Идею поехать в Выборг на фестиваль "Рыцарский замок" нам подала Юля, которая помимо игры на своем приборе также увлекалась исторической реконструкцией и была активной участницей местного троицкого клуба "Гентское ополчение", нося в нем почетное звание Настоящего Мужика. Фестиваль в Выборге проводился уже далеко не первый год и ориентирован был прежде всего на "боевую" часть, но музыкантам там тоже, пусть и не очень большое, но место находилось - ставили сцену, проводили какие-то выступления... Естественно, мы были всеми конечностями за! Тем более, что это, получается были прям гастроли, в другом городе, как у взрослых!
Фестиваль традиционно проводился в конце июля - начале августа и, как это заведено практически всегда, длился неделю - от выходных до выходных. В первые выходные был заезд - клубы ставили свои лагеря (прямо под стенами замка - по нынешним временам, дело совершенно немыслимое), а потом до пятницы занимались совместными тренировками, отработкой боев... и, конечно же, пьянством! Далее, в субботу устраивались "показательные дни" с движем, доступным для посещения простыми зрителями - они могли с трибун посмотреть на бои, походить по лагерю, купить какую-нибудь сувенирку на ярмарке, послушать выступления музыкантов. И, наконец, с воскресенья все разъезжались, некоторые оставались на месте практически до конца недели. Схема эта, отработанная годами, кочует в неизменном виде от фестиваля к фестивалю, различаясь исключительно в каких-нибудь мелких деталях: где-то показательный день частично съезжает на воскресенье, где-то наоборот на пятницу, зрителям кое-где предлагают посмотреть на реконструкции реальных боев (это как раз происходило в Выборге), а где-то устраивают простые бугурты (т.е. бои "стенка на стенку"), иногда проводятся турниры. Но важный момент: из-за этой схемы Юля со своим клубом откочевала в Выборг за неделю до нас, пообещав, что она согласует наше присутствие на фестивале. А поскольку старые мобильные телефоны хоть и могли работать несколько дней без подзарядки, но не неделю, плюс, имела место такая штука, как межрегиональный роуминг, да и в некрупных городах GSM-сигнала подчас вообще не было (дикие времена!..), созвониться с ней мы не могли и потому ехали не то чтобы в полную неизвестность, но были близки к этому состоянию.
Как это ни парадоксально выглядело, но я, с моим не очень богатым походным опытом, оказался самым прошаренным человеком с точки зрения организации автономного существования без благ цивилизации! Парочка походов-турслетов была за плечами у Тимура, но вот остальные ребята дальше дачи "в леса" не отправлялись никогда, посему именно мне в итоге пришлось заниматься составлением раскладки и закупкой продовольствия, крупа там, макароны, тушло... План был таков: мы собираемся дома у Олега, перераспределяем барахло, после чего выдвигаемся на вокзал. И все бы ничего, но неожиданно выяснилось, что Олег в этот день благополучно захлопнул дверь в квартиру, оставив в ней ключи. Уж не помню по какой причине, но тупо созвониться с родителями и взять ключи у них, заехав на к ним на работу, тоже не представлялось возможным - они то ли в отпуске за бугром были, то ли на даче... Опять же не помню, как именно эта проблема решалась, но в результате попасть к себе домой Олег до отхода поезда смог, но пару очень неприятных часов нам эта история обеспечила...
Рассказывать про дорогу до Питера не вижу особого смысла, так как, в общем-то, дорога сия прошла совершенно без приключений. Пили пиво, играли в преферанс, песни в тамбуре орали, а потом за оставшиеся жалкие 4 часа дороги лихорадочно пытались выспаться :)
Славный город Санкт-Петербург встретил нас солнечной погодой, дымкой и собачьим для июля холодом. И неудивительно: на улице было то ли 4, то ли 5 утра. Поскольку для некоторых из нас эта поездка в Питер была первой (а, например, для меня, это была первая поездка в Питер, когда у меня была возможность по нему погулять), наш дальнейший план заключался в том, что мы заваливаемся в гости к некоей подруге Андрея, бросаем у нее вещи, гуляем, потом садимся на вечернюю электричку и приезжаем в Выборг на ней.
