти даты, названия давно несуществующих местностей, имена каких-то давно умерших людей?
Ценность истории прежде всего в том, чтобы люди могли посмотреть на опыт предков и больше так не делать. Или, если таки надо - делать, но знать, что может получиться. Однако же почему-тона истории нас заставляют учить точные даты, названия договоров, которые часто по сути ничего не изменили. Имена выдающихся личностей, конечно, нужны. Однако давать их нужно только в связке с выдающимися событиями. И не так: "в подписании договора участвовали Первый, Второй, Третий и Десятый", а рассказать, кто выступал инициатором, кто был против, и что из этого получилось.
Историю должен знать каждый культурный житель страны, поэтому совсем убирать ее не нужно. Вместо этого лучше поменять программные требования: знать не точные даты, а хронологию или логику событий. Знать не имена всех правителей, а уметь рассказать, что сделал тот или иной правитель такой-то страны.
БЖД.
Самый халявный предмет в школе. Возникает логический вопрос - а нужен ли он такой вообще?
Знать цвета светофора, технику безопасности и подобные вещи - безусловно, нужно. Поэтому никуда убирать этот предмет уж точно нельзя. О вреде курения, наркомании должен кто-то детям рассказать, не все родители этим обеспокоены. Точно так же нужно рассказать о половой жизни, от чего бывает беременность, от чего не бывает, откуда берутся венерические заболевания и так далее.
Урок должен быть интересным - с играми, тестами и другими развлекательными моментами. Контрольные не должны содержать сложных вопросов, которые хочется списать, а простые вещи, на которые должен уметь отвечать любой идиот (типа, можно ли оставлять включенной плиту, когда уходишь из дому). Это нужно скорее не для проверки, а для закрепления знаний. И ученикам нужно будет переписывать такую контрольную, пока не напишут на 100%. И вместо реферата пускай лучше человек выступит перед классом, например, с рассказом о вреде курения в вольной форме.
Рисование.
Получается, что за то, откуда у вас растут руки, еще и оценки ставят? Нужен ли такой подход кому-нибудь?
Рисование в школах придумали для того, чтобы привить детям любовь к прекрасному. На деле же - истерики, миллион замазанных листов бумаги, и рисует в конечном итоге мама. Кому-то рисование легко дается, а кого-то все дразнят, несмотря на все старания. Такое разграничение по способностям аккуратно выводить линии на бумаге вряд ли будет полезным. Оценки нужно ставить скорее за старания, чем за результат - один человек мог весь вечер рисовать, и получить жалкую картинку, а другой, более способный - плюнуть на это дело и вообще не сдать работу.
Основной упор в рисовании нужно делать на вещи, поддающиеся логике. Например, построение композиции. Принципы рисования перспективы. Особые техники рисования. И оценивать нужно не то, насколько картина красиво смотрится, а то, насколько человек старался при ее создании. Также нужно учитывать то, сколько работ было сдано.
Иностранный язык.
Нужен ли иностранный язык ребенку, который не ездит в другие страны? Почему он должен сидеть и заучивать слова, которыми не пользуется в реальной жизни?
Английский язык не только является международным, но и активно используется в повседневной жизни. Многие компьютерные программы, сайты, продукты содержат надписи на английском. Самый распространенный язык для научной и образовательной литературы - английский. Поэтому человеку, собирающемуся жить в социуме, нужно его знать. Остальные языки знать не так важно, но можно, если будет возможность их выбирать отдельно, как факультативы.
О технике преподавания иностранных языков в странах бывшего СССР можно долго ругаться. Методику нужно срочно менять, так как из школ (и даже некоторых университетов) выпускаются люди, не способные связать два слова на изучаемом столько лет языке. В остальном - английский должен остаться обязательным, остальные языки - факультативно или согласно специфике школы.
Закон Божий.
В Украине не преподается, однако уже, по слухам, есть в школах России. Поэтому все же несколько слов об этом предмете.
Согласно Конституции, все люди равны вне зависимости от вероисповедания. Преподавание такого предмета является очевидным насаждением православия и попранием прав человека.
Поэтому такой предмет нужно отменить.
Биология.
Нужно ли заучивать названия внутренних органов разных непонятных зверушек, смотреть на рака в разрезе, возиться с пробирками? Есть ли от этого польза?
Биологию начали изучать для того, чтобы знать об особенных свойствах разных живых организмов. Например, чем человеку могут быть полезны конкретные растения или животные. Также в биологию входят общие понятия об эволюции. Знать, какое растение от какого произошло, можно, но не обязательно. В принципе, интересным разделом биологии является генетика. Ее нужно учить хотя бы потому, что незнающему человеку можно наплести что угодно - и он поверит, что превратится в козленка, если съест генетически модифицированную капусту.
Чтобы не отрывать ученика от жизненных реалий, при изучении любого организма нужно делать упор на его значение для жизни человека. Особое внимание уделить, конечно же, анатомии, так как ее знания важны абсолютно для всех.
Музыка.
Оно кому-то надо? А как же те несчастные, которым медведь на ухо наступил?
По сути, музыка является наследием старых церковных школ, где кроме искусств особо и нечего было учить. Сейчас каждый учитель музыки подстраивает свой урок под себя - кто-то учит петь, кому-то важнее научить всех играть на гитаре. Получается, что оценка зависит от наличия слуха, голоса и желания срезать ногти (для гитары это, увы, обязательно), а также длины пальцев (для почти любого музыкального инструмента).
