Казань. фестиваль Крутушка, ч2.

Sep 22, 2010 13:16

Казань
Часть 1 здесь

Часть 2
В целом, уже на первый день я начал тихо звереть от количества «русской музыки». Именно в этом путешествии я понял, что уже не хочу слушать любой фольклорный ансамбль - «если это не Казачий круг», то лучше уж включить запись. В случае «обычного» коллектива - лучше быть участником, чем слушателем, тем более, против воли.

Пространство замкнутое, природы вокруг нет. Перманентный русский сейшн, с утра и до утра. Под окнами, в корпусах, в столовой. Везде. Видимо, как-то так проходят соревнования кейли-бендов. Атмосфера в целом сильно напоминала конференцию специалистов и одновременно прилагающейся к ней вечеринку. И, признаться, никогда не хотелось так сильно выпить, как первые два дня, «но магазин до 8».

Зрителей было не так уж много, все ходят, слушают друг друга, сейшенят, общаются, знакомятся.
Вот это знакомство и общение, пожалуй, было одним из важнейших положительных моментов мероприятия. Полезно было посидеть первую же ночь с музыкантами уровня Марио и Ва-Та-Га. Заодно послушать смешных тематических анекдотов в духе «Чем контрабас отличается от гроба?».

Вторую ночь, когда я буквально выл от безделья и тотального русско-сейшна, вдруг услышал из-за двери одной ирландской танцевальной школы знакомую «Как на Дерибасовской». К ним была направлена делегация мира в лице меня и Панина, и мы просидели у милых фей под ирландские, ливерпульские и какие-только-в-голову-придут песни до утра.
Оказалось, я уже виртуально знаком с «ирландскими» ребятами из других городов - музыкантами и танцорами. Теперь стало как-то легче обсуждать совместные дела.

Вообще, забавно, когда в небольших корпусах сосуще-ствуют (с) столько фестивальных коллективов одновременно. Мы снова оказались состыкованы с Птицей Тылобурдо, как и в 2008 году на Этномеханике - теперь не только по расписанию, но и жили дверь в дверь. По поводу расписания - за его хотя бы частичное соблюдение пришлось изрядно бороться - добрая традиция некоторых широко известных фестивалей.

Собственно, на нашей двери мы выложили из всяких фенечек название группы. Потом с ними еще была смешная история: их при уборке забрала «горничная», потом вызволяла. Ну не прочла она надпись. Решила, что это «подарили» лагерю феньки и бусы. Вот вам и от общего к частному.

О МУЗЫКЕ
Средний уровень участников был, признаться, не очень высокий. Это обратная сторона того, что называют «группы приезжают без гонорара, и поэтому царит особо творческая атмосфера». Очевидно, что многим коллективам, выступающей постоянно и успешно, трудно вписываться в такие мероприятия - даже если они очень нравятся. Музыкантов, как ни странно, нужно кормить. А если группа действительно играет хорошо, значит, по крайней мере, кто-то из участников чаще всего зарабатывает музыкой. Извечная дилемма.

Тем не менее, не фестивале выступали и звезды world music: Старостин с семейным ансамблем и Марио, Ва-та-га, которая вновь образовалась, KalashnikovBand - пока не такой известный, но явился настоящим открытием и настоящим хедлайнером.

По поводу моего недавнего заявления, что это самый крутой фестиваль, где мы выступали - это не совсем так, конечно. Просто очень хорошо снято видео и очень мощный состав главных арстистов. В целом - похоже на одну из сцен Пустых Холмов. К сожалению, пока посетителей меньше, чем хотелось бы - но, надеюсь, все будет развиваться, улучшаться и взрослеть.

Ва-Та-Га
Я, признаться, слышал лишь какие-то давнишние альбомы группы Reel, и они меня не радовали совершенно. Да и было это много лет назад. То, что воссозданный проект НАСТОЛЬКО крут, я не представлял никак. При том, что это все тот же этнофьюжн и его, если поднапрячься, можно представить в ситуации 15 лет назад, группа чисто акустическая, нет никаких заигрываний с модными тенденциями - но то, как это сыграно - это просто поразительно. Вне всяких сомнений, настолько великолепного музицирования я не слышал очень давно. Открытие года как минимум.
Знаете, есть группы, играющие просто хорошо и четко, а здесь такое ощущение, что хоть ты замедли в 8 раз - все равно все будет идеально. «Запас прочности» колоссальный. При этом никакой механистичности, искусственности.
Звук контрабаса - космический - и это на таких дровах, как Fender серии BXR. И дело не только в магнитном датчике - дело и в руках.
Все, что я написал, не значит, что это скучный «виртуозный» проект. Это совершенно живая группа, очень интересная. Ничего близкого на фестивале, пожалуй, не было. Интересно, что некоторые фольклорные музыканты воспринимают само пение коллектива не близким себе - не технически, а на уровне подачи, «энергетики». Мне это очень сложно понять.