Как только мы выгрузились из поезда, нас тут же нашла одна серьезная беда: Тимур как-то неудачно облокотил свою виолончель на груду нашего барахла, в результате чего она в какой-то момент начала съезжать вниз и в итоге мощно долбанулась об асфальт перрона. Беглый осмотр инструмента показал, что в ближайшее время играть на нем решительно невозможно, надо чинить, посему к планам на день добавился также еще один: попытаться через каких-нибудь знакомых найти телефон виолончельного мастера и попытаться договориться с ним о срочном ремонте.
Напомню, что на дворе стояло 4 утра (или все-таки 5?..), метро еще не ходило, кафе не работали, круглосуточный фастфуд, как сейчас, на вокзале еще не изобрели, а до Андреевой подруги добраться как-то было надо. У Тимура с собой была карта Петербурга с наложенной на нее схемой общественного транспорта - согласно этой схеме, от вокзала надо было пройти по Невскому до трамвайной остановки, от которой можно было бы добраться до Черной Речки, где эта самая подруга и обитала. Сказано - сделано, пошли. Пришли. Стоим, как идиоты, в том месте, где согласно схеме должна быть остановка. Десять минут стоим, пятнадцать... До тех пор, пока не удалось выцепить какого-то прохожего, который сообщил нам радостное известие: трамваи по этой улице уже года два как не ходят, а то, что пути остались - это так, локальное недоразумение. "Дай-ка сюда свою схему", - с улыбкой, не предвещающей ничего хорошего, попросил Тимура Чиж, - "так-так... какой у нас тут год издания написан?.. О, 1995! Тимур, ты сегодня дважды молодец!" Тот факт, что трамвая мы не дождемся, не особо прибавил нам энтузиазма: за время, которое мы потратили, добираясь до несуществующей трамвайной остановки, метро открыться не успело, что означало, что до Черной Речки как минимум частично добираться придется пешком. Напомню: мы тащили на себе инструменты, палатки, спальники и еду, рассчитанную на трое суток автонома, - не то чтобы много, но и немало, а главное - не очень удобно. Отмахав достаточно солидное расстояние, мы все-таки нырнули в только что открывшееся метро, что спасло наши измученные тяжестью багажа организмы. Но, судя по всему, вид наш было все равно достаточно красноречив, так как Оля (все-таки, кажется, именно так звали подругу Андрея - даже если нет, в моем рассказе она будет фигурировать именно под этим именем), открыв нам дверь, очень быстро перестала улыбаться и с участием спросила "Ребята, вам пива налить?"
Пока мы добирались до Олиного жилища, прошло какое-то ненормально большое количество времени, поэтому после того, как мы позавтракали, наступило уже достаточно пристойное время, чтобы попытаться начать искать виолончельного мастера. Оля присела на телефон почти на час, после чего сообщила нам неутешительную весть: все знакомые мастера, количество которых составляло чуть менее, чем количество пальцев на руке, либо в отпуске, либо по уши в заказах, но в любом случае поломки такого рода за пару часов не устраняются. Короче, виолончели у нас в Выборге не будет. Грустно, конечно, но что поделать... Решено было продолжить следовать первоначальному плану - оставив наши вещи у Оли дома, мы отправились на прогулку.
Да, забыл упомянуть - по каким-то непонятным причинам вместе с нами в Выборг поехала Лена, с которой нас познакомил Илья из "Кельтологии". Я совершенно не помню, кто именно ее позвал и почему так получилось, что она поехала с нами, но в конечном счете, после этих гастролей мы ее не видели. То ли ей хватило выше крыше перенесенных приключений, то ли определенную роль сыграли какие-то невзаимные симпатии и ложные надежды... Так или иначе, большую часть времени она находилась где-то на периферии нашей довольно-таки шумной компании в состоянии, которое можно охарактеризовать то ли как тихая паника, то ли суеверный ужас.
