Беспощадный русский бретон

Jun 01, 2011 12:50

Вот как раз появился повод как-то свести мысли по поводу "нашей" "бретонской" музыки воедино.

Ну не могу я всерьез воспринимать российские "бретон-проекты". Есть ведь записи - а тут все непохоже так.

Даже странно. Альбомов - массы. Совершенно на любой вкус. И традиционные, и экспериментальные. Выбирай любой. Но главное все-таки - традиционная манера игры на традиционных же инструментах. А это - самое сложное. Как-то обсуждали традиционное звучание - мало кто готов слушать барабан, биню и бомбарду. Или тру-бабушек.
(послушать) (послушать)
Но есть масса групп с обработкой (хоть оркестры "bagad", хоть world music, хоть фанк-рок, хоть drum-n-bass)- выбирай не хочу. послушать
послушать

еще субъективные примеры навскидку из вконтакте: Ar Re Yaouank - Ha dall ha dall daoned, Chal Ha Dichal - Le jeune cordonnier (rond de Loudéac), Carre Manchot - Gavotenn, Skeduz - Hanter Fisel, Bagad De Lann-bihoué - Le Ton Double Plinn, Bagad Cap Caval - Danstro Plin, Ar re yaouank - Ravine, Ar re Yaouank - M-A-L (an-dro)

Это - бретонская музыка, познакомьтесь.

Есть что-то подобное в России? Музыка для ингерманландских настенных часов? Или группы с басами-барабанами, вокалами и фолк-роком 70х (названия здесь не важны)? Сложно сказать, что лучше. Не похоже! На самом деле, и на старые группы не похоже.

На самом деле, басовые партии простые, их любой басист может понять. Они просто ориентируются на мелодию, и, что еще важнее - на грув танца. Но все это не поможет, если нет одного, двух, трех солистов, играющих собственно этот грув. Упс!

Но не стоит унывать. В "русской" "ирландской" музыке тоже долго толкли воду в ступе между Pogues и Silly Wizard (о, сколько начинаний породило, но и испортило, их влияние). Но наконец выскочили из фолка и стали ориентироваться на традиционную музыку. И даже группы, известные по "собственному взгляду", включают серьезно изучающих традицию музыкантов (приятно порадовали этим те же Later). Думаю, с бретонской музыкой это может произойти, но чуть позже.
И выделение бретонского направления в музыке - первая ласточка оздоровления.

Вероятные причины сравнительного уныния на бретонской сцене:
1. Как самостоятельное направление это пока еще молодое.
2. У нас исторически принято всё смешивать - средневековые танцы и музыку - и ирландские, ирландскую - и тут же ингерманландскую/шведскую/клезмерскую/молдавскую и проч. и проч.
Частично это связано, конечно, с отсутствием глубины - набирают широтой. Постепенно это лечится. Вот и чисто "бретонские" группы возникают, и даже НЕ-бретонские (Melomel играет близку по сути других частей Франции).
3. Инструменты очень сложные, заниматься на них тяжело и "негде"(бомбарда или биню - это же мама дорогая как громко).
4. Инструменты при этом неизвестные и коммерческие не используемые (не сравнить с красивой волынкой с кучей висюлек, за один трехминутный выход с которой - больше все равно не вынести - платят от 50 долларов). Звук у них "особенный", бескомпромиссный, "не для всех". А нужно же семью кормить. Куда сподручнее заиметь галисийскую и играть всё подряд, чем закупаться на группу целым комплектом (поменять придется всё - ну что за бретонская музыка с бораном, тем более с флейтой Бёма).
5. Положительного опыта пользования инстурментами просто нет - ирландские инструменты постепенно пояляются у нас, а бретонских я почти не встречаю. Пара нестройных бомбард в руках в колчанах мультифункциональных музыкантов - не аргумент.
6. Сама музыка имеет столько тонкостей, что их освоение - это не отнюдь не год занятий. В этом смысле "средневековая" волыночная музыка кажется намного более простой и понятной - особенно если учесть, что у нас ее воспринимают в основном через сценические проекты, а не серьезных исполнителей.
7. Ну и танцевальная культура пока еще далека от той, которая могла бы развивать эту музыку и развиваться вместе с ней. Хотя тут почва благодатная - ведь это действительно танцевальная музыка, и танцы ей совсем не вредят (чего не скажешь о массе направлений "ирландских танцев". Но критической массы нет.

Поэтому получается, что в музыке царит сплошной интеркельтик. А ведь почему в Европе не мучаются с названием "кельтской музыки" как-то еще: "ирландская-бретонская-шотландская"... ага. Почему не валлийская-кейпбретонская-галисийская"... Просто потому, что они играют национальную музыку и редко лезут к соседям за материалом. Своего хватает. У нас - все пока в кучу. Как введение продаж пасты в кофейне.

Резюме. Кто-то просто должен захотеть, начать. Заказать нормальные инструменты, сесть и заниматься. В первую очередь - солисты. Будет ли это? Будет, уверен.

мысли, itm, breton

Previous post Next post
Up