Старостин с семейным ансамблем
Писать отчет о том, как слушал Старостина, в оценочных категориях было бы глупо. Это вроде как описывать Эйфелеву башню.
Самое забавное было увидеть состав группы. Мы шутили, что это такая шутка сторону Белорыбицы, потому что даже по стейдж-плану все совпадало. Судите сами.
У Белорыбицы: большой барабан/кахон - струнные - девочка (старшая Катина дочь) со скрипкой и пением - вокалистка - гусли - дудки.
У Старостина: большой барабан/кахон - девочка со скрипкой и пением - Старостин с дудками и гуслями - вокалистка.
И даже пересеклись две песни, хотя там они звучали в почти «обратной» обработке.
Восхитил Марио - на старом диске из ДОМа было совсем не так убедительно. А сейчас, и особенно вживую… Он одной рукой на кахоне или тапане выигрывал такие вещи, что зависть берет. Еще использовал интересную технику - игра одной рукой на совсем небольшом бубне, похоже, из змеиной кожи (название забыл, что-то индийское), звук фундаментально низкий (опять же, правильно использовалась техника близкого съема звука микрофоном).

KalashnikovBand порадовали двумя вещами: во-первых, тем, как они «взяли зал». Народ был в полном трансе. Кроме того, это первая группа, которую я слышал на выступлениях, использующая действительно современную музыку, а не фолк-рок-этно-фьюжн, «как все». Ведь большинство проектов, которые «обрабатывают», делают то, что могло бы звучать и 20, и, возможно, даже 30 лет назад. Калашников использует современные элементы. С музыкантской точки зрения мне не все близко, но воздействие на публику сильнейшее. А это - пожалуй - главное для такой музыки.

Тылобурдо в этот раз прозвучали странно. Очевидно, не очень справились с фествальным звуком и не слышали себя достаточно хорошо (у нас были аналогичные сложности, долго соображали, что к чему и раскачились только к концу). В целом, было тихо и на сцене, и в порталах, не только по нашему мнению - один из подходов к этно-музыке. Поняли, что Белорыбице все-таки не совсем подходит такой вариант. Материал Тылобурдо в этот раз был в значительной части авторский - видимо, такой поиск. Как обычно в таких случаях, мне непонятно, зачем.

Мне понравилось слушать из окна Мубая, хотя Катя с Мишей не приняли совершенно. Нужно еще раз послушать его в Нижнем на Живой Воде. Зуля выступала со сборным ансамблем, хорошо исполнявшим партии с диска. Но сама музыка почти никак не связана с народной традицией - мне лично в рамках данного фестиваля показались уместными только татарские песни (даже в переводе это было здорово). Остальное, как, пожалуй, справедливо заметили - больше похоже на французский шансон. Хорошо, но немного не по теме. Хотя логика ясна - так ли много world-music имен из Татарстана, которые делают что-то «шире» своей страны?

Вот кого бы я с радостью услышал, так это Супералису. Вряд ли, правда, ее когда-либо пригласят, и вряд ли она поедет.

Остальные проекты - из того, что я слышал, было мало интересного. Немногие из проектов, пытающихся делать что-то свое, действительно нашли интересные идеи. Тем и полезны подобные фестивали - разумный человек сделает вывод из того, что видит, и постарается избегать пути фолк-планктона.
На большинстве этно-фестивалей (те же Холмы) не так уж много русских традиционных и посттрадиционных проектов, и все они разбросаны по программе. Здесь же они доминируют, и можно довольно быстро понять, какие вещи не стоит развивать, а какие стоит.

Ведь когда сидишь в изоляции, можно тешить себя иллюзиями о своей исключительности, а на такой вот «ярмарке» всё встает на свои места. С одной стороны, мы когда-то слегка опасались, что слишком смело используем перкуссию других континентов в Белорыбице, с другой - радовались, что придумали что-то новое. А оказывается - это сделали одновременно с нами (если не до нас) и значительно более известные исполнители. Это одновременно и благословление продолжать, и стимул двигаться дальше.









Завершилось все тотальным сейшном, который был хорош, пока Марио, дипломатично спасавший его от засилья чего бы то ни было, рулил процессом, "организуя" микровыступления различных артистов - Ализбара до башкирского варганиста/горловика. Как только Марио вышел покурить, все потонуло в перкуссионном сейшне - вы знаете, как это бывает. Еще я понял, что много импровизирующих вокалисток - это даже страшнее. Но к таким вещам не привыкать: немногие сейшенят для того, чтобы родилась музыка, чтобы произошло что-то важное. Странно лишь, что настолько неуправляемыми оказались в том числе африканцы - я думал, так себя ведут обычно только хиппи.

Остается пожелать организаторам удачи, хороших помощников, регулярной поддержки спонсоров и побольше отзывчивой публики.

upd кстати, вот видео некоторые в контакте http://vkontakte.ru/video.php?gid=8573089

Казань, Крутушка, фестивали, Белорыбица

Previous post Next post
Up