Из хоумскулинга в анскулинг -- зачем?

Apr 21, 2016 12:40

А вы знаете, да, что если читать слишком много, велик риск заработать вольнодумие и свободу мысли?!

Проверено на опыте.

На третий месяц нашего с Фрэнком, как мне казалось, замечательного обучения на дому, вдруг что-то пошло не так. Мой семилетка, который с легкостью решал задачки и примеры за третий класс, вдруг начал при виде тетрадок по математике ронять тихие слезы. Меня это напрягало и раздражало: "Ну, в чем дело? Ты же можешь, и так здОрово можешь, так вот и решай... И не одну страничку, а две -- это ж пять минут... И вообще, Ломоносов сказал, что "математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!" ( эту умную мысль я вынесла из собственного класса математики практически единственной. Цитата была написана большими буквами на растяжке прямо над доской в кабинете, и я частенько сидела, на нее уставившись, потому что оо, что было написано на самой доске, мне было непонятно. Но с Ломоносовым я была согласна: после дикого ора на перемене, на алгебре было приятно отдыхать и восстанавливаться от сенсорной перегрузки: учительница была строгая, ученики ее побаивались и сидели смирно).

Но сын упорно не хотел показывать своих математических талантов, зависал на простых вопросах, ерзал, черкал карандашом по бумаге и вообще вел себя не как вундеркинд, а как нормальный первоклашка. Которого зачем-то пытаются загнать сразу в третий. А, ну да: он же может, и папа вот у него как раз из первого сразу в третий перешел, а папа умный. Немного нервный, правда, зато какой умный!..

Так, стоп, ладно, черт с ней, с математикой. Вот, давай лучше книжку почитаем. Или две: ты мне на английском, а я тебе на русском. У нас смотри сколько книжек: уууу, в каждой комнате не меньше двух шкафов, читать не перечитать. И еще посылка придет на днях, а там.... Ну что, что ты глаза закатываешь, что ты лицо вытягиваешь, ты же радоваться должен, ты же так любил, когда я тебе читаю, часами мог слушать, пока маленький был! А сам читаешь как здорово, и ведь я тебя даже не учила -- все сам, а теперь чего?! Нууу...

А вот письмо -- смотри, как здорово, не надо сидеть и глупые листочки заполнять, как в школе, а знаешь, как надо, да? Вот из той главы про Геракла, что ты сейчас читал, выбери предложение-два и перепиши в тетрадку. Любое, то, что тебе больше всего в рассказе понравилось! ... Ну, и что это ты эти три слова перепишешь, разве из них понятно что-то, ты найди, чтобы было понятно, мысль законченная чтобы была... Да напиши вот число сегодняшнее, название книги сверху, а потом предложение свое...приятно будет потом полистать, и сразу вспомнишь, о чем читал. Ну чего ты ревешь-то?!.

Ладно, пойдем в парк гулять, и можешь мне там рассказывать о своей компьютерной игре хоть два часа, все равно я ни слова не понимаю, а гулять полезно: свежий воздух, природа, физкультура. Собака опять же рада.

Четыре часа, сейчас Габи из школы придет. Можешь идти играть. Но на компьютере не больше часа! Подумай, что хочешь: компьютер, айпед или Wii, и играй час. Потом можешь слоняться по дому с растерянным видом, в конце концов найдешь, чем тебе заняться. В доме много всего интересного, а ты все забросил: пазлы, раскраски, конструкторы, Лего, пластилин -- ты так все это любил, поделки делал, письма писал бабушке на русском языке целыми страницами до школы, а теперь кроме своего ютуба ничего не хочешь больше...

Фрэнк убегал к копмпьютеру, сверкая пятками, Габи занималась своими делами, а я читала, читала, смотрела видео, шерстила группы на Фейсбуке, ходила по ссылкам, вчитывалась в блоги и пыталась понять, что же я делаю не так?! Почему выбранный мной совершенный метод не работает, даже "подогнанный" под наши реалии и характеры?

Читая и перечитывая, я в конце концов наткнулась на слово "дескулинг". Заинтересовавшись, начала читать все, что могла найти на эту тему. И почти сразу же поняла: вот то, чего нам не хватало, то важное звено цепи, чуть ли не застежка, которую я пропустила!

Дескулинг -- это своего рода "отдых", во время которого ребенок делает то, что хочет, а родитель по этому поводу не напрягается, но продолжает читать и просвещаться на тему домашнего или свободного образования, когда на каждый год школы или любого другого образовательного учреждения надо выделить месяц "безделья" ( родителю в том числе!) и забыть, как страшный сон, что такое школа, парта, уроки, занятия, программа, учитель, ученик, класс, предмет, оценки, форма, расписание. То есть, родителю нужно времени гораздо больше, чтобы перестать мыслить категориями школы. Ха, подумала я, особенно мне -- которая практически жила в государственных образовательных учреждениях месяцев эдак с восьми и без перерывов на лето!