Что с этим делать - не совсем понятно. По-хорошему, должны собраться специалисты в этой области и что-нибудь придумать, учитывая интересы тех, у кого со слухом и голосом совсем плохо. Можно предложить просто изучать музыкальные стили, слушать классическую музыку и немного учить нотную грамоту. Или просто сделать ее факультативом.
Физика.
Обязательно ли продавать душу дьяволу, чтобы понять физику? Или лучше изгнать ее из школы, как злого духа, и больше не возвращать?
Существует множество мифов о том, что для понимания физики нужно совершить кучу сатанинских обрядов. К тому же, некоторые учителя пользуются сложностью предмета и стараются как можно сильнее запугать учеников. И к сожалению, некоторым из них важнее, чтобы ученики зазубрили конкретные формулы, а понимание сути процесса они считают второстепенным. Поэтому физика иногда кажется просто набором букв. А на самом деле при правильном подходе физика отлично развивает мышление.
Физику, конечно, убирать из школьной программы не нужно - человек должен хотя бы в общих чертах знать, как устроен мир, в котором он живет. В старших классах этот предмет иногда становится обузой, так что можно его сделать по большей части факультативным, как и математику.
Литература.
Читать - полезно. Но полезно ли читать то, что записано в школьной программе?
Школьная программа по литературе составлена, очевидно, таким образом, чтобы отбить у человека любое желание читать. У большинства авторов берут худшее произведение и ставят его в программу. Также много вещей осталось еще из советской программы - тех, которые были там из идеологических соображений. Иногда даже происходят реформы, но убирают из программы обычно совсем не то. И добавляют "современную классику" вроде "Парфюмера", от которой, извините, блевать хочется. Об украинской литературе вообще сложно говорить - большая часть романов и рассказов повествует о сельской жизни, от которой очень далек средний современный житель Украины (урбанизация, сэр).
Чтобы литературу можно было читать, нужно полностью пересмотреть список, и в некоторой мере согласовать его с детьми (далеко не все взрослые понимают, что ребенок в нужном возрасте поймет, что вызовет у него отвращение или протест). Изучение стихов можно оставить, однако желательно, чтобы дети хотя бы немного могли выбирать. Изучение кусков прозы (особенно с описанием незнакомых городским детям сельскохозяйственных культур) - выбросить и забыть, как о страшном сне. И в старших классах частично сделать факультативной.
География.
Иванушка-дурачок говорил "на извозчике доеду". Может, так оно и есть?
Наверное, из соображений культуры человек все-таки должен знать, что он в этом мире не один и кто его соседи. Однако знать, в какой части страны находятся залежи какого-то полезного ископаемого - не настолько важно для обычного человека. Разве что двух или трех самых важных ископаемых, для страны или даже всего мира. И названия столиц всех стран Африки вряд ли помогут человеку в реальной жизни.
Географию лучше изучать с привязкой к культуре, традициям. По каждой стране желательно сделать презентацию, чтобы ученики могли себе хотя бы представить, как там люди живут. Можно приглашать людей, которые были в этих странах. Вообще, любые знания по географии должны подкрепляться хотя бы яркими картинками. Чтобы название страны перестало быть просто набором букв. В старших классах занятия сверх одного в неделю надо сделать факультативными.
Родной язык.
Надеюсь, все согласятся, что в Украине украинский язык отменять нельзя.
Во время урока складывается такое ощущение, будто бы в школах готовят будущих лингвистов. Какие-то "дієвідміни" и прочие умные слова, которые только мешают ребенку нормально говорить. А также куча правил, которые никто не может запомнить. Нужно делать обучение на примерах - чтобы ребенок сам вывел правило. Можно придумать такие предложения или фразы, в которых неправильное правописание сделает их абсурдными, смешными, запоминающимися. Полезно также заучивать специальные стишки для запоминания исключений.
Поскольку большая часть населения страны не умеет говорить на литературном украинском, нужно ввести в урок много практики. Живое общение. Также местами полезно учить перевод некоторых фраз с русского или другого языка (в некоторых западных регионах). Изучение правописания должно быть построено в основном не на правилах, а на примерах. И делать это с любовью, а не с угрожающей указкой над пальцами.
Физкультура.
Сама по себе вызывает меньше страха, чем тренер. Мечта любой девочки - получить справку об освобождении.
Проблема обычно даже не в том, что бегать не хочется. Просто учитель чаще всего попадается какой-то особо недовольный жизнью. И если ребенку не повезло с физическим развитием - здравствуйте, оскорбления: "давай, корова жирная, отжимайся!", "ты что, дистрофик?!", "ничего не хочу слышать, бегать будешь хоть беременным!" и так далее. А еще есть нормативы. И если несчастный очкарик не укладывается в понятие о среднем здоровом ребенке, то ему с ростом 160 см придется прыгать вперед на два метра, и никого это не волнует. Хуже всего, если родители ко всему этому хотят сделать из больного ребенка "мужика" и наотрез отказываются хотя бы частично освобождать его от физкультуры.
По-хорошему, за оскорбления учеников учителя должны лишать права на работу с детьми. Однако желающих и так мало, так что... И еще, нормативы должны быть приспособлены к возрасту и росту детей. Также было бы хорошо, если бы ребенок мог пройти медкомиссию для получения справки об освобождении прямо в школе.
Вот такие размышления. Может быть, я пропустила какой-то важный предмет. В общем, если есть мысли - пишите.