Во время прогулки. Слева - Лена
Я бы не назвал то, каким маршрутом мы двигались по Петербургу, экскурсией - у Оли были какие-то дела в городе, т.е. прогулка не особо напоминала полноценную экскурсию по стандартным точкам, которые должен посетить каждый уважающий себя турист, а ближе к обеденному времени переместилась в строго гастрономическую плоскость. У Оли на примете было больше десятка самых разных кафе, кафешек, кабачков, рюмочных, где, по ее словам, недорогая и вкусная еда, но каждый раз с этими местами было что-то не так (либо мест свободных не было, либо очередная точка по неведомым причинам была закрыта, впрочем, для первой половины дня это нормально), пока в какой-то момент мы не добрались до заведения под названием "Муха-Цокотуха", оказавшимся на поверку откровенной рыгаловкой. На этом наша экскурсия закончилась, надо было возвращаться обратно, так настало время садиться на электричку, до которой Оля нас и проводила, пожелав на прощание ни пуха ни пера.
Погода тем временем начала конкретно портиться: еще днем небо затянуло облачками, которые, когда мы выехали из города, сменились тучками... Ближе к Выборгу эти тучки сгруппировались в одну большую супер-мега-тучищу, из которой не замедлил начать идти мелкий, противный и очень холодный дождь. Типичный северный, сказал бы я, если бы на тот момент имел бы за плечами нынешний опыт путешествий, но поскольку я его не имел, то этот дождь в моих мыслях был просто сраным холодным. Короче, славный город с замком посередине встретил нас на редкость мерзкой погодой, отягощенной серьезным похолоданием. Выйдя из вокзала, сориентироваться было несложно: вон она, башня замковая, нам туда. По дороге нам попалось несколько человек в исторических костюмах, в том числе пара девушек, которые, завидев нас, радостно воскликнули: "О, музыканты! Неужели Лейтеры приехали?" Это было чудно - мы были уверены, что едем в полную неизвестность, максимум, потусить, может, где-то поиграть в шляпу, нас никто не знает и вообще. Удивились, сделали зарубку в мозгах и пошли дальше к замку.
Нашей первейшей задачей было найти место, где стоял Юлин клуб, чтобы встать лагерем на его территории, что мы и проделали. Территория, правда, оказалась, весьма ограниченной, на валу около внутренней стены замка. Тут надо учесть один очень важный момент: поскольку палатки у нас были современные, туристические, а у клубов были типа исторические шатры (как правило, из брезента, но сделанные "под старину"), нам категорически нельзя было стоять на первой линии, обязательно в глубине, чтобы анахронизм с палатками не был так сильно заметен. К нашему счастью, пятачок под такую установку нашелся, но почти прямо под стеной. Причем, пикантный момент, - водосточный желоб в этом месте был поврежден, из-за чего поток воды, конечно, прямо на палатку не лился, но как только поднимался хотя бы минимальный ветер, купол одной из палаток под водопад все-таки попадал. Забегая вперед, не могу не похвастаться тем фактом, что моя палатка (а ей как раз досталось больше всего) с честью выдержала это испытание, сохранив наши вещи сухими!
Пока мы с Тимуром ставили лагерь и занимались приготовлением ужина, Олег, Цвет и Чиж пошли на разведку. Вернулись они в приподнятом настроении... Нет, это мягко сказано, они чуть ли не до вершины стены допрыгивали от восторга. Новость и правда была замечательной: нас взяли в основную музыкальную программу фестиваля! Помимо нас, в ней принимали участие "бретонцы" Croashent и "средневековая" группа Musica Radicum. Последних мы довольно сильно невзлюбили: во-первых, средневековая музыка - это штука очень специфическая, без подготовки ее воспринимать тяжело, во-вторых, она громкая: волынки и барабаны "радикумов" оглашали всю замковую площадь и ближайшие окрестности оной, и, наконец, в-третьих, сами по себе эти ребята оказались большими любителями курнуть, что также не могло не отражаться на их творчестве в сторону еще большей монотонности и медлительности, по сравнению с коллегами по цеху. Но не могу не отметить, атмосферу средневековья эти ребята воспроизводили пугающе достоверно, что во время импровизированного "пира" в замковой казарме, который они же и устроили на следующий вечер после нашего прибытия на фестиваль, что во время их довольно диких перфомансов, один из которых мы увидели в следующем году (наверное, когда доберусь до этих событий, тогда и расскажу)...