Как раз к спеху подошли весенние каникулы, приехала Настя, я оставила Фрэнка в покое и мы все просто наслаждались общением, обществом друг друга и погодой. Я читала каждую свободную минутку, преимущественно на английском, потому что на русском материала не так уж и много, особенно по тому предмету, к которому неизбежно вели меня те книги и статьи, которые нравились мне и ложились на душу лучше всего. Они же отвечали на самые мои трудные вопросы, приводили примеры чуть ли не из моей жизни и вели меня дальше и глубже в тему, которой я до тех пор сознательно избегала.

Анскулинг. Когда я натыкалась на это слово раньше, я торопливо пролистывала страницы или проматывала экран. Мне казалось, от слова так и веет безответственностью, ленью родителей и распущенностью детей. Как же я ошибалась! :)

Анскулинг -- это целая философия, постигая азы которой, я с удивлением отмечала про себя, что ведь я как раз и была, по идее, анскулером. Несмотря на ясли, дачи, школу и лагеря. Я не выучила там ни одного нового предмета, не усвоила ни одного урока, не обрела ни одного навыка, кроме навыка выживания в экстремальных условиях.

Зато я научилась узнавать буквы в три года, складывать их между собой в четыре, и меня уже было не остановить. Я читала, писала -- и делала это со всей страстью. Взрослые не понимали, почему при такой любви к книгам, я ни хрена не усваиваю в школе, я тоже особенно не понимала, да и не пыталась. В школе в начальных классах главное было -- выжить на переменах, на уроке можно было отдохнуть и посидеть спокойно ( если не спрашивали), после уроков бежать либо читать, либо играть в прочитанное.

Не только в школе, везде, и в детском саду тоже: я не умела рисовать, не могла лепить, не получалось ровно вырезать и красиво клеить, шнурки не завязывались на бантик, мячик прилетал слишком быстро и неожиданно.

Зато дома я по книжке училась варить суп и пришивать воротнички, клеила коробочки, собирала оригами, закручивала гайки в конструкторе, рыла землянки для бездомных собак, перевязывала ленточками бинтов сломанные в лесу веточки. Даже грибы с книжки срисовала в свой "дневник лесничего", сделанный из зеленой тетрадки так, что моя подружка Олька долго на них смотрела, поджав губы, а потом сказала: "Вот почему ты на рисовании так не рисуешь?! "

Но ведь на рисовании не надо было рисовать грибы, а надо было рисовать помидор. Глупый огромный помидор на всю альбомную страницу, бордового цвета, долго лежал у меня в папке вместе с прописями и первыми школьными тетрадками, которые я хранила "на память". Когда я решила, что надо бы показать их Насте, я достала, пересмотрела все эти "сокровища", порвала и выкинула. Все эти всплески красной ручки, тройки и ехидные замечания учительницы на полях -- вот все, что сохранилось у меня от начальной школы...

... И детей своих я никогда не учила специально, несмотря на любовь к книгам, а потом и сайтам по "раннему развитию". Мне в них всегда нравилась идея атмосферы в доме и семье: когда весь мир воспринимается, как место, где учиться можно в любой момент: разглядывая божью коровку, обмакивая кисточку в краски, наряжая плюшевого медведя или считая ворон :)

И они говорили -- сами -- на двух языках, знали к двум годам формы, цвета, буквы и цифры, собирали пазлы, делали поделки, писали письма друзьям и бабушкам.. Настя в свободное от школы время шила костюмы, стригла парики, мастерила аксессуары и участвовала в фестивалях аниме -- я не мешала, я радовалась и предоставляла материалы, если ей не хватало собственных ресурсов. Она пела, играла на пианино и рисовала -- все лучше и лучше, все больше и больше. Младшим я так же предоставляла полную свободу в выборе занятий, веря в их таланты и способности. Американская школа казалась мне отличным местом, где дети могли общаться: учителя приветливые, одноклассники воспитанные, занятия интересные. Ну и, как же без школы?..

Как всегда, чтобы что-то в нашей жизни изменилось, нужны были чрезвычайные обстоятельства. Например, ребенок, не вписывающийся в систему. И я поначалу поддалась ей, системе, испугавшись. Забыв о том, что надо верить -- детям и себе.

Как хорошо, что так вовремя вспомнила. Как хорошо, что еще есть время и возможность вылечить то, что так настойчиво калечили. Как непросто быть одним воином в поле, когда самые близкие люди -- пока -- не понимают того, что я пытаюсь делать. Но это ничего не значит. Я делаю то, что хорошо мне и моим детям. Удерживать окружающих в зоне комфорта в мои обязанности не входит :)

И да, Габи теперь с нами! :)



Мир глазами анскулера, хоумскулинг, наши будни, Шарлотта Мейсон и я, bee-happy!

Previous post Next post
Up