После ужина мы решили, что надо б расчехлиться и поиграть в шляпу. Для этого было выбрано одно из немногих сухих мест - замковые ворота. Мы довольно быстро установили два факта: когда ты играешь для проходящих мимо людей, богатства репертуара совершенно не требуется: достаточно знать пару песен и четыре мелодии: даже активно слушающий народ редко когда задерживается около тебя больше чем на 15 минут, а фолковые мелодии в принципе звучат очень похоже, поэтому неискушенных слушателей можно легко сбить с толку, если играть длиннющие сеты, чередуя в них эти самые четыре мелодии по кругу :)
И все бы ничего, но тут в самый неподходящий момент у меня лопнула 5я струна. Очень хорошо помню, что струна была пятой, потому что это сыграло роковую роль. Дело в том, что Илья, как и любой уважающий себя гитарист, ставил свежие струны за день до концерта, а "Сиды" гастролировали очень много - в его старой гитаре, таким образом, образовался гигантский запас почти неигранных струн. Комплектов 20, наверное. Это вселило в меня ложную уверенность, что уж чего, а запасных струн у меня дофига - и тут я жестоко ошибался: струны у меня рвались одни и те же, как правило, четвертые и пятые, поэтому при видимом изобилии нужные струны кончились быстро. В Выборге оказалось, что пятых струн у меня не осталось вообще. Пришлось накручивать шестую - и вот тут-то как раз меня подстерегла беда: толстенная шестая струна после получаса игры расколола и раскрошила верхний порожек гитары, правда, тогда, в запале, я этого не заметил, это стало ясно позже...
Наши экзерсисы в воротах дали нам осознать еще один важный момент: во-первых, наше собственное творчество не особо роляет на фоне известных фолковых песен и мелодий - попытались мы там "Овечек" сыграть, кончилось это не особо хорошо, а, во-вторых, вообще-то, мы зря себя принижаем, то, что мы играем, вполне нравится и более искушенной публике, не только "толчкам". Довольные собой, мы пошли обратно в лагерь.
В лагере нас встретил один из Юлиных одноклубников, который заявил следующее: мы тут прописались в лагере ландскнехтов, а стало быть, надо уважать традиции, принятые в славной германской пехоте, и выпить шнапса за знакомство. Шнапсом оказалась местная лимонная водка, коей было в нас залито солидное количество - не менее пары бутылок на круг, народ решил, что пора идти спать... И тут Олег заявил, что ему просто необходимо прогуляться по ночному городу. Я, решив, что раз я трезвее, чем он, мне просто необходимо его сопроводить, во избежание неприятностей. Во время прогулки Олега прорвало: он очень долго и упорно жаловался мне на всякое, что я, пожалуй, здесь опущу, но могу сказать со всей уверенностью, это сигнализировало об очень высокой концентрации алкоголя в его крови.
По возвращении мы решили, что все-таки надо ложиться, что мы начали проделывать. Разве что я немного задержался у костра, так как некий товарищ, тоже сильно бухой, все пытался сподобить народ пойти в город кому-нибудь морду начистить. Я решил, что мой долг - угомонить его, посему я начал длинный, пространный и тоже весьма нетрезвый монолог о том, что вот мы с товарищем только что вернулись из города, и на улице никого не было. А знаешь почему, уважаемый товарищ, прости, не помню, как тебя зовут? Это потому, что в замке сейчас невиданная концентрация храбрых рыцарей и ландскнехтов (особенно ландскнехтов!), гопники перепугались и попрятались в свои норы. Они там сидят и дрожат, бить морду некому. А вот нарваться на ментов, которые ни разу не посмотря на доблесть храбрых ландскнехтов, обязательно захотят посадить их в обезьянник, вполне реально. Так что не надо никуда ходить, и здесь хорошо сидим.
И вот в этот самый момент из нашей палатки раздается истошный полувопль-полувизг Лены: "ОЛЕГ!" К счастью, случилось не то, о чем, возможно, многие подумали. Просто Олег, обладая в своем тогдашнем состоянии грацией дров, пытался пролезть на свое место, и сначала наступил уже заснувшей Лене на живот рукой, а потом, когда она в ужасе проснулась, еще и упал на нее.
Вот так и закончился наш первый, безумно длинный день первых в жизни гастролей. Моя устал, продолжу потом :)
P.S. Некоторое время назад я получил от Чижа пачку отсканированных фотографий периода 2003-2005 годов, буду их потихоньку добавлять в более старые посты.